Кате му му посвящается. Катя Муму возвращается

Катя Муму победила

Что такое собака Баскервилей? Это Муму, которой удалось выплыть
Шендерович


Поскольку эта история во многом развивалась на страницах тогдашнего ЖЖ, её можно поместить в раздел "Легенды ЖЖ" -- во многом она рождалась именно на этой платформе.

21 октября о скандале 2010 года напомнили на ТНТ -- состоялся премьерный показ художественного фильма Владимира Мирзоева «Ее звали Муму», рассказывающий о череде сексуальных провокаций, главной героиней которых была Екатерина Герасимова, известная по прозвищу Муму, а жертвами стали многие оппозиционные лидеры и журналисты.

История эта оказалась столь легендарной, что по-прежнему многие злые языки, комментируя что-то связанное с Шендеровичем, вспоминают лишь матрас.
Потупчик (2014): «Мы помним, что он вытворял с матрасом»

Легендарные компрометирующие материалы демонстрировали поведение отдельных деятелей оппозиции с некоей девушкой (девушками), предположительно по имени Катя «Муму».
Лицо самой девушки, занимавшейся на этих роликах сексом, скрыто (34-летний Поткин и 52-летний Шендерович овладели Муму сзади, 67-летний Лимонов — спереди, не снимая полностью брюк. Во время акта на голове у каждого из них одна и та же шляпа, предложенная Катей в качестве головного убора).

Позже появились фотографии, на которых Муму позирует перед фотоаппаратом.

Все оппозиционеры предположили, что это — спланированная провокация, организованная спецслужбами -- с целью сексуальной дискредитации российской оппозиции.

Об инциденте писала зарубежная пресса и, конечно, комментаторы в ЖЖ.

Вот эти легендарные заметки:

Было в ЖЖ и продолжение этих историй, и целый ряд блистательных комментариев:
Новые похождения Муму
О преизбыточествующей нравственности
Говорили даже, что Катю должны убить -- О "Кате"

Яшин:
Девушка была загадочная — хотя и довольно простая, с обычными человеческими реакциями.
«Катя, почему ты скрываешь свою фамилию?» — спросил я ее во время нашей первой встречи.
«У меня известный и богатый отец, поэтому и не хочу афишировать семью, — напустила она тумана. — Друзья обычно зовут меня Муму».
«Муму… Так ты Катя Герасимова что ли?» — спросил я наобум самый очевидный вариант.
«Блин, как ты догадался?» — искренне удивилась она.

===================

Легендарная история легла в основу фильма режиссера Владимира Мирзоева «Ее звали Муму». Премьерный закрытый показ фильма уже состоялся 24 января 2016 года.

Теперь его показали по ТВ


предварив

Мирзоев -- оппозиционер, входил в Координационный Совет оппозиции, поэтому фильм во многом повторяет легенду, деятели спеслужб менее человечны, чем оппозиционеры и т.д.

Кураторы из ФСБ ломают через колено и нанятую ими для соблазнения оппозиционеров девушку, как только она пытается проявить характер.

Симпатичнее всех выглядит именно главный персонаж — девушка по прозвищу Муму.

У нее есть мечта (валить), она страдает, она влюбляется.

В фильме роли провокаторш и их жертв сыграли известные российские актеры - Ирина Вилкова, Елена Коренева, Ефим Шифрин, Пётр Фёдоров, Ольга Лапшина, Ольга Лысак, Ирина Бутанаева, Валерия Приходченко, и другие.

Очевидно, что Ефим Шифрин сыграл роль незадачливого публициста Виктора Шендеровича, к которому после скандала с Катей Муму приклеилось прозвище "матрас".
Пётр Фёдоров изобразил Илью Яшина.

На Vimeo уже выложили фильм (пишут, режиссерская версия)

Обсуждение в Фейсбуке премьеры на ТВ

Удивительно, что актриса Ирина Вилкова, сыгравшая Муму, что-то знает о своём персонаже.

"Самый смешной разговор у меня был с Дмитрием Орешкиным. Его прототип не вошел в фильм. Хотя, когда я писала сценарий, он был моим главным героем. Он был единственным, кто сразу спалил Катю. Единственным, кто не стал ничего с ней делать. Со всеми интервьюируемыми мы встречались в кафе. Орешкин позвал меня к себе домой. Назначил встречу очень поздно - и дома. Мне стало не по себе. Но я спросила себя: "Тварь я дрожащая или роль сыграю хорошо?" - и поехала. Поздно вечером, в спальный район. Приезжаю - он дома, с женой. Усаживает меня на кухню и начинает рассказывать.
Это все было очень смешно!
Катя Муму встретилась с ним в каком-то кафе и представилась искусствоведом. Разным людям она представлялась по-разному: кому-то журналисткой, кому-то искусствоведом, кому-то дочерью богатых родителей.
Орешкину решила отрекомендоваться искусствоведом - и тогда он заговорил с ней про обратную перспективу в русских иконах.
Посыпалась. Он: "Ладно, что-нибудь попроще, про авангард поговорю".
На что она: "А вы знаете, я сама дизайн в своей квартире делала, может быть, вы поедете посмотрите?"
А потом захотела заплатить за его счет, он тут же среагировал: "А вдруг ты шпионка, потом расскажешь всем, что за Орешкина девушки в кафе платят?"
Не поехал смотреть дизайн, заплатил за себя по счету, опозорил искусствоведа.

- ​А остальные?

- ​Остальные поехали и "посмотрели дизайн".

- ​Искать саму Катю Муму ты не пробовала?

Почему, я нашла ее в "Фейсбуке".

- ​Она по-прежнему Катя Герасимова?

Не Катя и не Герасимова.

По ее словам, сама Катя-Муму сейчас живет не в России, и очень хорошо выглядит.

