Международная конвенция о правах ребенка. Лекция об истории принятия конвенции о правах ребенка и ее основных положениях - документ

Независимо оттого, как мы ответим на вопрос о происхождении человечества (результат естественного отбора, или от Бога, или как эксперимент, поставленный более высокой цивилизацией), необходимо признать за каждым человеком абсолютную ценность или, как писал И. Кант, «статус самоценности», при этом личность не должна быть орудием осуществления чьих либо планов. Известна формула Макиавелли: «Цель оправдывает средства». В Международном праве о правах человека закреплен другой основополагающий принцип: человек - цель, а не средство. Когда мы говорим «человек - цель, а не средство», то имеем в виду заботу общества и государства об охране прав и свободу каждого человека.

Идее прав и свобод человека не одна сотня лет, но сама постановка вопроса о необходимости всеобщего соблюдения основных прав и свобод возникла только в XX веке. Законодательное закрепление права человека впервые получили во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, но вплоть до XX века в большинстве стран мира они зависели от положения человека в обществе и сословия, к которому он принадлежал. Только XX век, породивший страшные потери двух мировых войн и поставивший человечество на край гибели, позволил осознать права человека как общецивилизационную ценность, показал, что нет иного института, противостоящего произволу власти и насилию, кроме института прав человека. Какой же исторический путь нужно было пройти людям, чтобы к концу XX столетия понять, что дети имеют право на особое место в этом институте, являются особым субъектом права, требуют особой защиты и поддержки?

Это был долгий и трудный путь. Фактически до конца периода средневековья детство не обозначалось как социальный феномен, отдельная категория или период человеческой жизни. Детей считали «маленькими взрослыми», которые ничего не умели, а потому и были ничем. Бесправное, рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку и его правам было свойственно практически всем странам. Детей до 6-7 лет не учитывали даже во время переписи населения, поскольку у них было слишком мало шансов выжить. Тех же, кому в этом повезло, сразу признавали взрослыми. История свидетельствует, что до IV столетия н.э. новорожденных топили, выбрасывали в расщелины, приносили в жертву богам во время религиозных церемоний. Вплоть до XIX века жесткие методы выхаживания младенцев, болезни и антисанитария приводили к высокой смертности детей. Большинство историков причину этого усматривают не в тяжелых условиях жизни, а в безразличии и отсутствии интереса к детству. Первый выраженный интерес к детям возникает лишь в XVI веке. Признается, что дети имеют отличия от взрослых, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания. Появляется система просвещения. В то время существовали две прямо противоположные точки зрения на воспитание и просвещение детей. Моралисты XVI-XVII веков называли детей «погаными», и через образование их нужно было сделать «хорошими». Романисты XVIII века, к которым принадлежали Гете и Ж.-Ж.Руссо, считали детей «хорошими от рождения» и пропагандировали идеи свободного воспитания. Представители свободного воспитания требовали признания каждого ребенка самостоятельной личностью, декларировали его право на свободное развитие и образование, соответствующее природе. Оба этих подхода сходились в одном - они проявляли интерес к детям как особой группе, а к детству как особому периоду человеческой жизни. Педагогическое течение свободного воспитания оказало на общество огромное влияние в принятии идеи защиты прав ребенка. Первым был Ж.-Ж.Руссо со своим знаменитым «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Так было провозглашено первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою детскую природу, жить, думать, видеть мир, поступать как ребенок. «Дети - именно дети, а не взрослые в уменьшенном масштабе», - писал 150 лет спустя немецкий педагог В.А.Лай.

