Легендарные библиотеки древнего мира. Древние библиотеки Основные характеристики библиотек древнего мира

Ковалик И.В., педагог-библиотекарь

МОУ гимназия «Мариинская», г.Таганрог.

Библиотеки Древнего мира.

Библиотечный урок для 5-х классов.

Цели урока :

    Расширить знания об истории создания основных источников информации в прошлом (глиняные таблички, папирус, пергамент).

    Дать представления о библиотеках древнего мира, их значении для человечества.

Оборудование : Проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация.

«Есть только одно действительно неистощимое

сокровище - это большая библиотека».

Пьер Буаст

БИБЛИОТЕКИ называют «столпами цивилизации». Они всегда играли ключевую роль в развитии науки и культуры. А немецкий поэт Гёте назвал их памятью человечества.

Какие библиотеки можно поставить в ряд «столпов цивилизации»? Чтобы ответить на первый вопрос, давайте перенесемся в глубь истории и посетим древнейшие библиотеки мира. История не сохранила подробных сведений о древних библиотеках, но по тем небольшим отрывкам, которыми располагают современные ученые, можно составить представление о древнейших книжных собраниях.

Наше путешествие во времени охватит огромный период человеческой истории с 4 тысячелетия до нашей эры до 4 века нашей эры.

Библиотеки Древнего Египта

Известно, что впервые произведения письменности начали собирать в Древнем Египте, где свыше 3500 лет тому назад существовало хранилище папирусов. Расцвет библиотек был во II тыс. до н.э. Они размещались по всей стране, во дворцах, храмах, и также в своеобразных центрах духовной жизни египтян – «домах жизни». Для письма использовался папирус, книги из него хранились в ящиках, глиняных кувшинах или в специальных футлярах. До наших дней дошло несколько каталогов, высеченных на стенах книгохранилищ. Здесь религиозные сочинения, тексты по математике, навигации, ирригации, астрономии, астрологии. Обычно при храме вместе с библиотекой располагались школы писцов и мастерские по переписке книг.

Библиотеки считались средоточием мудрости. Над входом в знаменитую библиотеку храма Рамессеум, который построил фараон Рамзес II, была высечена надпись «Аптека для души». Храмовые библиотеки часто являлись одновременно и школами; лучшие классические тексты служили учебными материалами, а многие из них стали известны нам именно потому, что переписывались учениками в тетради. Должность хранителя была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знаниями».

Библиотеки Древнего Междуречья

При раскопках на месте древнейших городов Месопотамии, были найдены клинописные таблички, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни, хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов и произведения художественной литературы.

Урук находился в Месопотамии, в нижнем течении Евфрата, на границе между степью и пустыней (ныне это территория Ирака). Задолго до Рима и Афин, даже задолго до Вавилона, он был цветущим городом. При раскопках в Уруке были найдены несколько личных библиотек. В одном из частных домов, часть которого была приспособлена для школьных занятий, было найдено несколько сотен табличек с религиозными и историческими текстами, таблицами умножения.

Большая библиотека была найдена при раскопках города Ниппура (территория современного Ирака) - древнейшем религиозном центре шумеров. Храмовая библиотека располагалась в 62 комнатах, где были найдены более ста тысяч глиняных табличек. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о «фондах» и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории. Были найдены тексты, содержащие сведения о религиозных мифах и тексты гимнов божествам, легенды о возникновении земледелия и цивилизации, сборники басен, поговорок и пословиц.

В храмовой библиотеке хранились сборники законов, географические, исторические, ботанические, филологические, астрономические и другие трактаты древних шумеров. Часть табличек, найденных в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: «Медицина», «История», «Статистика», «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих» и другие.

В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока археологи не нашли столько юридических документов, как на территории городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник законов царя Хаммурапи, который построил библиотеку в Борсиппе.

Персеполь -древний персидский город, основанный Дарием I Великим (правил в 522–486 до н.э.), куда он перенес столицу Ахеменидов из Пасаргад, столицы Кира Великого, основателя Персидского государства. На месте раскопок найдены надписи ахеменидских царей и тысячи глиняных табличек с текстами на эламском языке, содержащие данные о строительстве города и хозяйстве округи.

Поразительное открытие было сделано в 1906-1907 гг. в Богазкёе, небольшой турецкой деревушке, когда немецкий профессор Гуго Винклер раскопал архивы хеттских царей - тысячи глиняных табличек с клинописными текстами. Древний город у Богазкёя, оказывается, был столицей хеттов и назывался Хаттусас. Таблички помогли ученым проникнуть в историю древних хеттов, узнать о жизни и быте этого народа.

Владельцем самой большой и богатой библиотеки Древнего Междуречья был царь Ашшурбанипал. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. В ней собраны сотни глиняных книг. Они состояли из многих “листов” – табличек одинакового размера. Книг было так много, что Ашшурбанипал часть из них хранил во дворце своего деда, а большую часть в Львином зале, названном так потому, что на его стенах были изображены сцены царской охоты на львов.

На книгах выдавливали штамп – “Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии” – совсем так, как в наших библиотеках ставят на книгах печать библиотеки, и составляли каталог книг.

При входе в библиотеку была надпись: «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению в этой стране», - такое предостережение должно было повергнуть в состояние страха каждого, кто лишь подумает похитить книгу из царской библиотеки в Ниневии. О том, что это царское имущество говорила другая надпись: «Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому бог Набу и богиня Тамзита дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо я его написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных».

В этой библиотеке, крупнейшей для своего времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев.
Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания народов Междуречья. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах - эпос о Гильгамеше. Таблички с текстами поэмы встречались при раскопках библиотек в Уруке, но самая точная копия принадлежала Ашшурбанипалу.

В библиотеке были составлены первые словари шумеро-вавилонские, шумеро-вавилоно-хеттские. Современные ученые с помощью этих словарей смогли перевести древние тексты.

Читатель мог легко ориентироваться в библиотеке царя Ашшурбанипала благодаря четко выработанной системе. На каждой глиняной книге внизу было название, номер, первые слова произведения. Если книга состояла из нескольких страниц-таблеток, то последняя строка глиняной «страницы» ставилась в начале следующей таблетки. Обычно такая «многостраничная» книга заключалась целиком в специальный деревянный ящик, имела такой своеобразный переплет.

