Общество как саморазвивающаяся система общественные отношения. Общество как целостная саморазвивающаяся система

Общество – сложная система, развивающаяся на собственной основе. Имеются различные взгляды на основные системообразующие факторы общества.

Первым таким фактором, считают материалисты, является природная среда (Ш. Монтескье, французский философ XVII в., – идея о решающей роли природы).

Плотность населения, виды его занятий, уровень производства, политическое устройство ставятся в зависимость от климата, рода местности, запаса полезных ископаемых, водных ресурсов. Наиболее высокие темпы производства отмечаются в странах с умеренным климатом, богатыми недрами и удобными путями сообщения.

Но нельзя жестко увязывать исторические судьбы народов со средой их обитания. Природная среда может стабилизировать или тормозить развитие общества, но, за исключением нынешней ситуации глобального экологического кризиса, она не является определяющим фактором развития. Существуют противоречия природной и культурной организации общества. Освоение природы – это результат особенностей культуры общества. Вернадский ввел понятие «вторая природа», биосфера.

Вторым условием развития общества является народонаселение. Развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимы вне эволюции семейно-брачного поведения людей (Мальтус, английский экономист XVIII в., – всеобщий закон народонаселения).

Человечество только начинает познавать сущность процессов саморегуляции его численности. С начала неолита до настоящего времени на «сцене» истории побывало около 80 млрд человек, и темпы роста увеличиваются. Каждую секунду население растет на 3 человека. Основной прирост обеспечивает Африка (2,9 %), Латинская Америка, Юго– Восточная Азия (1,8 %). В начале XXI в. здесь будет жить 80 % населения мира. В Европе же наблюдается уменьшение численности населения и его постарение.

На Земле уже сейчас проживает свыше 6 млрд человек. Но из них на начало 1990-х годов:

– 580 млн не имеют постоянной работы;

– 130 млн детей не посещают школы;

– 450 млн голодают;

– 12 млн младенцев умирают до года;

– 40 млн слепых;

– 2 млрд не имеют доступа к чистой питьевой воде;

– 250 млн живут в городских трущобах.

«Качество» населения входит в противоречие с его количеством. Парадокс также в том, что наиболее высокая рождаемость отмечается в странах с низким уровнем экономического развития. В мусульманском мире идет удвоение населения каждые 23 года.

Вывод: демографический процесс – сложная система факторов, трудно регулируемых со стороны общества и государства. Правомерна также идея о неразумности человеческого поведения, приведшего к кризисной демографической ситуации в мире.

Третьим источником саморазвития общества являются общественные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности (К. Маркс). Центральный вопрос – мотив к труду как основа отношений между людьми. Апостол Павел: «Не трудящийся пусть не ест». Основой развития выступают материальное производство, производственные отношения и их конфликт с производительными силами, что приводит к смене способа производства и общественноэкономической формации в целом.

Свой вклад в анализ общества как развивающейся системы внесли выдающиеся социологи и философы О. Шпенглер и А. Тойнби.