Так общество «открыло» ребенка и детство как отдельный социальный феномен. И этот процесс, конечно же, начался в высших, образованных слоях общества - сначала в отношении мальчиков, а потом и девочек. В начале ХХ века идея прав ребенка заняла прочные позиции в свободной педагогике Европы и России. Двадцатое столетие в педагогике было открыто книгой «Век ребенка» известной шведской деятельницы женского движения Эллен Кей. Книга стала символом и манифестом новой педагогики. Эллен Кей провозглашала несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира и право на выбор родителей, означавшее право ребенка рождаться здоровым и желанным, в результате любви. «Каждая женщина имеет обязанности по отношению к неродившемуся ребенку, - писала она, - это закон природы, с которым придется считаться обществу. Для этого общество должно создать законодательство по охране материнства и детства, о регулировании женского труда, организовать службу семьи и по-новому воспитывать и женщину, и мужчину».

Отношение к детям как к группе с собственными гражданскими правами, установление их нового статуса постепенно изменили отношения между детьми и взрослыми.

В это время (конец XIX - начало XX столетия) появляются новые социальные институты - организации по защите детей, педиатрические учреждения, система обязательного просвещения, молодежное движение. В просвещении и воспитании начинает господствовать новая концепция: поскольку до определенного возраста ребенок не является зрелым, ему нужно оказывать помощь и стимулировать его развитие. Ребенок ставится в позицию «пока не...» - пока не образован, пока не взрослый, пока не может иметь свои взгляды, мнения. Такое «исключение» из социальной жизни, своеобразная социальная резервация, продолжало существовать до 70-х годов XX столетия на фоне попыток описать феномен детства «новыми словами»: раннее или позднее детство, подростничество и т.д. Во всех случаях главной характеристикой было «пока не...», иными словами - отстраненность и зависимость.

Иллюстрацией развития отношений двух миров - взрослого и детского - может служить своеобразная историческая типология доминирующих стилей отношения к ребенку в мире, предложенная американским ученым Ллойдом де Маусом.

Детоубийство («Infanticidal») - от времен античности до IV столетия нашей эры: ребенок не имеет души, он не «важен», а потому его можно убрать.

Покинутость («Abandoning») - с IV до XIII столетия н.э.: у ребенка есть душа, но она не важна.

Противоречивость («Ambivalent») - с XIV до XVII столетия: ребенка можно вылепить, сформировать по желанию взрослых.

Навязчивость («Intrusiv» - навязать) - XVIII столетие - формирование воли и характера ребенка.

Социализация («Socializing») - XIX столетие - стиль воспитания, базирующийся на наследовании лучших нормативных образцов культуры.

Помощь («Helping») - с середины XX столетия - поддержка, помощь ребенку в процессе воспитания и обучения.

На протяжении всего эволюционного развития статус ребенка обозначался отсутствием практически всех гражданских прав. Не существовало философского или правового признания права ребенка на самоопределение. Не удивительно, что такой статус детей постепенно стал восприниматься как проблема разными людьми из разных сфер деятельности. Это и привело к возникновению всемирного движения за права ребенка, то есть за то, чтобы дети имели все фундаментальные гражданские права и могли распоряжаться ими самостоятельно. Признание детской автономности и права на самоопределение является фундаментальным признанием их правовой способности.

Равные вне зависимости от возраста права - это отправной пункт всемирного движения за права ребенка. Оно не заявляет об одинаковом отношении к взрослым и детям, но проповедует то, что дети должны иметь гарантии быть самими собой. Интересы и потребности детей должны быть признаны, они не должны восприниматься как второстепенные по отношению к интересам взрослых людей. Всемирное движение за права детей также борется за право детей участвовать в жизни общества.

Первые международные документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы не столько обеспечения прав ребенка, сколько меры предупредительного характера для недопущения рабства и эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В 1902 году Гаагская конференция по международному частному праву признала, что «интересы ребенка» являются важным критерием в конвенциях по защите меньшинств.

В 1919 году Международная Организация Труда приняла Конвенцию , которая ограничивала минимальный возраст работника.

В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Главную роль в разработке социальных стандартов защиты детей в тот период играют неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей. В 1923 году в рамках этой организации была разработана Декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить защиту детей и заботу о них.