Книги хранились на стеллажах по отделам. К стеллажу прикреплялась глиняная этикетка с наименованием отрасли знаний, к которой относится данная группа книг. Множество и других ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях и законах древних народов сохранила для нас библиотека Ашшурбанипала. И все это было написано на глиняных табличках!

Но широта информации и огромное число документов позволили библиотеке Ашшурбанипала заслужить, согласно одному исследованию, репутацию «величайшей библиотеки древнего мира».

Библиотеки Древнего Китая

При дворах китайских правителей уже более 3 тысяч лет назад были специальные чиновники, в обязанности которых входило собирать и хранить литературные произведения и архив. Но когда император Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. объединил Китай, он объявил, что право на существование имеют лишь книги по истории династии Цинь, а также по сельскому хозяйству, медицинские и гадательные – остальные же приказал сжечь. И еще более полувека императоры следующей, Ханьской, династии по-прежнему запрещали создавать библиотеки. Потом запрет был отменен. А спустя еще несколько десятилетий император У-ди, введший в практику систему государственных экзаменов на замещение административных постов, учредил государственную библиотеку. При нем также появились люди, которые занимались перепиской и поиском утерянных ранее книг. В 26 г. до н.э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг. Специально назначенные люди искали книги по всей стране – и в результате был составлен первый в истории Китая каталог, который является одним из самых древних каталогов в мире.

Библиотеки Древней Греции

Само слово «библиотека» – греческого происхождения. «Библос» означает «книга» (отсюда – «Библия»), «теке» – «склад, хранилище» (этот же корень в словах «аптека», «картотека», «фонотека», «дискотека»). Самые ранние данные об античных библиотеках относятся ко II тыс. до н.э. В VI–IV вв. до н.э. библиотеки были у правителей, у философов и ученых, например у Пифагора. Афинская библиотека помещалась в Акрополе – вместе с государственными службами, казной, картинной галереей. Греческий ученый-математик Демофил создал труд «О книгах, достойных приобретения» – своего рода рекомендательный библиографический указатель.
Библиотека Аристотеля в Ликее (районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции) насчитывала десятки тысяч свитков. В ее создании принимал участие и Александр Македонский – воспитанник Аристотеля. После смерти Аристотеля (321 г. до н.э.) библиотека стала частью особого, говоря современным языком, комплекса – Мусейона (храма Муз), созданного Феофрастом, учеником и последователем философа. Здесь помещались также залы для бесед и чтения лекций, жилые помещения для преподавателей, сад для прогулок.

Библиотека античной Греции становится учреждением, которое не только может сделать копию имеющегося в ее фонде документа, но и гарантирует подлинность текста в этой копии. Так распространялись и подлинные тексты великих греческих драматургов – Эсхила, Софокла, Еврипида, и научные тексты; именно библиотека обеспечивала жизнеспособность системы образования.

Известнейшая библиотека древности была основана при Александрийском мусейоне (храм или святилище). Не сохранилось точных данных о количестве книг в библиотеке, их число по разным сведениям колеблется от 40.000 до 700.000. Библиотека состояла из двух отделений: главное (при Мусейоне) и филиал (при храме Сераписа).

Ее библиотекари стремились собрать рукописи большинства известных текстов со всей ойкумены, или обитаемой земли. Принято считать, что именно в Александрии приблизительно 70 ученых перевели первую часть Священного Писания с древнееврейского на греческий язык. Позднее она была названа Септуагинтой и широко использовалась ранними христианами. Располагалась библиотека в нескольких залах: в одних на полках-стеллажах покоились свитки, в других рукописи читали, были специальные помещения для переписки рукописей и разбора новых приобретений.

Руководитель (хранитель) библиотеки, обычно признанный ученый или поэт, пост которого часто был совмещен с должностью воспитателя царского наследника, отвечал за приобретение книг. Также он возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Мусейон. Образованные «посланцы», состоящие в штате библиотеки, покупали книги-свитки во всех концах Средиземноморья и Малой Азии. Если свиток нельзя было купить, они заказывали с него копии. Для подсобной работы имелись рабы. Были на службе в библиотеке переписчики-копиисты, а для перевода иностранных произведений нанимались переводчики.

Хозяева библиотеки Египетские цари Птолемеи приобретали все литературные произведения, которые только существовали. Для пополнения библиотеки Птолемеи прибегали нередко к весьма специфическим методам.

Так, каждое приходящее в Александрию судно подвергалось тщательному досмотру, и если на нем находилась какая-либо книга, то ее забирали в библиотеку, где с нее снимали копию, выплачивая владельцу некоторую финансовую компенсацию. Птолемеи стремились заполучать и оригиналы.

В частности, Птолемей III посылал в Афины своих представителей за рукописями поэтов-драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида. Он выдал в качестве гарантии сохранности этих рукописей 15 талантов серебра. Однако он пожертвовал такой огромной суммой и вернул в Афины копии, оставив оригиналы себе. Насколько правдива эта информация - вопрос спорный, но в любом случае, такие свидетельства подтверждают то, что в Александрии все силы были брошены на приобретение нужных книг, при этом, наряду с покупкой и перепиской, не останавливались и перед незаконными средствами.

Первый в истории письменный каталог книг был создан в Александрийской библиотеке. Его автором был главный хранитель Каллимах. Он составил на 120 свитках так называемые «Таблицы» (полное название «Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали»), ставшие первым сводом всей греческой литературы. За этот труд Каллимаха называют отцом библиографии.

В разные годы хранителями библиотеки были:

Эратосфен (III в. до н.э.) считается одним из выдающихся ученых и писателей эллинистического мира. С 235 г. Эратосфен – глава Александрийской библиотеки и остается им свыше 40 лет, одновременно занимаясь науками – филологией, хронологией, математикой, астрономией. Он был также воспитателем наследника престола.