"У нее все хорошо. Живет не в России.
Не буду говорить в какой стране - зачем? Отлично выглядит.
По-другому. Не в смысле, что сделала пластическую операцию - нет.
Просто был человек с обесцвеченными волосами, какими-то мишками.
А тут появились вкус, стиль, в глазах что-то другое.
Она выглядела как победитель.
И я прониклась уважением", - заявила актриса.
=============

Т.е. не сбылись пророчества Шендеровича (Девочке все равно не жить с такой репутацией) , Латыниной (вместо операции по дискредитации Лимонова... провели операцию по дискредитации шлюхи Кати Герасимовой. Судьба каковой, кстати, может служить уроком для всех ее коллег обоего пола ), Хасида (как бы с этой "Катей" не вышло как с Гонгадзе) ...

Муму победила?)

Картиной многие возмущены и шокированы. Ее уже успели назвать поклепом на либералов, апологией путинской Маты Хари и даже чем-то вроде «Анатомии протеста», только на сексуальной почве. Сторонники власти тоже воротят нос. Зачем показывать на экране всех этих либеральных ничтожеств? Какие-то мерзкие фрики, какая-то проститутка… Да и силовики представлены не в самом выгодном свете, это еще мягко сказано. Опять же поклеп.

Нет ничего глупее, чем решать, кто здесь прав и кто на чьей стороне, хотя именно это мы привыкли делать все последние годы. Хороший фильм — про хороших (с нашей точки зрения) людей. Плохой — про плохих (с той же точки).

История укладывается в одну строчку: спецслужбы подкладывали фотомодель под лидеров оппозиции, снимали все это скрытой камерой, а потом выкладывали компромат в Сеть. Время действия: 2009—2010 гг., всего шесть лет назад. Действующие лица: Шендерович, Лимонов, Яшин… Главная героиня: Екатерина Герасимова по кличке Муму. Говорят, теперь она в теплых странах и не испытывает угрызений совести по поводу того, что произошло, чувствует себя победительницей.

Подходящий сюжет для шпионского боевика. Недаром же название — «Ее звали Муму» — напрямую отсылает к триллеру Люка Бессона «Ее звали Никита». О том, как французская разведка ставит уличную девчонку в безвыходную ситуацию, а потом превращает в убийцу.

Но Мирзоев вывернул эту историю наизнанку. Вместо боевика снял драму. Вместо героев оппозиции и спецслужбистов показал людей, которые давно уже ни во что не верят и этим сильно напоминают друг друга. О каком идейном конфликте может идти речь, если молодой активист со спущенными трусами дает комментарий радио «Свобода» («Мы напугали власть!»), одновременно дотрахивая проститутку в прихожей, а эфэсбэшный вербовщик нюхает кокаин, закатывает дешевые истерики и бьет женщину по лицу? Во имя каких идей?

Трудно, вернее, невозможно обвинить Мирзоева в сознательной дискредитации борцов за свободу хотя бы потому, что он сам входил в Координационный совет оппозиции, подписывал письмо «Путин должен уйти», экранизировал пьесу Шендеровича и вообще известен как человек либеральных и даже ультралиберальных настроений. Он сходится с борцами во взглядах, но расходится в представлениях о нравственности. И именно о нравственности это кино.

Отношение к женщине — тест, лакмусовая бумажка. Как говорил Бродский (цитирую по памяти): важно, не кто ты по национальности, не правый ты или левый, а как относишься к женщине, часто ли врешь, часто ли делал подлости. Именно с этой точки зрения и снят мирзоевский фильм. Он как бы отметает политический расклад и начинает разговор с чистого листа, с ценностей, которые выше либерализма или патриотизма.

В итоге тест не прошел никто: ни те, ни другие. «Одни, — говорит Ефим Шифрин, сыгравший в фильме роль оппозиционного сатирика, клиента Муму, — делали вид, что нужно жить по совести, и не жили. А другие даже не собирались жить по совести. И тоже не жили… Если человек говорит, что ищет справедливости, от него ждешь соответствующего морального облика. Горите этими идеями, спите на гвоздях, как Рахметов, открывайте швейные мастерские, пускай вам снится то же, что Вере Павловне… Но, оказывается, можно запросто поехать на хату ради десяти оргиастических минут, а потом «этими же руками» браться за руки, чтоб не пропасть поодиночке».

Иными словами: от людей на государевой службе по определению не ждешь нравственных подвигов, вся история этому учит. Ни они, ни глупая провинциальная девочка Катя-Ира не опускались ниже своего уровня, с ними, если так можно сказать, все в порядке. А вот интеллигенция, люди, которые читали книжки, в конце концов… От них ждали совсем другого.

Положительных героев в мирзоевском фильме нет. Единственный, кто вызывает хоть какое-то сочувствие, — Муму. Тургеневская собачка, обреченная быть утопленной. Классический маленький человек русской традиции, о котором в пылу политической борьбы все забыли. «Милость к падшим» — это как раз о ней.

Другое вопрос, зачем она все это сделала. Уж точно не из желания наказать зло, как «Плюмбум» в перестроечном фильме Абдрашитова, хотя глаза у нее такие же холодные и пустые. Откуда вообще берутся эти люди? Ответ в первых кадрах, в первой же ее реплике: «Дорогой дедушка Мороз, пожалуйста, помоги мне свалить. Когда я училась в школе, совдепом меня только пугали. Но сейчас, когда вдруг все становится нельзя, сигареты, секс нельзя, мат, думать нельзя… Я поняла, что моя страна превращается в большую мрачную жопу. И пока я еще не зомби и понимаю, что жизни нет и не будет, помоги мне отсюда свалить». Плюс кредиты, мебель из IKEA и вообще хорошая жизнь. Вот на этом ее и поймали.