В 1924 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Декларацию . Она получила название Женевской декларации прав ребенка и стала первым документом международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей.

В 1934 году Генеральная Ассамблея Лиги Наций вновь подтвердила приверженность принципам Декларации прав ребенка 1924 года, а государства-участники обязались проводить ее принципы в свои законодательства.

В 1945 году совершенные фашизмом преступления против человечности стали причиной принятия Устава Организации Объединенных Наций. Священным долгом новой Всемирной организации стало содействие уважению к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Дети, их благосостояние и их права были в центре внимания ООН, начиная с ее создания. Одним из первых действий ООН было создание Генеральной Ассамблеей 11 декабря 1946 года Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), который и сегодня остается главным столпом международной помощи детям.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой нашли отражение и вопросы, касающиеся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование.

В ней отмечалось, что «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую помощь как до, так и после рождения». Первым стандартом, создавшим инструмент ООН и посвященным исключительно правам детей, была Декларация прав ребенка 1959 года. Подтверждая, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», Декларация предложила прочную моральную структуру прав ребенка, состоящую из десяти принципов. Важнейшее историческое значение Декларации состоит в том, что она стала первым шагом на пути признания детей как правовых субъектов, засвидетельствовала переход от социальной помощи и защиты детей к защите прав детей.

К концу 1970-х годов некоторые государства заявляют о необходимости принятия всеобъемлющего соглашения о правах детей, имеющего обязательный характер согласно нормам международного права. Это было вызвано сообщениями о крайне тяжелых условиях жизни детей во многих странах, о чем свидетельствовали высокая смертность, неадекватная охрана здоровья детей, отсутствие у них надлежащих возможностей для получения элементарного образования. Не меньшую тревогу вызывала информация о детях, подвергавшихся злоупотреблениям и эксплуатации в форме проституции или опасного труда, о детях, содержащихся в тюрьмах или оказавшихся в иной неблагоприятной ситуации, о детях из числа беженцев или жертв вооруженных конфликтов.

Год 1979 - год 20-летия принятия Декларации прав ребенка - был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным Годом Ребенка. В том же 1979 году началось обсуждение проекта нового документа, представленного Правительством Польши - Конвенции о правах ребенка. Разработкой Конвенции занималась рабочая группа, созданная Комиссией по правам человека Организации Объединенных Наций. Ядро группы составляли делегированные правительствами лица, а в обсуждениях принимали участие представители органов и специализированных учреждений ООН, включая Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Международную Организацию Труда (МОТ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирную Организацию Здравоохранения (ВОЗ), а также ряд неправительственных организаций. Работа над Конвенцией растянулась на целое десятилетие. Лишь 20 ноября 1989 года, через 10 лет после Международного Года Ребенка и через 30 лет после подписания Декларации прав ребенка, Конвенция о правах ребенка была единогласно и в течение всего лишь двух минут принята Генеральной Ассамблеей ООН. О ее насущной потребности для мирового сообщества говорит тот факт, что в первый день, когда Конвенция была открыта для подписания, 26 января 1990 года, ее подписало сразу же ре-

кордное число - 61 государство. К сентябрю 1990 года Конвенцию одобрили в законодательном порядке 20 государств, что означало ее вступление в силу. Тогда же по инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и шести государств (Египта, Канады, Мали, Мексики, Пакистана и Швеции) в Нью-Йорке состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. Участники встречи призвали все государства ратифицировать Конвенцию. К концу 1990 года ее ратифицировали 57 государств, а к 31 декабря 1995 года - уже 185 стран, что стало беспрецедентным событием в нормотворческой деятельности в области прав человека.


Похожая информация.


ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ РОССИЕЙ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены.

Одной из основных причин принятия «Конвенции о правах ребенка» Россией является построение Россией нового правового государства. Поэтому на практике стремится реализовать права человека и детей в том числе.

По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л. Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».

Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. Это другая причина, по которой Россия приняла «Конвенцию о правах ребенка».