Клавдий Птолемей Во II в. н.э. в течение многих лет был библиотекарем Александрийской библиотеки Это ученый, создавший систему мира, которая почти без изменений просуществовала около 13 столетий.

Судьба Александрийской библиотеки трагична. В 48 году до н.э., часть её погибла в огне. Пострадала библиотека во время гражданской войны в Египте в III веке. Остатки были уничтожены в VII веке н.э. войсками турецкого султана. Когда султану доложили о существовании этой библиотеки, он сказал: “Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет – то они вредны”. И бесценное собрание было уничтожено.

Большие библиотеки существовали и в ряде других греческих городов - в Антиохи, Эфесе, а также в Пергаме, где находилась библиотека, которая по количеству и ценности хранившихся в ней книг немногим уступала Александрийской.

Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Евменом II. Археологи нашли место, где располагалась библиотека и часть здания - круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал.
Небезынтересно отметить, что здание библиотеки, было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели. Окнами на восток была обращена и библиотека в городе Эфесе, от которой сохранились не только двухэтажная постройка, но и широкая, ведущая к книгохранилищу мраморная лестница, украшенная статуями и барельефами.

Массовое производство пергамента началось в Пергаме специально для нужд Пергамской библиотеки. Изобретение пергамента стало результатом соперничества в собрании книг между царём Египта Птолемеем и царём Пергама Евменом II. Птолемей запретил вывоз папируса из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг.

С появлением пергамена рукописи стали напоминать современную книгу. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э. Любопытно, что обложки книг натирали кедровым маслом - для предохранения от порчи насекомыми; библиотечные шкафы предпочитали делать также из кедра.

В библиотеке имелось хранилище рукописей, Большой и малый читальный зал. В мраморных стенах устроены выложенные кедром ниши. Книги были самые разнообразные, но больше всего – медицинских. При библиотеке были переписчики, переводчики, люди, следившие за сохранностью рукописей.

История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н.э., когда Пергам уже был провинцией Рима. Марк Антоний подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре, и свитки попали в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам (Перегамон) находится на территории Турции и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

Библиотеки Древнего Рима

Не менее важную роль в истории библиотек сыграл Рим, на развитие культуры которого большое влияние оказали греки. Именно греки привили римлянам любовь к книгам и научили ценить их дороже золота.

Все образованные римляне знали греческий язык и читали в подлиннике Аристотеля. Именно в Риме книга получает широкое распространение, и появляется издательское дело - крупные мастерские по переписке книг. Появляются книжные лавки.

Однако в течение первых пятисот лет своей истории Рим не имел библиотек Первые собрания книг у римлян представляли собой лишь трофеи римских военачальников. Гай Юлий Цезарь вынашивал план создания в Риме публичной библиотеки, но его убийство помешало ему осуществиться.

Первая общественная библиотека в Риме была открыта лишь в 39 году до н.э. Она разместилась в вестибюле храма Свободы в Атриуме и была создана на средства, полученные от военных добыч. В библиотеке проходили публичные чтения новых произведений. Здание библиотеки было украшено статуями великих писателей прошлого.

В дальнейшем публичные библиотеки основывали и другие римские императоры, стремившиеся таким образом увековечить свои имена. Император Август основал в храме Аполлона Палатинского две библиотеки: латинскую и греческую. Веспасиан в честь одной из военных побед открыл «Библиотеку мира».

Но самой значительной, самой крупной в Древнем Риме стала библиотека, основанная императором Траяном. Располагалась она на форуме, носящем его имя. Форум Траяна со всеми его сооружениями строился под руководством выдающегося архитектора Аполлодора Дамасского. Этот самый большой и роскошный из императорских форумов был выстроен за шесть лет (107 - 113 гг.). Входом служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор с портиками. Двор замыкала базилика Ульпия. За ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек - латинской и греческой. Вместе они назывались библиотекой Ульпия (Ульпий - одно из имен императора Траяна). Ее мраморные стены, похожие на соты, были пробуравлены тысячами глубоких квадратных ниш. В них хранились свитки папируса и пергамента. Ниши отделялись одна от другой, перед ними стояли колонны, а вся библиотека была украшена бюстами тех, «кто служил империи своим пером...». Знаменитая колонна Траяна сохранилась до наших дней.

Через сто лет книги из этой библиотеки по приказу императора Каракаллы перенесли в термы (бани). Площадь терм составляла 12 гектаров, а открыто это грандиозное сооружение было в 216 году. В огромном главном здании - залы с бассейном, теплые, холодные и горячие бани, залы для отдыха. Главное здание окружал парк, в глубине которого симметрично расположились два корпуса - библиотеки. Колоннады вокруг них были местом философских споров и ученых бесед.
Читая произведения римских авторов конца периода республики и первых двух столетий империи, убеждаешься, что в то время библиотеки уже прочно вошли в римскую жизнь, и римляне не мыслили своего существования без них. К концу III столетия нашей эры только в Риме насчитывалось уже 28 публичных библиотек.
Заведование библиотеками поручалось так называемым «прокураторам», которыми, как правило, были известные ученые и поэты. Остальной персонал библиотек составляли вольноотпущенники и рабы, называвшиеся «либрариями» («книжниками»). Они наблюдали за сохранностью книг, подклеивали и даже переписывали обветшавшие рукописи, следили за порядком в библиотечных помещениях. Любопытно, что в 1935 году во время раскопок на месте, где раньше находилась библиотека, обнаружили мраморную плиту. На ней греческими буквами были высечены слова: «Ни одна книга не должна быть унесена. Мы на это дали присягу».

Книги изготовляли, как и в Греции, из папируса. Переписанный свиток приклеивали к палке и навертывали на нее; читая, его постепенно развертывали. Концы палки обычно украшали шариками из металла или слоновой кости - умбиликами. Часто весь том помещали в футляр из пергамента - мембрану. Название книги писали на футляре или на особой табличке, прикрепленной к умбилику.

О том, какими были библиотеки в Древнем Риме, мы знаем из произведений древних авторов. Сохранились сочинения, посвященные собиранию книг и устройству библиотек. До наших дней сохранились сочинения Телефоса из Пергама «Три книги о значении книг, в которых указывается, какие книги достойны приобретения» и Герения Филона из Библоса «О приобретении и отборе книг».