Мирзоев считает, что дело тут в глубокой психологической травме, нанесенной России советской историей, в этом видит причину нравственной деградации, утраты элементарных ценностей. Но можно ведь в этой связи вспомнить и совсем недавние сытые нулевые, когда общество по негласному договору с властью обменяло свободы на нефтяные деньги. Договоренность была такой: вы обеспечиваете нам сытость и комфорт, а мы не лезем в ваши дела, делайте, что хотите. «Хавай, меня, хавай», — поет Гребенщиков за кадром. Как раз об этом — о том, что возможность безответственно потреблять свела на нет любые ориентиры. Отбила желание сочувствовать и даже всерьез страдать. Остался только навык тратить деньги, кидать понты и говорить «му-му».

…В квартире у агента спецслужб фоном работает телевизор, оппозиционный канал «Дождь» транслирует события на Майдане. Политологи, сатирики и молодые активисты приходят, спят с девушкой и уходят, а украинцы на экране размахивают желто-синими флагами. Глядя на это, понимаешь, что страх наших властей по поводу возможного Майдана иррационален, в Кремле могут спать спокойно. Чтобы совершить революцию, даже такую, как в Киеве, надо хоть во что-то верить. Революцию не делают люди с пустыми глазами. Сытые, равнодушные, лживые. В общем, такие, как мы.

Режиссер Владимир Мирзоев снял фильм "Ее звали Муму" – о войне компроматов 2010 года. Тогда в сеть попали ролики c оппозиционными политиками. Они занимались сексом и нюхали кокаин с одной и той же девушкой – Катей Герасимовой по кличке Муму. Ролики были выложены на сайте молодежного крыла "Единой России". Актриса Ирина Вилкова, участвовавшая в съемочном процессе с самого начала, рассказала о том, каково это – быть Катей Муму.

– Мирзоев сказал, что мысль снимать фильм пришла, когда вы сидели у него дома, за круглым столом. И ты сказала: "Как бы я хотела ее сыграть".

– Мирзоев всегда говорит, что я первая начала. А я говорю, что он первый. На самом деле я уже не помню: мы сидели, обсуждали, и всем одновременно пришла мысль, что история очень кинематографична.

– ​Ты знала про Катю Муму и ее жертв?

– ​Вообще, да. Знала.

– ​Из сети? Или от кого-то лично? Знаю, что ты тогда близко общалась с Ильей Яшиным.

– Ну вот от него и узнала. Когда он пришел к нам в "Док" на спектакль, я про него ничего не знала. А кто-то сказал: "Ты что, не знаешь? Это чувак, который переспал с Муму!" Я спросила: "Что за Муму?" Один из первых вопросов, который я задала Яшину, был: "Тебя когда-нибудь провоцировали?" Потом, действительно у Мирзоева в гостях – я не была знакома с Владимиром Владимировичем, мне было неудобно идти, слава богу, пришла – всплыла эта тема. Мы подумали, что это наша история Мата Хари. Конечно, та Мата Хари была другого масштаба – а у нас какая действительность, такая и Мата Хари. Посмеялись. А потом Владимир Владимирович сказал: "Так займитесь, Ира. Вы же пишете". И попросил взять интервью у участников событий.

– ​То есть ты работала над сценарием?

– ​Скорее участвовала в вербатимах. Взяла много интервью. Это был 2013 год.

– ​Интервьюируемых предупреждали о твоем звонке?

– ​Владимир Владимирович предупреждал – чтобы они не подумали, что их снова провоцируют. Единственным, кому я звонила без предупреждения, был Лимонов. С ним у меня случился очень короткий и очень матерный разговор. Я позвонила: "Здрасте, я вот хотела взять у вас интервью по поводу Кати Муму". – "Кого, ...? Сучка, ... не звони мне больше, поняла? Иди на...".

– ​Чего это он?

– Ну как. Звонят: "А помните, вы трахали девочку?" Я бы и сама послала.

– ​Лимонов не кажется человеком, который стал бы стесняться.

– Думаю, его ответ был очень лимоновским. Не хочется ему про это говорить – он и не говорит.

– ​А остальные?

– На самом деле, все образы у нас собирательные. Есть похожие черты. Но это не вербатим, не докудрама, не мокьюментари. Это художественные образы.

– ​Персонажи все равно угадываются. Невозможно в Ефиме Шифрине не узнать Шендеровича.

– ​Не думаю, что Ефим Шифрин играл Шендеровича. Он человек с большой самоиронией. А вот Петя Федоров вообще понятия не имел, кого он играет.

– ​Петр Федоров в этой роли очень похож на Илью Яшина!

– ​Кто бы мог подумать! Я знаю Петю Федорова по "России-88", по "Гоп-стопу": вдруг он начинает играть, и я думаю: "Неужели он знает, кого играет?" Начинаю с ним разговаривать, понимаю, что нет.

– ​Смешно. Когда ты записывала вербатим, насколько участники были с тобой откровенны? Они стеснялись?

– ​Мне кажется, они были откровенны насколько, насколько могли. Это немного странно – рассказывать молодой девушке о своих сексуальных победах. Мы понимали весь комизм ситуации. И это всегда было на уровне шуток – надо мной, над собой, над ситуацией, над Катей.

– ​Они отшучивались? Закрывались?

– ​Я задавала достаточно откровенные вопросы.

– ​Например? Сколько раз? Хорошо ли у вас получалось?

– Ну да. Ну, мне было интересно, как я буду это играть. Поэтому я спрашивала: "А как она себя вела? А что вы про это подумали?"

– ​Они не стеснялись? Мужчины часто стесняются говорить о сексе.

