Из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам»
Уроки внеклассного чтения.
7 класс
- (др.-рус. Повѣсть времѧньныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Был составлен в Киеве.
- и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции).
- Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год).
- Название своду дало начало первой фразы «Повесть времянных лет…» или в части списков «Се повести временных лет…»
- Исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
- Первые рассказы «Повести...» похожи на легенды и предания
- В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…
- О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
- В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
- Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?
- Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
- Князь Святослав возвратился из чужой земли и прогнал печенегов в поле.
- Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.
«Сказание о кожемяке» - одна из героических страниц "Повести временных лет"
- "Сказание о Кожемяке" отражает события, происходившие в далёкие времена в жизни славян и враждебных степняков-хазар.
- “ В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.”
- Что предложил печенежский князь князю Владимиру? Каковы были условия поединка?
- Почему для поединка Владимир выбрал именно юношу Кожемяку?
- Чем закончился поединок между печенежским мужем и Кожемякой?
- Князь Владимир, старик отец и юноша Кожемяка готовы пожертвовать жизнью ради Родины, в этом проявился их патриотизм, преданность родной земле, любовь к ней и готовность к самопожертвованию.
- Летописцу было важно рассказать именно эту историю как доказательство того, что на Руси есть великие герои, есть свои богатыри, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги славных предков.
- который в доказательство своей могучей силы разом разрывает несколько сложенных бычьих кож.
- Прошло время, и сюжет поединка Кожемяки с печенегом мифологизировали - теперь это была схватка со Змеем.
- Ярослав был одним из образованнейших людей своего времени и покупал книги для библиотеки в Константинополе, а затем отдавал их переводить «с греческаго на славянский и на письмо». В Софийском соборе Киева хранилась княжеская библиотека.
- За глубокие познания, градостроительную деятельность и составление первого письменного свода законов князя прозвали Мудрым.
“ Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…”
- “… Велика ведь бывает польза людям от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы…, ибо от слов книжных обретаем мудрость. Это ведь – реки, напояющие всю вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания”.
- “ Ярослав… к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг…”
- … Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
- Какова польза людям от учения книжного?
- За какие заслуги князя Ярослава прозвали Мудрым?
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?
И сказал один отрок:
Я пройду.
И ответили ему:
Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
Не видел ли кто коня?
Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:
Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же воевода их, по имени Претич:
Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.
«Подвиг молодого киевлянина». Худ. А. Иванов
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:
Кто это пришёл? А тот ответил ему:
Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:
А ты не князь ли? Претич же ответил:
Я муж его и пришёл в сторожах 1 , а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
Будь мне другом. Тот ответил:
Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.
И послали киевляне к Святославу со словами:
Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле 2 , и был мир.
1 Сторожа - передовые, разведывательные отряды.
2 Поле - степь к югу от Киева.
ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ
Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи, ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В Х веке на Русь приходит новая вера - христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.
Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых филологов из Болгарии - братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.
С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.
Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в ХI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» - ХII в., различные «Жития...»
Заканчивается период древнерусской литературы в ХVII в.
«Повесть временных лет» - первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л. Дмитриеву (учебник, с. 47).
III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с. 47).
IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.
V. Беседа
Вопросы:
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло строку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в строке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
5. Какая тема пронизывает это произведение?
Любовь к Родине - вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель - прогнать врага с род ной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.
VI. Составление цитатного плана.
План (примерный):
1. «Пришли... печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце...»
2. «...затворилась Ольга в Киеве со внуками...»
3. «Осадили печенеги город...»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону...»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки...» (Претич и печенежский князь.)
10. «...послали киевляне к Святославу...»
11. «Святослав... сел на коня и пришел в Киев с дружиною прогнал печенегов... и был мир...»
VII. Пересказ повести по плану.
VIII. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).
IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).
Х. Обобщение.
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева - «Прошлое должно служить современности!» (с. 51, учебник).
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» входит в известную летопись Нестора «Повесть временных лет». Особенности произведения разрешают по-разному трактовать его жанр: как предание или летописную повесть. Приданием «Подвиг…» можно назвать из-за того, что он передает народное толкование исторического события. В тоже время это достаточно детальный рассказ о событиях древности, что является свойственно летописной повести. Нельзя забывать, что под повестью в данном контексте подразумевается небольшой рассказ.
Тема предания – захват Киева печенегами и освобождение города. Автор показывает, как любовь к Родине способна стать спасительным кругом для целого народа. В предании возносятся такие черты как патриотизм, храбрость и находчивость. Идея патриотизма, кстати, является общей для всей «Повести временных лет».
Сюжет «Подвига…», как и большинства летописных повестей простой. В экспозиции есть указание года, когда происходят события, также подается короткое описание облоги Киева, перечисляются имена вельмож, которые пребывали в Киеве. Не забывает рассказать летописец и о том, что Святослав как раз пребывал в Переяславце. Завязка – поиски добровольца для похода на другой берег Днепра и согласие отрока. Развитие событий включает путь отрока, его разговор с Претичем. Кульминация – разговор Претича с печенегами. Развязка – возвращение Святослава и победа над печенегами. Как видим, все элементы сюжета расположены в правильной последовательности.
Система образов в предании «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» не разветвленная. Есть два сборных образа – печенеги и русский народ. Также летописец упоминает о княгине Ольге, ее внуках Олеге и Ярополке. Они являются второстепенными персонажами, так как на основные события практически не влияют.
В центре предания – и . Именно они играют главную роль в освобождении Киева. Отрок из простого народа, его имя в тексте не упоминается ни разу. Парень ловкий, сильный, знает печенежский язык. Эти качества помогают перебраться ему на другой берег. Образ воеводы Претича спорный. Он хитрый, умный, находит способ выгнать врага. В то же время сначала заботится о жизнях княгини и ее внуков, зная, что если они погибнут, то Святослав погубит его. Спасение народа отодвигается на второй план.
С князем Святославом знакомимся сначала «заочно», ведь во время облоги его нет в Киеве, далее о нем упоминается в разговорах других персонажей. В конце предания князь возвращается и освобождает свои земли. Отношение к князю народа и самого летописца неоднозначное. С одной стороны они уважают его, боятся гнева Святослава, с другой – считают, что князь покинул Киев на произвол судьбы, а сам «ищет чужой земли».
Жанровая специфика и время написания летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» отобразились на стилистике. В тексте встречаются историзмы («воевода», «отрок», «князь»), архаизмы («муж», «дружина»), исторические названия (Переяславец, Русские земли, Лыбидь). Художественные средства и синтаксические конструкции близки к фольклору.
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие-ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от-ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща-ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове-ка — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела-ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за-ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю-щимся храбрецом.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра-ди спасения родной земли.
В «Повесть временных лет» включены также народные пре-дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел-городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес-ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе-дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове-ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко-лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об-ратно в степи.
Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.