СТРУКТУРА КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Первая часть Конвенции

· Статьи 1-4 определяют понятие « ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

· Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

· Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

· Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

· Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

· Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

· Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

· Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

А также о правах

Третья часть Конвенции

· Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Основной интернациональный документ, декларирующий права несовершеннолетних – это Конвенция о правах. Ее положений придерживается в том числе и Российская Федерация.

В этом соглашении подробно изложены права, которыми владеют все дети мира, независимо от своего гражданства, национальности или других различий. Никакие причины не могут изменить действия его положений, и страны-участники обязаны его придерживаться.

История создания Конвенции о правах ребенка

Организация Объединенных Наций (ООН) создана для поддержания мира без войн и общественных катаклизмов, она занимается защитой всех людей на планете. Повышенное внимание в ней уделяется охране интересов детей. В 1948 году была ратифицирована самая первая Декларация прав человека. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН осуществила принятие Декларации прав ребенка, а ее назначением провозглашено формирование условий для полноценного детства.

В документ постоянно вносятся поправки и дополнения, предлагаемые членами ООН или государствами, принявшими идеи Конвенции. Специальный Комитет по правам ребенка рассматривает жалобы, если нарушаются права детей со всего мира (рекомендуем прочитать: ).

Цель международного документа

Что представляет собой Конвенция? Так названо соглашение между странами, которые обязуются строго соблюдать все принципы документа.

Назначение документа представлено в его преамбуле. Конвенция о защите прав детей предназначена для охраны основных прав, интересов и свобод всех малолетних жителей планеты, независимо от пола, возраста, религии и цвета кожи.

Необходимо поддерживать семью как главную составляющую общества. Она дает ребенку все необходимое для становления его как человека в физическом, психическом и личностном плане. Ребенок имеет право расти в атмосфере взаимопонимания, любви, счастья и благополучия. Ему надлежит получать от своих родителей помощь и поддержку, заботу и внимание.

Структура Конвенции

Мировое соглашение состоит из 54 статей. Конвенция о защите прав и интересов несовершеннолетних включает 3 части:

  • в первой части изложены все права, полагающиеся всем несовершеннолетним лицам, независимо от их особенностей;
  • вторая и третья части носят организационный характер, они касаются Комитета по правам детей и процессуальных действий стран-участников.

Основные положения Конвенции

Все страны-участники Конвенции соблюдают концепцию, заложенную в ее положениях. Всеми силами на государственном уровне поддерживаются и продвигаются идеи защиты несовершеннолетних во всех областях их жизни, будь то воспитание и обучение, медицина, защита личного достоинства, семьи, свободы самовыражения. Эти принципы устанавливаются на государственном уровне или регулируются нормами международного права.

1 часть

Ниже кратко излагается содержание 1 части соглашения, в которой описаны права ребенка, с указанием статей Конвенции. Вы можете ознакомиться с полным текстом части 1 соглашения:

В статьях 1-4 дается определение термина «ребенок» как человека, которому не исполнилось 18 лет (или иного возраста, согласно законодательству страны). Права малолетних стоят выше, чем потребности социума. Государства, принявшие Конвенцию, обязуются при рассмотрении любых вопросов всегда на ведущее место ставить потребности ребенка. Они всеми силами защищают их и способствуют выполнению принципов международной Конвенции.

В статьях 5-11 обозначаются самые важные права ребенка. Это право на жизнь и здоровое полноценное развитие, органы государственной власти обязуются максимально полно обеспечить выживаемость малолетних. Ребенок после рождения должен быть сразу зарегистрирован, получив свое собственное имя и гражданство. Он вправе получать уход и ласку от матери и отца.

Статьи 20-27 выделяют права некоторых социальных групп детей, которые лишены опеки со стороны своих биологических родителей. Тогда эту функцию на себя берет государство, оно заботится о таких детях, контролирует передачу их на усыновление или под опеку, их дальнейшую судьбу.