– ​Мужчины рады об этом поговорить! Это же их победы! Каким бы победа ни обернулась скандалом, победа остается победой, а мужчина – мужчиной. Самый смешной разговор у меня был с Дмитрием Орешкиным. Его прототип не вошел в фильм. Хотя, когда я писала сценарий, он был моим главным героем. С Орешкиным было очень интересно и смешно разговаривать. Он был единственным, кто сразу спалил Катю. Единственным, кто не стал ничего с ней делать. Со всеми интервьюируемыми мы встречались в кафе. Орешкин позвал меня к себе домой. Назначил встречу очень поздно – и дома. Мне стало не по себе. Но я спросила себя: "Тварь я дрожащая или роль сыграю хорошо?" – и поехала. Поздно вечером, в спальный район. Приезжаю – он дома, с женой. Усаживает меня на кухню и начинает рассказывать.

– ​Жена рядом сидит?

– ​Она комментирует! Это все было очень смешно! Орешкин тогда произвел на меня неизгладимое впечатление: человек с невероятно тонким чувством юмора. Катя Муму встретилась с ним в каком-то кафе и представилась искусствоведом. Разным людям она представлялась по-разному: кому-то журналисткой, кому-то искусствоведом, кому-то дочерью богатых родителей. Орешкину решила отрекомендоваться искусствоведом – и тогда он заговорил с ней про обратную перспективу в русских иконах. Посыпалась. Он: "Ладно, что-нибудь попроще, про авангард поговорю". На что она: "А вы знаете, я сама дизайн в своей квартире делала, может быть, вы поедете посмотрите?" А потом захотела заплатить за его счет, он тут же среагировал: "А вдруг ты шпионка, потом расскажешь всем, что за Орешкина девушки в кафе платят?" Не поехал смотреть дизайн, заплатил за себя по счету, опозорил искусствоведа.

– ​А остальные?

– ​Остальные поехали и "посмотрели дизайн".

– ​Ты спрашивала интервьюируемых: я не нее похожа?

– Они иногда задавали вопрос, а кто будет играть, я говорила, что я, видела недоумение. Я недоумевала в первую очередь. Когда Владимир Владимирович предложил, я сказала: "У меня же с ней ничего общего!" На что он ответил: "Ира, чем дальше артист от персонажа, тем больше между ними воздуха, тем интереснее на это смотреть". По сути, ее характер – это отсутствие характера. Она должна была быть обычной, серой. Прямо рыбой такой.

– ​У тебя она получилась другой. Там внутри целый мир, она трагическая героиня!

– Это благодаря Владимиру Владимировичу. Поэтому Катя Муму в нашем фильме не Катя и не Муму. Один из зрителей спросил Мирзоева: "Зачем вы наделили ее качествами, которых у нее нет?" Потому что случившееся уже давно отошло на второй план. И тут интересно было рассматривать под лупой процесс зарождения личности в пустых глазах. Как у гупешки начинает зарождаться сознание. Мозг – оп! – включается. Про это, мне кажется, фильм. А не про Катю, не про Муму, не про оппозицию, не про Путина и не про революцию.

– ​Ну да, Путина там нет. Как и нет партии: непонятно, на кого эти люди работают.

– Ну да. Мы отдалились от документального материала, ушли в художественную реальность. К тому же окружающая действительность диктует уже совершенно другие реалии. Неинтересно разбираться, кто кого как трахал. Поэтому фильм только приобрел актуальность, а не потерял ее.

– ​Искать саму Катю Муму ты не пробовала?

– Почему, я нашла ее в "Фейсбуке".

– ​Она по-прежнему Катя Герасимова?

– Не Катя и не Герасимова.

– ​Как тебе удалось ее найти?

– Мне кто-то кинул ссылку. Из ваших, из оппозиционных. Я увидела, что все у нее хорошо. Живет не в России. Не буду говорить в какой стране – зачем? Отлично выглядит. По-другому. Не в смысле, что сделала пластическую операцию – нет. Просто был человек с обесцвеченными волосами, какими-то мишками. А тут появились вкус, стиль, в глазах что-то другое. Она выглядела как победитель. И я прониклась уважением. Удивилась и порадовалась за нее. Не знаю, чем она занимается, но, судя по ее соцсети, она выросла сама над собой. Ну или по крайней мере мне хочется в это верить.

– ​А делает что?

– Думаю, наслаждается жизнью.

– ​То есть тех денег хватило на столько лет?

– ​Ее, возможно, до сих пор снабжают деньгами. У меня такое ощущение.

– ​Ее бэкграунд, развернутый в фильме в историю провинциальной девушки, – реальная история?

– ​Нет. Мы очень далеко отошли от жизни. Я хотела встретиться с ней и поговорить. Хотела написать ей. Но Владимир Владимирович сказал, что этого не нужно делать. Мы снимаем про другое. Он меня переубедил. И я решила зондировать почву другим способом. Позвонила старой знакомой, которая могла устроить меня поработать… проституткой. У нее элитный бизнес эскорт-услуг, сопровождение политиков. Ко мне еще в Щепке подкатывали с такими предложениями.

– ​В институтах такое предлагают?

– ​Ну, не то чтобы в открытую. Просто, когда ты ездишь на какие-то кастинги, снимаясь в рекламе, какой-то человек вдруг отделяется от стены, говорит, что он из актерского агентства, предлагает встать на учет. Ты туда встаешь: потом тебе звонят и говорят странные вещи. Такое, мне кажется, происходило почти со всеми девушками – с теми, кто учился в театральных институтах, так точно. Потому что там, где модели, там и ошиваются эти чуваки. В общем, я позвонила знакомой. И я пошла на кастинг к одному политику. Не знаю к какому, мне не сказали к кому.

– ​А если бы тебя выбрали – вот прямо была готова на все?