Узнать историю книжного дела и библиотек Древнего Рима нам помогают и археологические раскопки.

В августе 79 г. н.э. в результате извержения Везувия погибли три города, находившиеся у его подножия: Помпеи, Геркуланум и Стабий. Во время раскопок Геркуланума, лежавшего под слоем грязевых потоков, в 1752 году на глубине 27 метров было обнаружено помещение, из которого извлекли 1750 обуглившихся свитков. Дом, где они были найдены, получил название «Вилла свитков». Все книги лежали в том же порядке, как в день катастрофы, - в небольшой комнате, на полках-нишах. Среди них произведения ученых и писателей Греции и Рима, многие из которых были до того времени неизвестны.

Все древнеримские библиотеки имели ряд общих черт. Во всех библиотеках, как правило, было два отделения: одно для греческих книг и другое для латинских. В каждой библиотеке - зал для чтения и книгохранилище. При больших библиотеках было несколько залов для публичных чтений. Написанные на папирусе и пергаменте сочинения в книгохранилищах помещались или в нишах, или в шкафах. В шкафах книги подразделялись по отраслям наук: география, медицина, история, философия. Особое место отводилось поэзии. Пол в читальном зале был устлан плитами из темного мрамора, а потолки лишены позолоты, чтобы яркие цвета не раздражали читателя. Удобные кресла, статуи муз и бюсты известных писателей - все это создавало атмосферу подлинного храма наук и способствовало особой приподнятости мысли. Поэтому читатели римских библиотек предпочитали изучать рукописи в читальном зале библиотеки, несмотря на возможность получать книги на дом.


Библиотека Цельсия в Эфесе.

Хранила 12 тысяч древних свитков и служила могилой для великого Цельсия. Библиотека является довольно необычным местом для гробницы - захоронение здесь было особой честью для Цельсия. Это вторая по величине библиотека Древнего Мира после библиотеки в Александрии. Здание известно, как одно из немногих сохранившихся образцов древней римской библиотеки и доказывает, что публичные библиотеки были построены не только в Риме непосредственно, но и всюду по Римской империи.

Библиотека была построена во время правления для Тиберия Юлия Цельсия его сыном, Тиберием Юлием Аквилой. Библиотека строилась с 114 по135 год. Аквила завещал большую сумму средств на приобретение и содержание библиотеки. Во 2-й половине столетия во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена , который однако пощадил здания.

На руки книг тогда не выдавали, поэтому большую часть эфесской библиотеки занимал читальный зал. Свитки лежали тут же, аккуратно сложенные в нишах; посредине огромной комнаты стояли столы с лавками, читателей обслуживали специально подготовленные рабы, многие из которых были весьма сведущи в науках и литературе.

К сожалению, библиотека не выдержала ударов времени и погибла во время нападения готов.

Большой урон библиотекам наносили не только варвары, но и римские кесари. Они, как и китайские императоры использовали книги для борьбы с инакомыслием. Массовое сожжение книг первым начал практиковать Октавиан Август. Книги опального Овидия были изъяты из всех библиотек империи, а «Метаморфозы» поэт уничтожил сам. Нерон, приговорив к изгнанию Фабриция Вейентона, велел сжечь написанное им «Завещание». Император Домициан приказал уничтожить все не понравившиеся ему сочинения.

С ослаблением римской империи ослабевало влияние и значение библиотек в обществе, они приходили в упадок и запустение, расхищались, гибли от пожаров и уничтожались варварами. По словам историка Аммиана Марцеллина, постепенно превращались в «наглухо закрытые гробницы».

С падением Римской империи погибли и эти «гробницы» - библиотеки были разграблены, разрушены, сожжены.

Начиналась эпоха Средневековья. Но это уже совсем другая история.

Список литературы:

Бергер А.К. Александрийская библиотека// Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия. Т.8. –М.: Педагогика, 1975.- с. 81-82

Глухов А.А. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира.- М.: Книга, 1971 .- 112 с.

Данталова М.А. Библиотека царя Ашшурбанипала // Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия. Т.8. –М.: Педагогика, 1975.- с. 36-38

История книги /под. ред. А.А.Говорова, Т.Г. Куприянова.- М.: Светотон, 2001.- 400 с.

Малов В.И. Книга.- М.: Слово, 2002.- 48 с.- (Что есть что)

Павлов И.П. Про твою книгу.- М.: Просвещение, 1991.- 113 с. – (Знай и умей)

Ратке И. История письменности. Выпуск 4.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 20 с.

Рубинштейн Р.И. О чем рассказывают памятники Древнего Востока: Книга для чтения.- М.: Просвещение, 1965.- 184 с.

Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клинописные перечни хранящихся книг.

В XIX веке европейские археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там целую клинописную библиотеку, учрежденную царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец царя царей». Поскольку ассиро-вавилонский язык был языком международного общения, библиотеки клинописных книг и целые архивы табличек имелись и в Египте (Тель-Амарна), и в Малой Азии.

«Египет - дар Нила» - приводит историк Геродот древний афоризм. Всецело дар великой реки и тростник-папирус, давший возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира.

Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Так описывает изготовление писчего папируса естествоиспытатель Плиний Старший.

Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - первая известная форма книги в мировой цивилизации.

Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н.э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского завоевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Нам известны папирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения.


Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н.э., после мусульманского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).

Из дошедших до нас папирусных свитков самым большим считается так называемый папирус Гарриса (по имени его первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина составляет 43 сантиметра. Считается, что он был переписан в 1200 г. до н.э. в Фивах. Подавляющая часть папирусов была не столь крупных размеров.

Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окрашивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками («хрисоул», «кодекс аргентеус» и т.д.). Были и обыденные сорта, даже специальный оберточный папирус. Фабрикант па

пируса Фанний прославился в истории.

Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. От этого, кстати, и произошло выражение «хороший стиль». Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.

Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг.

Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли «лекторы», а по-гречески «диаконы», читали вслух всем желающим.