Другая социально незащищенная категория детей – беженцы, независимо от того, с кем они пересекли границу (с родителями или без). Им оказывается гуманитарная помощь, осуществляется поиск родителей и выполняются прочие необходимые мероприятия.

Все государства стремятся к снижению детской смертности за счет организации доступа к медицинским услугам и препаратам, борьбы с опасными заболеваниями, недоеданием. Они ведут профилактическую работу среди населения относительно необходимости гигиены, здоровья и питания.

Статьи 32-36 обязывают Правительство охранять детей от незаконного привлечения к труду, принятия алкоголя и запрещенных веществ, торговли людьми и рабства. Любая экономическая эксплуатация, наносящая урон здоровью ребенка, препятствующая получению школьных знаний, наносящая вред умственному, психическому и иному развитию, запрещена. На государственном уровне определен минимальный возраст для привлечения к трудовой деятельности, продолжительность рабочего дня и другие условия.

Применение малолетними наркотических препаратов, а также вовлечение в торговлю ими и распространение, карается законом. Использование детей в порнографическом бизнесе, проституции и склонение к иной деятельности сексуального характера строго запрещено.

Статьи 37-40 говорят о правах детей, попавших в зону военных действий или места заключения. Дети не могут быть приговорены к смертной казни, заключению в тюрьме на пожизненный срок, подвергаться пыткам.

Любые меры задержания или ареста в отношении несовершеннолетнего применяются только в исключительных случаях. В случае вооруженного конфликта призываться на службу могут только лица, достигшие 15-летнего возраста.

2 часть

Ст. 42-45 содержат информацию о Комитете по правам ребенка. В них указывается, каким должен быть численный состав Комитета, какова его структура и обязанности. Он оценивает эффективность действий, предпринятых государствами-участниками Конвенции в деле поддержания и распространения международных принципов охраны детей. Также во второй части идет речь о том, каким образом между странами происходит сотрудничество и обмен информацией.

Комитет избирается каждые 4 года и принимает к рассмотрению сообщения о случаях нарушения интересов несовершеннолетних. Он вправе провести расследование таких случаев, если они не носят анонимный характер. После полного ознакомления с ситуацией выносится решение и ведется контроль за его осуществлением. С 2014 года сами дети могут подавать жалобы в Комитет по охране их прав и свобод.

3 часть

Третья часть полностью посвящена вопросам урегулирования вопросов, касающихся процедуры принятия документа и внесения в него изменений. В частности, в ней говорится о том, что принять Конвенцию может любое государство, даже не входящее в ООН. Также поправку в соглашение может внести любое принявшее его государство, как и прекратить поддерживать принципы защиты детей путем выхода из списка сторонников Конвенции.

Право на образование

Кратко позицию ООН и мирового сообщества относительно принципов всестороннего развития и обучения можно определить следующими тезисами. Статьи 28-31 предусматривают детские права получать обеспечение, которое нужно для полноценного развития, получения образования и желаемого досуга.

Каждый ребенок вправе получить начальное образование на бюджетной основе, то есть не оплачивая его. К тому же эта ступень обучения является обязательной для всех. Средняя и высшая ступень образования поддерживается и поощряется, государства стремятся сделать их доступными. Они всеми возможными способами ратуют за то, чтобы учащиеся не покидали школу и реализовали свое право на обучение.

Образование ведется в следующих сферах человеческой жизни: личностное становление, открытие в себе уникальных способностей (неважно, в чем они заключаются). Воспитание должно опираться на принципы Конвенции, которые доносятся до всех детей. Методы воспитательного воздействия на детей должны отвечать принятым в социуме моральным правилам и не наносить никакого вреда несовершеннолетнему. Они не могут противоречить принципам, изложенным в международной Конвенции о правах ребенка.

Малые народности вправе поддерживать самобытность, сохранять традиции, свой язык или диалект. Ребенок свободен в своем вероисповедании, исполнении обрядов, изучении традиций, принятых у его народа.