– ​Ну, так как всего не случилось, не знаю, готова бы я была или нет.

– ​Но шла с решимостью дойти до конца?

– Мне было страшно. Стучало сердце. При этом было интересно и смешно. В какие-то моменты я не могла не захохотать в голос, поэтому на определенном этапе меня вычислили. Нужно было сначала прийти на каблуках и в короткой юбке на ресепшн одной очень модной гостиницы. Потом кого-то "отбирают" и приглашают в ресторан. В ресторане телочки ходят, пьют коктейльчики, а где-то за ширмой какой-то глаз наблюдает за происходящим. Потом выбирает. Такая ужасная фигня. Так что сцена, которая есть в фильме, где девушек выбирают в тренажерном зале, – почти правда. Мне было интересно, и я исследовала эту сторону жизни. Любопытный опыт. Там столько драмы: когда не берут в проститутки, девочки ужасно расстраиваются, плачут. Прямо как фигуристки, которые проигрывают на льду: "Возьмите ее, она из Иркутска, она, знаете, какая хорошая?" Я смотрела на это, и у меня аж глаз дергался. То есть там тоже разбитые судьбы. Как в толпе абитуриентов театрального вуза.

– ​Ты общалась с девочками?

– Конечно. Я для этого туда и пошла.

– ​Они расстраиваются, что их используют?

– ​По крайней мере это хорошо скрывается за накладными ресницами и слоем грима.

– ​А с "Единой Россией" ты пробовала контактировать?

– Вообще-то, я была в "Наших".

– ​Тоже пришла "Здрасте, я вербатим пишу"?

– Нет! Я нашисткой была!

– ​Ради роли?

– Нет же! На втором курсе, когда я училась в Щепке, пришел парень, которого отчислили. Полгода не появлялся. Потом вдруг раз – приезжает на "Мерседесе": "Чуваки! Я партийный!" Мы: "Булат, а откуда у тебя "Мерседес"? А он: "Вступайте в партию!" Я взяла двух друзей – одна идти побоялась – и говорю: "Пацаны, пойдемте в партию вступать". И мы вступили в эту партию. Нам было интересно, что за партия. У нас ведь театральный институт – перекресток – общага, мы дальше не ходили. А тут, значит, партия. Выездная сессия в Химках. Там, кстати, я первый раз встретила Яшина. Который как партизан пробрался туда под чужим именем. Было двое партизан – Яшин и Кашин. А я была рядовой нашисткой, интересующейся политикой. Это был детский лагерь. Мы фломастерами рисовали будущее устройство страны. Вася Якеменко нами всеми руководил.

– ​То есть не только подставы придумывал?

– Было, конечно, промывание мозгов. Но: у Якеменко невероятная харизма. Мне нравится, когда позиция сильная и люди готовы ее отстоять не только языком, но и делами. Вася был готов отстоять свою позицию. Мне он понравился как харизматик, хотелось научиться у него такому поведению. Поэтому я сходила туда еще три раза. Но вскоре стало невыносимо: это ужасно, когда люди вокруг тебя не рефлексируют по поводу того, что происходит вокруг, чем мы занимаемся и откуда запеканка, которой нас кормят. Мне всегда была интересна политика. В 10-м классе нужно было решить, чем заниматься: я ходила в театральный кружок, на вокал и танцы и параллельно делала в школе доклады по социологии и политологии. Мне было все это очень интересно. Но папа сказал: не надо лезть в политику, это грязное дело. Папа – непоколебимый авторитет, он сказал – я не полезла.

– ​А не сказал – полезла бы?

– Да. Мне очень интересны политики, которые параллельно состоялись в гражданской жизни. У которых есть свое дело. Они независимы от спонсоров. Такие люди, как Евдокимов или Ирина Прохорова, меня привлекали и привлекают. Как Челентано. Общественный деятель от народа. Без корыстных целей. Я всегда вижу корысть и не верю. И не пойду никуда за корыстным человеком. Я верю только в добрые намерения. Когда-нибудь я займусь общественной деятельностью. Я знаю, что хочу сделать. Хочу, например, заняться переработкой мусора.

– ​А чем закончилась твоя история с "Нашими"?

– Во-первых, я не люблю быть в толпе, а там собиралась толпа. И я понимала, что Якеменко нас натаскивает. И что толпа становится управляемой. Как только я это поняла, мне сразу захотелось свалить. Они это тоже поняли. И стали меня окучивать: "А не хотели бы вы стать руководителем ячейки?" Я говорю: "А у меня сессия". И постепенно слилась.

– ​А образ врага они в тот момент формировали?

– Нет. Все это было еще до того, как оппозиция стала ощутимым врагом, ощутимой силой. В тот момент врага не существовало. Хотя как раз именно тогда, во время очередной сессии нашистов, Яшин и Кашин пробрались в тыл врага лазутчиками. В общем, мы там сидим, запеканку едим, фломастерами рисуем. И вдруг охрана: "Шпионы, в здании шпионы!" Нас собрали, сказали: "К нам пробрались шпионы из оппозиции". Я сидела и думала: какая оппозиция? Какие шпионы? Что за бред? Все это напоминало игру в казаки-разбойники. Тогда я и укрепилась во мнении, что нужно валить. Потому что это какие-то нездоровые игры в оппозицию и в правящую партию. Это все чушь.

– ​При этом, я так понимаю, вскоре у тебя все же сформировались оппозиционные взгляды?

– ​Ну они же не могли не сформироваться вследствие той ситуации, которая стала в стране происходить. Спасибо "Театру.док", который начал формировать мою гражданскую позицию, – начала смотреть "Дождь", читать "Медузу". При этом родители мои живут в Сибири, и я знаю народные настроения. Не то чтобы я считаю себя флюгером, который туда-сюда, но я не принадлежу ни тому, ни другому миру. Пытаюсь сохранять нейтралитет. Который невозможен. Но впадать в крайности еще хуже.