Самым богатым книжным собранием античности была, вероятно, Александрийская библиотека царей Птолемеев, заключающая в себе, как утверждают, более 700000 папирусных свитков. Греческий ученый Каллимах создал каталог книг, и библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира.

Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Пергам - малоазиатское эллинистическое государство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III-IV веков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Для изготовления пергамена снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом, удаляли остатки жира и шерсти, затем высушивали, полировали, окрашивали. Лучшие сорта пергамена делались из кожи, взятой с загривка или брюшка, дешевый пергамен получался из кожи, взятой с закраин.

Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле «кодекс» в переводе с латинского языка означает «деревяшка». Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н.э.

Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги переписывались многочисленными писцами и продавались. Выгодность переписки книг подметил друг Цицерона - Помпоний Аттик еще в I веке до н.э. Он и сам был владельцем мастерской, где мастера-каллиграфы переписывали книги. Мастерскую по переписке книг описал римский поэт Марциал:

Ведь случалось тебе приходить к Аргилету,

Против форума Цезаря книжная есть лавка,

Все столбы исписаны в ней так и этак,

Чтобы скорее тебе прочесть имена поэтов.

Там меня не сыщи, а спроси у Атректа

(Этим именем звать хозяина лавки).

С первой же или со второй он там полки

Пемзой зачищенного и в наряде пурпурном

За пять динариев даст тебе Марциала...

Как явствует из произведений античных писателей, книги уже имели титул, раскрашенные иллюстрации, заставки, заглавные буквы-инициалы, прописывались «красные строки» (рубрики), делались маргиналии - пометы и примечания на полях. Пергаменные листы для большей привлекательности иногда раскрашивали в различные тона (пурпур, черный). И свитки, и кодексы делались разных форматов, вплоть до миниатюрных. Плиний свидетельствует о свитке с текстом «Илиады», который мог уместиться, по его словам, в ореховой скорлупе.

Переплетное искусство родилось вместе с книгой-кодексом. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения «тетра» именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том - книжный блок любого формата.

Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески «библиопола» - буквально книгораспространитель, а по-латыни «либрарий» - книжник.

Уже знакомый нам поэт Марциал советовал каждому желающему читать его в пути: «Большую книгу сдай в лари, купи такую, чтобы умещалась в руке...». Эти строки свидетельствуют, что уже были букинисты, торговавшие старыми книгами.

Авторы книг, если они были богаты и знатны, могли и сами купить рабов-каллиграфов, нанять их на время или даже послать своего невольника обучаться в книгописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим, эллинистические государства) быстро возрастала, и расширялся своеобразный книжный рынок.

Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, что в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляров произведения одновременно. Продавцы книг стремились привлечь в свои лавки писателей, библиофилов, специально нанимали чтецов, чтобы они вслух читали отрывки из продаваемых книг. Начиная с Юлия Цезаря в Риме создавались рукописные «Acta diurna», так называемые дневные новости - предки современных газет. Они также размножались в книжных лавках.

Цена книги определялась главным образом размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности, популярности автора книги. Потрепанные книги продавались гораздо дешевле, однако, если это были раритеты, то есть редкие книги, цена их значительно возрастала. В книжной лавке Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования.

Впрочем, значительная часть потребностей древнего читателя в книге удовлетворялась при помощи общественных библиотек. Их называли публичными. Только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Были и небольшие частные читальни в крупных городах.

Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах книжное дело развивалось слабо. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь.

Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. Очевидно, поэтому она приобрела название от исторических слов «бомбакка» и «бомбицинна».

В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу («библио», «либер», «либро»), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли рецепты ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы.

Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н.э.

Итак, в первую очередь, Древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство духовной культуры. В ходе развития древнейших цивилизаций Египта, Китая, Греции, Рима родилась и развивалась наиболее распространенная до сих пор форма книги - кодекс.

Она была подчинена сугубо утилитарной задаче закрепления и передачи информации. С появлением жанрового разнообразия в древ ней литературе книга получает элементы украшения - рисунки, орнаменты, добротные красивые переплеты.

В итоге древний человек создал книгу, которая воспринимается как единый целостный организм и которая служила и продолжает служить источником вдохновения не одному поколению создателей книги.

была создана гигантская, по тем временам библиотека. Ашшурбанипал был единственным грамотным, среди всех ассирийских правителей. Кроме этого, он оказался заядлым библиофилом и коллекционировал самое дорогое, из доступных удовольствий - знания.

Глиняная табличка N 11 с фрагментом мифа о Гильгамеше, на которой описывается история потопа ; (находится в коллекции Британского музея.)

Во дворце была небольшая библиотека, но Ашшурбанипала она не устраивала. Как приличный маньяк, Ашшурбанипал добывал предметы для своей коллекции любыми способами. Он отправлял писцов в разные районы страны, чтобы те изготавливали копии любых текстов, которые попадутся. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал во всех крупных храмовых архивах копии текстов, которые те пересылали ему в Ниневию. Ну и грабеж для коллекционера - это святое!

Во время военных походов Ашшурбанипал совмещал приятное с полезным: захватывал целые клинописные библиотеки и тащил к себе во дворец. Наверное поэтому он так любил воевать. Свою библиотеку царь собирал почти 25 лет.

Он нежно любил свою коллекцию, и придавал большое значение ее упорядочению. На каждой табличке был своеобразный экслибрис - имя царя. И было написано название оригинала, с которого снята копия. Библиотекари Ашшурбанипала не даром ели свой хлеб. Они проделывали огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки. Составлялись многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Основная часть книг была переводами с шумерских и вавилонских текстов. Их писали специалисты переводчики. Как правило, каждый текст хранился в шести копиях, и часто на нескольких языках.

таблицы синонимов

Книги были написаны на глиняных и восковых табличках, пергаментах и папирусах.
Царь заслужено гордился свой образованностью. Он не просто собирал книги. Он их читал.

"Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа , овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопными записями на камне, которые являются уже совсем непонятными."

(Глядя на эти надписи, я понимаю,почему царь гордился. Чтобы добровольно читать ТАКОЕ, надо быть очень волевым человеком!)