Высшая цель стран-участников Конвенции – международная борьба с невежеством и отсутствием грамотности, получение всеми людьми новейших научно-технических знаний и ознакомление с актуальными методиками образования. Особое внимание уделяется развивающимся странам.

Воспитание ребенка

Статьи 12-17 говорят о том, что когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы выразить свои мысли, он может свободно высказывать свое мнение относительно своей судьбы и иных вопросов, которые непосредственно касаются его жизни. Во время судебных заседаний или административных слушаний относительно интересов несовершеннолетнего он вправе заявить о том, какое решение считает лучшим лично для себя.

Он может сообщать о своих идеях, иную информацию в любой форме, выражать себя через искусство. Никто не вправе ограничить его свободу совести и вероисповедания. Личная жизнь человека, его семья, его жилище, письма, другая персональная информация и не могут подвергаться вмешательству со стороны третьих лиц.

Каждый несовершеннолетний может без опаски демонстрировать свои личностные особенности. Ни в коем случае нельзя разлучать детей со своими кровными матерью и отцом. Исключением являются ситуации, когда пребывание с родителями грозит здоровью и жизни ребенка.

Если обстоятельства складываются таким образом, что ребенок не проживает со своими матерью и отцом, он может с ними видеться и свободно общаться. Когда это невозможно (например, при насильной высылке или отбывании срока в местах лишения свободы), родственники должны знать о местонахождении друг друга. Незаконный вывоз из страны и удержание там ребенка караются по всей строгости закона.

Особенные в физиологическом, умственном или психическом развитии дети имеют право на счастливую жизнь, как и у обычного ребенка без подобных нарушений. Никаким образом их права не могут ущемляться, при этом они вправе обучаться, заниматься профессиональной деятельностью, получать врачебную помощь и пр. Страны, принявшие Конвенцию, делятся опытом и перенимают новшества в области помощи и поддержки особенных детей, которые отличаются от здоровых сверстников.

Воспитание осуществляется в полной мере в соответствии с идеями и принципами международного соглашения. Задача родителей – научить своего ребенка ценить, уважать достоинство другого человека и его свободу. При этом уважение к самим родителям, своей национальности и самобытности, своему языку и традициям ставится во главу угла.

Такие ценности, как равноправие всех людей, невзирая на пол, возраст, национальность и цвет кожи, воспитываются с малых лет. Немаловажно бережное и трепетное отношение к миру вокруг себя, к природе и животным.

Мать и отец (официальные представители) несут полную ответственность за образование и личностное становление собственного ребенка. Правительство в свою очередь осуществляет просветительскую деятельность относительно защиты от физической или моральной жестокости в отношении детей.

Действие Конвенции о правах ребенка в России и дата вступления в законную силу

В России Конвенция о защите прав детей вступила в силу 23 августа 1993 году. Это закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации № 848. В этом документе говорится также и о принятии Всемирной декларации о защите детей.

В нашей стране живет приблизительно 40 миллионов детей, все они нуждаются в охране законных прав и поддержке со стороны государственных органов, независимо от своего статуса. Это закреплено на законодательном уровне в Конституции, Семейном, Уголовном, Трудовом кодексе и других документах. Каждый год Россия готовит и направляет в ООН документ, в котором представлена информация о том, какие меры предпринимаются в государстве для поддержания положений Конвенции.

Конвенция о правах ребёнка

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребенка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали .

История создания

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года , 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка , вступившая в силу в 2002 году .

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции - об участии детей в вооружённых конфликтах (150 страны-участника на октябрь 2012 года ) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (160 стран-участников на октябрь 2012 года ). В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступит в силу при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола .

Основные положения

Первая часть

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок », утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть

  • Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции. [уточнить ]

О праве на образование

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования , как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Конвенция в России

См. также

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Примечания

Литература

  • Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. - М., 1997.