– ​Насколько вообще протест – это про тебя?

– Конечно, про меня. В каком бы коллективе я ни оказывалась, я всегда буду в оппозиции. Если я в "Доке", я буду отстаивать народную точку зрения. Если я в БДТ, где, по-моему, пятьдесят процентов единороссов…

– ​Говорят, Алиса Бруновна (Фрейндлих. – РС) – ​единоросс?

– Ну, к ней приезжал президент чай пить… Жизнь кидает меня из "Театра.док" в БДТ. И я понимаю, что и с той, и с другой стороны есть хорошие люди. А есть неадекватные. Поэтому придерживаться какой-то линии я совершенно не хочу. Принципиально. Потому что понимаю, что и Алиса Бруновна – потрясающий человек. И в "Доке" Мирзоев и Угаров – потрясающие люди. С другой стороны, в БДТ я бунтовала. (Смеется. ) Кричала: "Включите телеканал "Дождь"! И когда вдруг назначили Кехмана, я подняла бунт. Мы с администратором стали в пикет напротив Мариинского театра. Сделали событие на "Фейсбуке". Митинг нужно согласовывать, а пикет нет, поэтому мы стали в пикет, собрав толпу напротив Мариинки. Когда туда пришел БГ (Борис Гребенщинов. – ​РС ), я подумала, что пикет удался. Он, может, просто мимо проходил. Сфотографировался и зачекинился. Но все равно приятно. По-моему, главное – не оставаться безучастным. Когда в соседнем театре происходит такое, нельзя быть равнодушным. Иначе ценность твоей профессии теряется.

– ​Оппозиционеры в фильме выглядят комично. Тебе не кажется, что сейчас не подходящее время, чтобы над ними смеяться?

– ​Следуя такой логике, мы должны были бы брать деньги на фильм у "Единой России". (Смеется.) Когда персонажи подлинные – они тебя ведут за собой, ты с этим уже ничего не сделаешь. Наш сегодняшний день приводит к тому, что образ оппозиционера такой. Думать: "И так оппозиция наша слаба, давайте не будем ее еще сильней задевать за живое" – неправильно. Надо всех задевать за живое.

– ​Что в фильме придумала ты?

– Стихотворение. Не специально к фильму придумала – Владимир Владимирович взял его из ЖЖ. Мне очень лестно, что Маноцков написал к нему музыку – это мой любимый композитор. Не пропускаю ни одного его концерта и реву там как дура.

– ​Почему главную героиню зовут твоим именем – Ира?

– ​Есть такой прием, меня Угаров научил. Вот ты репетируешь пьесу мексиканского драматурга, где персонажей зовут Мигель и Мартина. А потом – раз, режиссер говорит: а теперь попробуйте называть друг друга своими именами. Ты произносишь тот же текст, но понимаешь, что его говорят тебе. Не Мигелю или Мартине, а тебе. Происходит подключение совершенно на другом уровне. До какого-то момента мы думали, как ее назвать? Точно понимали, что не хотим, чтобы она была Катей. Потому что это не про Катю. Я благодарна, что персонажа зовут моим именем.

– ​Насколько психологически сложно сниматься голой?

– Очень сложно. Первый кадр, когда тебе нужно раздеться, – он самый мучительный. Потом об этом забываешь. Но сложнее смотреть на себя голую. На большом экране особенно. Такое ощущение, что пятьсот зрителей сейчас занимаются с тобой сексом. Мне сложно отстраниться пока. Может, потом будет проще.

– ​Я была на пресс-конференции Леа Сейду и Адель Экзаркопулос. В фильме "Жизнь Адель" они практически занимаются сексом. Так вот, они утверждали, что им не было сложно. Мы более зажаты в сравнении с иностранцами? У нас нет культуры восприятия тела?

– ​Да, возможно. И, возможно, подсознательно мне хотелось сняться в таком фильме потому, что это тоже проверка себя.

– ​Советские дети не получали сексуального воспитания.

– Ну да. Родители со мной про это не разговаривали. Сейчас мне кажется, что оно необходимо – это одна из главных составляющих жизни, а тебе никто ничего не объясняет. Мне, правда, разрешали смотреть все, что я хочу. Когда мне было 14, вышел фильм "Полное затмение", про Рембо и Верлена. А мне всегда было интересно все про поэтов, поскольку я с детства стихи писала. Во время одной из самых откровенных сцен зашла мамина соседка – с сигареткой, с химией, в халатике. Мне 14, я смотрю на большом экране, как Рембо трахается с Верленом, у нее аж пепел упал. "Оля, ты что, позволяешь своей такое смотреть? Это ж мужики!.." В общем-то мне ничего не запрещали, но ничего и не рассказывали. Так что я со своим сексуальным воспитанием до сих пор не разобралась. Сейчас мы с родителями друзья. Говорю маме: "Мам, тут фильм выходит. Ты не смотри пока его". Она: "Да-да, я знаю. Не буду пока смотреть. Я "Остров" по ТНТ посмотрю с папой. А потом, может, мы и забудем, что этот фильм был".

– ​В вузах актеров учат раздеваться?

– ​Нет. Додин если только. Он любит экспериментировать. И тренера на съемки нам не нанимают – нужно самостоятельно следить за формой. Конечно, идеально было бы уехать на пару месяцев в Гоа, готовиться к роли. Созвониться с Катей Муму, чтобы она прилетела и мы поговорили обо всем по-женски. Тут же аюрведический врач прописал бы диету, психоаналитик по скайпу сказал бы, как раздеваться. Только тогда у героини в глазах был бы закат на Гоа. А нам нужно было что-то совсем другое.