В библиотеке были книги обо всем: Книги заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов; Мифы; Медицинские тексты; Книги о лечении при помощи чародейства; Таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш ; Книги с молитвами, песнями, юридическими документами (например, законы Хаммурапи ), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами. Были книги обо всем на свете, кроме математики. Наверное все математические тексты хранились отдельно и их не нашли. Или сперли, когда грабили дворец. Или они погибли в пожарах... Ну, и на солнце бывают пятно. Ашшурбанипал создал библиотеку, которая охватывала все накопленные человечеством знания.

Текст про Иштар

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена. Наверное не все грабители любили читать. Большая часть книг, которые были написаны на восковых дощечках, папирусах и коже просто сгорела. Остались книги на глиняных табличках, которые оказались погребёнными под руинами дворцов, где хранилась. Сохранилось 25 000 глиняных табличек. Судя по древним каталогам, до нас дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов. Библиотека была совсем не маленькой, даже по нашим меркам. А в VII веке до нашей эры, она не имела себе равных: 250 тысяч книг!!!

Список астрологических предзнаименований по Луне, и комментарии

Недавно Александрийская библиотека открылась снова. Проект по ее воскрешению реализовался в течение около 20-ти лет и все это время спонсировался ЮНЕСКО и правительствами многих стран. Библиотека занимает 11-этажное здание. Но главная цель проекта – создание международной электронной библиотеки. Можно надеяться, что совсем скоро люди из разных уголков планеты смогут при помощи Интернета посетить древнейшую библиотеку мира.

Пергамская библиотека была создана царем Эвменом II во II в. до н.э. Здание находилось на центральной площади города. Книги размещались в четырех больших залах. В центре главного зала на мраморном пьедестале стояла статуя Афины в полтора человеческих роста. Ниши для свитков в книгохранилище были выложены кедром, поскольку считалось, что он защищает рукописи от насекомых. В штате числились переписчики, переводчики, существовал каталог.

Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда, составлявшего 200 тыс. списков. Его самую большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. Однажды Пергамская библиотека купила труды Аристотеля, дав за них ровно столько золота, сколько весили рукописи. Боясь соперничества, египетские правители запретили вывозить папирус в Пергам. Тогда пергамцы изобрели свой материал для письма. Это был пергамен – особым образом отбитая, вытертая и заглаженная кожа козлят и ягнят. Из пергамена не склеивали свитки, а складывали тетрадки и сшивали их в книги. Он был гораздо дороже папируса, зато прочней; кроме того, пергамен можно было изготовлять везде, а папирус - только в Египте. Поэтому в средние века, когда вывоз из Египта прекратился, вся Европа перешла на пергамен. Но в древности папирус господствовал, и Пергамская библиотека так и не смогла догнать Александрийскую.

История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н.э. , когда Пергам уже был провинцией Рима. Марк Антоний подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре, и свитки попали в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам (Перегамон)находится на территории Турции и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

В I в. до н.э. войска Римской империи захватывают Грецию и ряд эллинистических государств. В военных походах книги брались в качестве трофеев. В Риме открываются десятки мастерских по переписке книг; в книжных лавках можно купить произведения авторов из всех стран античного мира. Появляются первые богатые частные библиотеки. Захвативший Александрию Юлий Цезарь решил вывезти знаменитую Александрийскую библиотеку в Рим, где на ее основе собирался открыть публичную библиотеку. Однако в 44 г. до н.э. Цезарь был убит, а книги, приготовленные к отправке в Рим, сгорели. План Цезаря претворил в жизнь в 39 г. до н.э. оратор, политик, историк и писатель, друг Горация и Вергилия Азиний Поллион. Он открыл публичную библиотеку в Риме, на Авентинском холме, в храме Свободы. Это была первая в мире публичная библиотека. Римляне встретили новшество с восторгом, поэты слагали гимны в честь библиотеки и ее основателя, «сделавшего произведения человеческого ума общественным достоянием». В следующие годы библиотеки в Риме были основаны Августом, Траяном, другими императорами.

К IV в. н.э. в Риме было не менее 30 публичных библиотек. Они располагались в крытых галереях больших мраморных построек, во дворцах, в храмах или вблизи храмов, а также при термах – общественных банях. Развивается библиотечная архитектура и учение об организации работы библиотек. В соответствии с идеями знаменитого архитектора Витрувия их окна выходили на восток, чтобы утром в залах было много света – римляне предпочитали для занятий утренние часы. Кроме того, так лучше удавалось защитить папирусные свитки от сырости, проникавшей в окна при частых южных и западных ветрах. Залы – прямоугольные или полукруглые – были украшены статуями богов, бюстами и портретами великих людей. Но все украшения размещались в глубоких нишах, пол клался из темного мрамора, потолки без позолоты – чтобы ничто не раздражало глаз читателя. Шкафы стояли вдоль стен или в середине зала. Полки в шкафах делились вертикальными перегородками на гнезда для рукописей, которые хранились горизонтально в систематическом порядке.

Читатели древнеримских библиотек – поэты, ученые, чиновники, знатные и богатые граждане – могли брать рукописи на дом. Библиотеки располагали каталогами. Составлялись пособия по комплектованию: «О приобретении и отборе книг», «Какие книги достойны приобретения». В Риме были и специальные библиотеки, содержащие рукописи по одной отрасли знания (например, грамматические трактаты).

В древности библиотеки были редкостью. В конце концов, большинство людей даже не умели читать. Если же случайно они были этому обучены, то найти письменное слово было трудно, потому что обычно их вырезали на твердых табличках или кропотливо переписывали на папирус (это нужно было делать каждые несколько лет, потому что чернила выцветали, а в процессе написания допускались ошибки). Поэтому наличие библиотеки (или архива) было важным делом. Это указывало на то, что город был культурным и образованным. Однако кроме знаменитой Александрийской библиотеки большинство из нас не смогут назвать ни одной другой древней библиотеки. Сегодня мы собираемся это изменить. Познакомьтесь с 25 невероятными древними библиотеками, о которых вы должны знать.