Ссылки

  • Официальный текст Конвенции о правах ребёнка на русском языке
  • Документация подготовки конвенции ООН (англ.)
  • Раздел о конвенции на портале «Права детей», поддерживающем КПР (англ.)
  • M. P. Farris Nannies in Blue Berets: A Legal Analysis (критика КПР) 2008 (англ.)
  • Кравчук Н. Система международных органов в защите прав ребенка «Защити меня», 2004, №1.
  • Конвенция о правах ребенка/Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика 2003
  • «ПРАВА ДЕТЁНЫШЕЙ» Перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык на сайте «Президент России гражданам школьного возраста»

Категории:

  • Международные конвенции
  • Договоры и конвенции ООН
  • Образование
  • Международные правозащитные документы
  • Права ребёнка
  • Семья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конвенция о правах ребёнка" в других словарях:

    Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Что такое конвенция

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, когда ее подписали 20 государств. Она содержит 54 статьи, в которых подробно описаны права несовершеннолетних детей. В международном законодательстве конвенция отличается от декларации тем, что после подписания страной документа, он приобретает статус закона и считается обязательной для исполнения. Декларация носит рекомендательный характер.

Подписание и ратификация

Конвенция о правах ребенка на данный момент в мире подписана 193 странами. Не подписали ее только Соединенные Штаты Америки и Сомали. Правительство США мотивирует отказ подписания документа тем, что не может гарантировать его стопроцентное и повсеместное выполнение. А отказ Сомали в комментариях не нуждается. Советский Союз подписал Конвенцию в 1990 году без каких-то комментариев и ограничений. В нашей стране она имеет статус закона.

История создания

Конвенция о правах ребенка была создана не на пустом месте. Первую попытку законодательно обратить внимание на проблемы детей предприняли в 1923 году, в Женеве была подписана Декларация о защите детей, в 1924 году ее поддержала V Ассамблея Лиги

Объединенных Наций. Вернулись к ней только в 1948 году. Вопрос о правах ребенка встал тогда на одном из заседаний ООН. На это были серьезные причины. Миллионы детей после Второй мировой войны остались сиротами, потеряли здоровье. Но принятый документ опять имел декларативный характер, он же лег в основу конвенции принятой в 1989 году.

Факультативные протоколы

Конвенция о правах ребенка — это законодательный акт, собравший в себя все права ребенка, находившиеся разрозненно в разных областях права. В 2000 году к Конвенции добавили еще два протокола, первый осуждает вовлечение детей в вооруженные конфликты, второй - об осуждении торговли детьми, о недопустимости привлечения детей к занятию проституцией и порнографией. Россия подписала пока только первый.

Российский закон о детях

Права ребенка в России обеспечены не только Конвенцией, но и нашим родным законом. Закон № 124 — ФЗ от 24 июля 1998 года перекликается с международным законодательством. Главным принципом российского закона о защите детства является то, что ребенок имеет права, но не имеет обязанностей. Главным правом ребенка признается право проживать в семье и воспитываться родителями. Закон закрепляет за ребенком в первую очередь гражданские и политические права. Гражданские — это те, которые гарантируют защиту государства, уважение

личного достоинства и отстаивание интересов (родителями, органами опеки), защита от эксплуатации и привлечения к обороту наркотиков, защита от занятия проституцией и порнографией.

Право на образование

В нашем государстве законодательно гарантировано бесплатное получение образования. Но в последнее время всеми обсуждается реформа школы. Если копнуть в нее глубже, то можно заметить изменение стандарта образования. То есть изменение сетки часов и количества предметов. Возникает вопрос о том, почему снижают часы основных предметов, сокращая часы на изучение темы. Становится ясным, что новый стандарт рассчитан на одаренных детей, которые схватывают все на лету. А что делать остальным? Нанимать репетиторов или оплачивать дополнительные занятия. Будет ли такое образование бесплатным?