– ​В одной из сцен героиня открывает дверь, и в квартиру врывается семья, приехавшая из российской глубинки, – мама, тетки с квашеной капустой. Твоя семья тоже живет в провинции – насколько они похожи?

– ​Не похожи. У меня, с одной стороны, традиционная семья: мама синоптик, папа строитель, оба инженеры-физики. А с другой стороны, нестандартная для Новокузнецка – без тетушек и квашеной капусты. Они у нас по всей России есть, но не в моей семье.

– ​А что вообще такое город Новокузнецк?

– Заводской город. Я жила между двумя заводами. Сейчас производство сократилось на 90 процентов – я не понимаю, на что там живут люди.

– ​В начале фильма героиня пишет письмо Деду Морозу, умоляя помочь ей свалить из глубинки. Тебе понятны эти чувства?

– ​Они понятны каждому, кто в какой-то момент уехал из провинции.

– ​Там так плохо?

– Там живут хорошие люди. Там красивая природа. А в остальном это беспросветная, серая мгла. На заводских окраинах очень, очень страшно. А люди – удивительные. Я поэтому каждые полгода езжу в Новокузнецк. Вообще сибиряки – это национальность, я раньше не понимала, что это такое. А чем дольше живу в Москве, тем больше понимаю, что я сибирячка.

– ​В чем отличие?

– В свободолюбии. Туда ссылали несогласных, беспартийных, драчунов, хулиганов. Мне всегда была интересна история моей семьи, я ее узнавала: мой прапрадед по папиной линии подрался с урядником, оторвал ему пуговицу на мундире, его сослали в Сибирь. Другой мой прапрапрадед был старообрядцем, отказался рубить бороду, его сослали, и он основал деревню на Алтае.

– ​Откуда ты так хорошо знаешь историю своей семьи?

– Я интересовалась. Расспрашивала прабабушек. А в 9-м классе написала длинную историю семьи: пока все были в уме, попыталась ее собрать. Потом – спасибо "Мемориалу" – узнала, что в 37-м расстреляли моего прадеда-белогвардейца. Я понимаю, почему люди в Сибири ведут себя так: у них нет социальных рамок, которые очень сильно ограничивают жителей Центральной России, где гораздо больше приспособленцев. А в Сибири люди очень свободные. Если им что-то не нравится, они об этом говорят. У них нет политкорректности. Переехав в столицу, мне пришлось научиться молчать. В Сибири люди гораздо более прямые и честные. Но – замученные ужасно. Там просто кошмар какой-то происходит. Нет работы. Сейчас главная профессия – продавец. Как такое может быть? А все работают продавцами. Половина наркоманов, половина потребителей. Поэтому у меня и возникает чувство, что я очень хочу быть общественным деятелем. Мне очень хочется помочь всем, кто там живет.

Поздно вечером в пятницу, 21 октября, на телеканале ТНТ российского телевидения состоится премьерный показ художественного фильма Владимира Мирзоева« Ее звали Муму», рассказывающий о череде сексуальных провокаций, главной героиней которых была Екатерина Герасимова, известная по прозвищу Муму, а жертвами стали многие оппозиционные лидеры и журналисты. В премьерный день своими воспоминаниями о тех днях и впечатлениями об их художественном отражении в фильме со «Спектром» поделился непосредственный участник событий Илья Яшин :

В 2009 году я вляпался в историю. Вроде бы ничего страшного: познакомился с девушкой, пару раз с ней переспал. Но спустя год выяснилось, что эта девушка, по всей видимости, связана со спецслужбами, а наше знакомство — часть большой спецоперации.

В интернете один за другим стали появляться видеоролики ее постельных сцен с представителями оппозиции и независимых СМИ, записанные скрытой камерой. Громкий скандал бурно обсуждала и пресса, и социальные сети.

Напомним : в апреле 2010 года целый ряд московских журналистов и политиков оказались в центре секс-скандала. В интернете были опубликовано видео постельных сцен с участием лидера националистов Александра Белова(Поткина), публициста Виктора Шендеровича, журналиста Михаила Фишмана и других.

Вскоре удалось установить имя девушки, в постели с которой побывали многочисленные критики власти: Екатерина Герасимова по прозвищу Муму, сотрудница модельного агентства« Прогресс».

Об этом журналистам сообщил оппозиционер Илья Яшин, также ставший фигурантом скандала.

По словам Яшина, девушка также предлагала ему кокаин, от которого он отказался. Постельное видео с Яшиным, в отличие от его женатых коллег, так и не было опубликовано.

Сама Герасимова вскоре после появления в сети видео исчезла из публичного пространства, удалила аккаунты в социальных сетях и долгое время жила за границей. Ни с кем из представителей СМИ за это время она не общалась.

Оппозиционеры посчитали, что за организацией секс-скандала, целью которого была дискредитация протестного движения, стоят российские спецслужбы и, возможно, руководитель движения« Наши» Василий Якеменко. В Генпрокуратуру было направлено заявление с требованием установить заказчиков этой операции. Впрочем, уголовное дело так и не было возбуждено, в следствие чего не были обнаружены и доказательства причастности к организации сексуальной провокации каких-либо конкретных людей.

Девушка была загадочная — хотя и довольно простая, с обычными человеческими реакциями.

« Катя, почему ты скрываешь свою фамилию?» — спросил я ее во время нашей первой встречи.
«У меня известный и богатый отец, поэтому и не хочу афишировать семью, — напустила она тумана. — Друзья обычно зовут меня Муму».

« Муму… Так ты Катя Герасимова что ли?» — спросил я наобум самый очевидный вариант.

« Блин, как ты догадался?» — искренне удивилась она.