Фото: Public Domain
25. Александрийская библиотека (Library Of Alexandria) была одним из чудес Древнего мира, и ее жестоко уничтожил пожар, разразившийся около 48 г. до н. э. (точно никто не знает), когда сам Юлий Цезарь поджег гавань в надежде победить вторгшуюся армию. В этой истории нет ничего, что не было бы трагичным и печальным.


Фото: commons.wikimedia.org
24. Бодлеанская библиотека (Bodleian Library) - главная научная библиотека Оксфордского университета (University of Oxford) в Англии. Она была основана в 1602 году, когда Томас Бодли (Thomas Bodley) пожертвовал деньги и часть своей собственной коллекции, чтобы заменить книги и документы, которые были уничтожены во время очередного из множества переворотов. В настоящее время в Бодлеанской библиотеке содержится примерно 11 миллионов томов, не считая онлайн изданий и журналов, и всем этим регулярно пользуются студенты и ученые.


Фото: commons.wikimedia.org
23. Библиотека в Тимгаде (Library at Timgad) была даром римскому народу от Юлия Квинтиана Флавия Рогатиана (Ulius Quintianus Flavius Rogatianus). Никто точно не знает, когда она была построена, и ее архитектура довольно скучна - она имеет прямоугольную форму. По оценкам, в библиотеке было около 3000 свитков, но важно то, что эта библиотека показала - в римском городе была развитая библиотечная система, что говорит о высоком уровне обучения и культуры.


Фото: Public Domain
22. В руинах храма в древнем вавилонском городе Ниппур (Nippur) были обнаружены несколько комнат, внутри которых лежали глиняные таблички, это говорило о том, что в Ниппурском храме была хорошо укомплектованная библиотека, начиная с первой половины 3 - го тысячелетия до нашей эры.


Фото: en.wikipedia.org
21. Династия Цин просуществовала с 221 г. до 207 г. до н. э., но ее влияние на регион оказалось длительным. В конце концов, именно оттуда пришло название «Китай». В течение большей части этого времени, правительство очень внимательно курировало библиотеку, поскольку стремилось контролировать доступ к информации (эти люди не выжили бы во времена интернета). Все книги, которые не нравились правительству, сжигались, как и некоторые ученые. Несмотря на властное и жестокое правительство, сжигающее все, что считало ненужным, многие замуровывали книги в стены своих домов, чтобы спасти их. Цель правительства заключалась не в уничтожении информации, а в контроле над ней, и с этой целью была создана новая система письменности, а простых людей стали поощрять к чтению. Одно только это стало объединяющим Китай фактом на протяжении веков.


Фото: Public Domain
20. Библиотека на греческом острове Кос (Kos) - наглядный пример ранней провинциальной библиотеки. Во времена династии Птолемеев Кос стал центром обучения и науки. Гиппократ - великий врач – прибыл из Коса и он, вероятно, учился здесь.


Фото: Shutterstock,
19. Храм Эдфу (Edfu) в Древнем Египте, посвященный Богу Гору, выглядящему как сокол, располагался на западном берегу Нила в Эдфу, в верхнем Египте. Рядом со двором находилась небольшая комната, построенная между 237 и 57 годами до н. э., в которой были папирусные свитки, а надписи на стенах говорят о «многих сундуках с книгами и больших кожаных рулонах» - это означает, что в храме была собственная библиотека переплетенных книг. Довольно редкая для того времени.


Фото: Shutterstock,
18. Гондишапурская Академия (Academy of Gondishapur) в Древнем иракском городе Гондишапур (Gondishapur) была интеллектуальным центром империи Сасанидов (Sassanid empire), и полагают, что здесь обучались не только богословию, естественным наукам, математике и философии, но и медицине. В Гондишапуре также была больница, являвшаяся в 6-м и 7-м веках, возможно, самым важным мировым медицинским центром.


Фото: Public Domain
17. В древности Багдад в Ираке был центром познания и культуры, и здесь находилась, пожалуй, самая известная библиотека - Дом Мудрости, основанный в девятом веке. Некоторые из самых ранних и наиболее известных ученых и математиков Ближнего Востока часто посещали его. Дом Мудрости был разрушен в 1258 году, из-за...монголов.


Фото: commons.wikimedia.org
16. Царство Эбла (Ebla) было одним из первых известных Сирийских Царств. Оно началось с небольшого поселения, возникшего в бронзовом веке, а затем его строили и разрушали несколько раз в течение последующих столетий, прежде чем окончательно разрушили в 1600 году до нашей эры. Было обнаружено, что в Библиотеке Эблы (Library at Ebla) хранилось более 1800 глиняных табличек и еще много фрагментов табличек. Неясно, была ли это публичная библиотека или личная королевская библиотека, но она остается самой старой библиотекой - ее табличкам около 4500 лет.


Фото: Wikimedia Commons
15. Богословская Библиотека Кесарии Палистинской (Theological Library Of Caesarea Maritima). Когда-то в Кесарии, расположенной между Хайфой и Тель-Авивом на берегу Средиземного моря на севере Израиля, была Богословская Библиотека Кесарии, являвшаяся частью Христианской Академии (Christian Academy) города. Академия и библиотека были центром христианского и еврейского образования и источником текстов, а также содержали греческую литературу, как историческую, так и философскую. Предположительно, в библиотеке было более 30 000 рукописей. Она была разрушена арабами в 7 веке.


Фото: Public Domain
14. Константинополь был сердцем славной Византийской империи, прежде чем в 1423 году его жестоко захватили османы (некоторые из нас до сих пор не могут с этим смириться). Но прежде чем смогли добраться до нее, императорская Библиотека Константинополя (Imperial Library of Constantinople), включая Скрипторий (Scriptorium), в котором транскрибировались и переписывались древние папирусы, была разрушена четвертым крестовым походом, в 1200-х годах (мы также не можем с этим смириться. Оставьте уже Константинополь в покое!).