Сразу надо оговориться — это художественное кино. Да, основанное на реальных событиях. Да, актеры играют вполне реальных политических и общественных деятелей. Да, легко угадывается исторический контекст. Но все же это не документальная работа и было бы ошибкой ее так воспринимать.

Не секрет, что Мирзоев весьма критически настроен к российской власти; в свое время он даже входил в Координационный Совет оппозиции. Впрочем, это не помешало ему снять честное и объективное кино. Главная ценность фильма в том, что он беспощаден. Режиссер не щадит и не пытается обелить ни сторонников власти, ни ее противников.

В этом кино нет героев. Мирзоев раскрывает циничную суть политического режима, который использует самые подлые и грязные методы для дискредитации оппонентов. Кураторы из ФСБ буквально ломают через колено и нанятую ими для соблазнения оппозиционеров девушку, как только она пытается проявить характер. Однако и по другую сторону баррикад нет ангелов: фильм честно говорит о слабостях, пороках и тщеславии оппозиционеров, попавших в то, что на языке спецслужб называется« медовой ловушкой».

На этом мрачном фоне, как ни странно, симпатичнее всех выглядит именно главный персонаж — девушка по прозвищу Муму. Казалось, она должна быть антигероем: спит с малознакомыми людьми за деньги, подставляя их под удар и помогая подонкам дискредитировать протестное движение. Но в фильме Мирзоева именно Муму едва ли не единственный персонаж, склонный к рефлексиям. У нее есть мечта, она страдает, она влюбляется. Откровенно говоря, на мой взгляд, образ Муму у режиссера получился гораздо глубже, чем в реальной жизни. Но такой ракурс, несомненно, добавляет фильму драматизма.

Сюжет довольно мрачный, но кино не скатывается в чернуху. Спасают чувство юмора режиссера, который тонко иронизирует над своими персонажами. В этом ему помогают замечательные актеры(Ирина Вилкова, Ефим Шифрин, Петр Федоров, Елена Коренева), а местами — художественный вымысел. Ну например, я, конечно, никогда не ходил на свидания в сопровождении мамы(хотя идея любопытная). С трудом могу себе представить и то, что звонок радио« Свобода»(при всем уважении) отвлек бы меня от девушки в самый пикантный момент. Впрочем, снято это все настолько талантливо, что я вполне искренне смеялся над этими эпизодами вместе с остальными зрителями.

Мирзоев дружит со многими оппозиционерами, включая тех, кого он не самым лицеприятным образом изобразил в своем фильме. Знаю, что режиссер переживал: могут не так понять и обидеться.

Обижаться, разумеется, не на что. Мирзоев просто хорошо и честно сделал свою работу. А нам остается лишь посмеяться. Тем более что самоирония — весьма полезная терапия. «Ее звали Муму» это в некотором смысле зеркало. Неприятно видеть собственное тщеславие и слабость. Но если иногда не смотреть на себя со стороны, то невозможно двигаться вперед.

Новый выворот в судьбе оппозиции: появляются в сети порноролики, где они в миссионерской позиции размножаются буквально как кролики. Все столпы правосознания нашего, от Лимонова до пылкого Яшина , вытворяют с доброволицей то еще, и при этом все с одною и тою же. Замечают в одобрительном тоне ей, что горды ее усердием видимым, и такой уж достигают симфонии, что не снилась и госдуме с нацлидером. Получают удовольствие явное, в сексуальных похождениях плавая, словно это не девчонка халявная, а гебня под ними стонет кровавая. В интернете говорят – ишь устроился! Тут и девушку, и кокса – вредитель, на! Отмечают их мужские достоинства – кто завистливо, а кто снисходительно; обсуждают приключенья альковные, напрягают аппараты оральные – громче прочих голосят уголовные, но встречаются и просто моральные.

Я попервости не знал – что такого-то? В чем тут, в общем, компромат и марание? Это ж как бы не давало мне повода относиться к ним хужее, чем ранее. Оппозиция, как правило, славится тем, что женщинам, как правило, нравится. Я не вижу тут большого события, что мужчина соблазнился соблазнам и: это те, кому не светят соития, утешаются борьбой с несогласными. Не по нраву тебе враг – так ударь его, а не ставь ему жучка возле фаллоса. Тем по нраву вертикаль государева , у кого уже своей не осталося. Это ж разве компромат на Лимонова, что у него в его года -- все рабочее? Мы и так уже читали у жен его, что он в койке интересней, чем прочие. Уж на что я подозрительно-бдительный, а не вижу тут особенной вредности. Если это компромат – то сомнительный , да к тому ж еще свидетельство бедности: приезжали к нам спецы буржуазные – мы подкладывали баб в полной мере им, но хоть бабы были все-таки разные, а теперь всего одна, и та не Мэрилин… И за что она страдает, ответчица, что ей пользуется целая троица? Мне тут умысел, читатель, мерещится. Он сейчас тебе, читатель, откроется.

Все мы знаем, что у нас оппозиция – несогласная во всем, разнолицая; два еврея, так сказать, четыре мнения, -- а у нас их двадцать пять, и не менее. Нет единства меж вороной и зябликом, меж крапивою и травами прочими; нет единства меж Чубайсом и «Яблоком», а нацболы вообще на обочине. Как им можно защитить демократию, если каждый на любого – с проклятьями? Вот и хочут их связать этой Катею, чтоб они себя почуяли братьями. Прекратится бессистемная вольница: отношения порочные, прочные… Чуть заспорят, заорут – и опомнятся: «Да ведь мы с тобою братья молочные!». Я не вижу тут ни шутки, ни вымысла – это главный шанс страны, если кратенько.

Лишь бы Катя (Му-Му) , так сказать, это вынесла.