Фото: Public Domain
13. Пергамская Библиотека (The Library Of Pergamum) была основана около 170 г. до н. э., во времена правления короля Эвмена II (Eumenes II), в месте, которое сейчас известно как Бергама (Bergama) в Турции. Некоторые историки считают, что библиотека могла быть построена, чтобы создать конкуренцию Александрийской Библиотеке. Говорилось, что она вмещала более 200 000 томов, у нее был большой главный читальный зал с полками, и, как и в других библиотеках в этом списке, было пространство между внешними и внутренними стенами, чтобы защитить драгоценные письмена от влажности и температурных колебаний.


Фото: commons.wikimedia.org
12. В Храме Аполлона Палатинского (Temple of Apollo Palatinus) в Древнем Риме была собственная библиотека. В соответствии с классической традицией, греческие и латинские произведения хранились отдельно, а сама библиотека была достаточно большой для проведения заседаний Сената. Библиотекарем был образованный бывший раб – Гай Юлий Гигин (C. Iulius Hyginus).


Фото: commons.wikimedia.org
11. Возможно, одна из самых известных библиотек в древнем мире, Библиотея Ульпия (Bibliothea Ulpia) была одной из самых известных римских библиотек, она сохранилась до второй половины пятого века нашей эры. Мы знаем, что она просуществовала так долго, из писаний Венантия Фортуната (Venantius Fortunatus), датированных 576 годом нашей эры.


Фото: commons.wikimedia.org
10. В 1303 году (уже во времена Средневековья), после смерти папы Бонифация VIII (Pope Boniface VIII), Папскую Библиотеку (Papal Library) перенесли в Авиньон, Франция, где она стала основой для знаменитой Ватиканской библиотеки (Vatican Library), которая в настоящее время находится в Ватикане, и вмещает в себя более 1 миллиона печатных книг и около 75 000 рукописей (и предположительно секретных архивов).


Фото: Public Domain
9. Библиотека Аристотеля была частной коллекцией, и о ней известно очень мало. Живший в первом веке географ по имени Страбон (Strabo) писал о ней: «Первый человек, насколько я знаю, собрал книги и научил царей в Египте, как организовать библиотеку». Некоторые считают, что коллекция Аристотеля стала основой Великой Александрийской библиотеки.


Фото: commons.wikimedia.org
8. В 1200 году до нашей эры древний город, находившийся на территории современной Сирии, Угарит (Ugarit), мог похвастаться не одной, а пятью библиотеками. Две из них были частными, что еще более впечатляет. Большинство коллекций представляли собой большие глиняные таблички, а их содержимое, написанное на, по меньшей мере, семи различных , охватывало многие области (включая художественную литературу).


Фото: commons.wikimedia.org
7. Тимбукту находится в Мали (Mali) в Западной Африке, а во времена Древнего мира и Средневековья это был известный интеллектуальный центр, в котором было полно библиотек, а также известный Университет (это было еще до того, как вы могли выйти в интернет, поэтому наличие Университета было серьезным показателем). Более 700 000 рукописей из этих библиотек были обнаружены заново, они касаются, в основном, Ислама и исламской тематики.


Фото: commons.wikimedia.org
6. Университет Таксилы (University of Taxila) находился в Древней Индии, в месте, известном как страна Гандхар (Gandhar) (ныне Пакистан). Основанный около 600 до н. э., он предлагал обучение по 68 предметам, и в какой-то момент здесь обучались более 10000 студентов со всего древнего мира, а университетская библиотека очень высоко ценилась. Место расположения Университета Таксилы теперь является охраняемой территорией, где ведутся археологические работы.


Фото: commons.wikimedia.org
5. Университет Наланда в Бахире (Nalanda University in Bahir), Индия, примерно с 400 г н.э. был одним из самых важных интеллектуальных центров в Древнем мире, а его библиотека получила название «Дхармаганджа (Dharmaganja) (Сокровищница Истины)». В ней было девять этажей, и монахи без перерыва копировали рукописи, чтобы у ученых мужей были свои собственные копии – неслыханная роскошь в Древнем мире. Турецкие захватчики сожгли университет в 1193 году.


Фото: en.wikipedia.org
4. Библиотека Цельса в Эфесе (Celsus Library in Ephesus) была одной из крупнейших библиотек в Древнем мире, в которой хранилось около 12 000 рукописных книг. Здесь было множество наружных стен, призванных защитить драгоценные книги от влажности и температурных колебаний, но, к сожалению, библиотека была уничтожен пожаром в третьем веке нашей эры, хотя части сохранившейся передней стены были восстановлены в четвертом веке.


Фото: commons.wikimedia.org
3. Названная в честь последнего Великого короля Новоассирийского Царства и ее основателя, Королевская Библиотека Ашшурбанипала (Royal Library of Ashurbanipal) была построена около 650 г. до н. э. Король Ашшурбанипал (Ashurbanipal) был страстно увлечен написанным, вернее вырезанным словом, поэтому в 1849 году из руин библиотеки было извлечено более 30 000 клинописных табличек и их фрагментов. Теперь они находятся в безопасности в Британском музее (British Museum). Эта библиотека и ее (повторное) открытие были очень важны для изучения древней истории Ближнего Востока.


Фото: commons.wikimedia.org
2. Вилла Папирусов (Villa of the Papyri) находится в городе Геркуланум (Herculaneum), Италия. Это одна из немногих классических библиотек, все еще сохранившихся в наше время. Она была обнаружена археологами в 1752 году, внутри нее находилось более чем 700 обугленных свитков. Предполагается, что поместье, частью которого является библиотека, принадлежало тестю Юлия Цезаря - Люциусу Кальпурнию Пису Лициниану (Lucius Calpurnius Piso Caaesoninus).


Фото: commons.wikimedia.org
1. Библиотека Аль-Карауин (Аl-Qarawiyyin Library) в Фесе, Марокко, возможно, самая старая библиотека в мире. В 2016 году ее восстановили и открыли для публики. Библиотека впервые открылась в 859 году (нет, мы не пропустили цифру, их там только 3), но была закрыта для публики в течение очень долгого времени. Архитектор, ответственный за проект реставрации, Азиза Чауни (Aziza Chaouni), сама уроженка Марокко, позаботилась о том, чтобы вновь отреставрированная библиотека снова открыла свои двери для публики.