Освальд Шпенглер (1880–1936 гг.), немецкий философ и социолог. В его работе «Закат Европы» человеческое общество и его культура рассматриваются, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального способа «переживания жизни»: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско– арабская, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура. Во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему оси, фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции каждой из вышеупомянутых культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно культура) и этап ее нисхождения («цивилизация»). Первый из них характеризуется «органическим типом» эволюции во всех сферах человеческой жизни – социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, второй – «механическим» типом жизни, представляющим собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распад. Эпоха «закостеневания» творческих начал культуры в механически-безжизненных формах «цивилизации» сопровождается, по Шпенглеру, процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни. Символом этого «омассовления» являются огромные города, приходящие на место разбросанных по земле (и живущих в неразрывном единстве с нею) деревень и небольших городов. Процесс «омассовления», означающий развитие «цивилизации» на основе количественного принципа, заменившего качественный принцип «культуры», находит свое дополнение в «глобализации» форм и способов человеческого существования – хозяйства, политики, техники, науки. И это в свою очередь свидетельствует о господстве в жизни человека «цивилизации» принципа пространства над принципом времени. Это находит концентрированное выражение в мировых войнах, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя, являющееся высшим смыслом существования «цивилизации». Несмотря на то что бесконечная череда войн, ведущихся за мировое господство, и есть, по Шпенглеру, форма самоотрицания и гибели культуры в целом, он относится к подобной перспективе с мрачным воодушевлением, не видя для людей эпохи «цивилизации» никакого более высокого смысла жизни, чем участие в таких войнах. В целом его концепция отмечена «свинцовым» (по выражению Т. Манна) фатализмом, не оставляющим человеку никакой иной перспективы, кроме перспективы следования требованиям, предъявляемым ему культурой, замкнутой в рамках своего способа «переживания жизни» и своего «жизненного ритма». Отсюда и своеобразный «героический пессимизм», требующий от человека энтузиазма в ситуации фатально предписанной ему перспективы существования – какова бы она ни была.

Арнольд Тойнби (1889–1975 гг.), английский историк, философ. Главный труд его жизни – «Исследование истории» – есть обозрение всемирной истории в форме, по его словам, «культурно-исторической монадологии», т.е. на основе представления о замкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человека и которые он называет цивилизациями. Две главные идеи: во-первых, наряду с естественной необходимостью Тойнби признает за человеком способность к свободному самоопределению; во-вторых, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифицируется признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), которые и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. Согласно Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение) определяется законом «вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации. Адекватный «ответ» – заслуга «творческого меньшинства», которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство «господствующего меньшинства», его неспособность справиться с обстоятельствами и беспрестанно возникающими новыми проблемами приводит к «надлому», а затем (если не получает своевременного лечения) – к окончательной гибели цивилизации. История философии, по Тойнби, – это изучение взаимосвязи исторического бытия с внутренней динамикой человеческой души. История персоналистична. История не существует без личности. Процесс борения человека, его души за утверждение мира ценностей и есть реализация смысла истории.

Тойнби утверждает основные принципы христианского философского мировоззрения. В истории, по Тойнби, действует Божественный закон – Логос. Истина познается в диалоге человечества с Логосом. Первоначальный их диалог запечатлен уже в Ветхом Завете, где содержатся предсказания будущего человечества. Позднее Логос воплощается в образе Иисуса Христа. С этого момента история протекает как процесс спасения человечества. Постижение истории – познание человеком себя и в себе самом Божественного Логоса. История – это ответ народов на «вызов» Божественного Логоса. И по мере развития народа все меньше «вызовов» идет от внешней среды, а больше «вызовов» – из области внутренней, связанной с духовными основами общества. Критерий роста – это прогрессивное движение в самоопределении цивилизации на основе развития самоопределения человеческой личности.

Своеобразную концепцию исторического процесса развития общества предложил немецкий философ Карл Ясперс (1883–1969 гг.). В отличие от Тойнби, Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невозможно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Ясперс заявляет о своей приверженности в объяснении исторического процесса религиозной традицией. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории.

Но Ясперс не является теологом или богословом. Он философ, поэтому позволяет себе отступить от традиционного в христианстве описания исторического процесса. Как уже отмечалось ранее, в традиционной христианской концепции кульминационным пунктом мирового исторического процесса, «осью» мировой истории объявлялось явление Сына Божьего – Христа. Ясперс же справедливо полагает, что в явление Богочеловека Иисуса Христа верят только христиане, только для них оно является осевым событием истории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусульманский, синтоистский и другие, остается в стороне от мирового исторического процесса.

Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыслом истории. А значит, возникает вопрос: возможна ли общая для всего человечества вера, такая вера, которая не разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различные культуры и цивилизации. Такую веру, по мнению немецкого философа, не может предложить ни одна религия. Содержания вероучений часто служили источником раздора и непонимания между народами. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть только философская вера.

Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Она есть акт воли. Но ее не следует противопоставлять знанию. Признаком философской веры мыслящего человека служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самое себя. Безграничное познание, наука – основной элемент философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она не может становиться догматом. Она есть осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации.

Понятие исторической ситуации является ключевым в философии Ясперса. Содержание исторической ситуации Ясперс связывает с такими понятиями, как «время» и «эпоха». Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической ситуацией. Однако, по Ясперсу, возможно формирование близких по своему духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов. Такое совпадение ситуаций, считает Ясперс, произошло между 800 и 900 гг. до н. э. В этот промежуток времени возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне. Это время Ясперс назвал «осевой эпохой» мировой истории. Это время и есть время рождения философской веры.

Основные подходы в анализе общества:

1. Натуралистический подход. Общество как продолжение природы (Монтескье, Мечников) и космоса (Чижевский, Гумилев).

2. Идеалистический подход. Сущность связей, объединяющих людей в единое целое; верования, мифы, идеология определяют характер общества.

3. Конвенцентуальный подход. Хотя в естественном состоянии «человек человеку волк», следуя гражданским законам, «общественному договору», люди могут жить в обществе (Гоббс, Локк).

4. Органическая модель. Общество – аналог организма, состоящего из частей, к которым оно полностью не сводится. Это система, имеющая структуру, где каждый элемент реализует себя в зависимости от места в этой системе (Дюркгейм, Конт, Спенсер).

5. Марксистский подход. Исторический материализм – развитие общества зависит от способа производства материальных благ, общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс).

Культура и цивилизация

Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование. В широком смысле под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В философии истории в понятие «культура» вводится оценочный момент и оно соотносится с понятием «цивилизация». Но возможны различные подходы. В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором – как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, социальная стратификация и формирование национально– государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем – как ценность всех культур, подчеркивая тем самым общечеловеческий характер цивилизации (К. Ясперс). В четвертом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер). В пятом случае цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура – как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков).

Культура – способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе сознания, норм и ценностей, в отношениях к природе, самому себе и другим людям.

Как духовное образование культура включает в себя:

– знания, зафиксированные в языке;

– ценности, как способы удовлетворения потребностей;

– нормы, как требования к деятельности людей;

– обряды, обычаи, традиции.

Обряд – совокупность символических действий, воплощающих в себе осознание идей и ценностей. Важный элемент – сопереживание участников обряда.

Обычай – повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие.

Традиции – элемент социального и культурного наследия.

Культура выступает как связующее звено между природой и обществом. И основой этого соединения выступает человек как субъект деятельности, познания, общения и переживания. Культура представляет собой результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний, ценностей. Проблема исключенности человека из естественной природы и его включенности в культуру в истории философии решалась неоднозначно.

В античной философии киники (Диоген) утверждали, что культура и общество с его законами и моралью – главный источник зла, так как искажает естественную сущность человека.

В Новое время (Ж. – Ж. Руссо) культура сделала человека несчастным, обременив его неравенством, социальными бедами. «Назад к природе» – его девиз.

В ХХ в. выдвигается положение (З. Фрейд): наши болезни – плата за культуру.

Но очевидно, что вне культуры невозможны бытие человека, проявление его сущности. Проблема в характере культуры, способности человека реализоваться в ней. В каждой философской системе свое представление о культуре и ее ценностях.

Религиозная культура (ислам, буддизм, христианство) – это особый духовный мир с его установками и ценностями: веры, спасения души.

Философский идеализм культурные ценности рассматривает как проявление духовности, разумности или космического жизненного порыва, волевого устремления (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер). Материалисты сущность культуры сводят к реальным, материальным основам жизни людей (Маркс), а духовную жизнь рассматривают как производную от материальной культуры.

Человек, согласно материализму, является биологическим, природным существом, и одновременно он в значительной мере преодолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Культура выступает как способ и мера овладения человеком естественного и социального миров.

В культуре проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного, биологического существования. Человек как природное, биологическое существо, подобно любому живому организму, двигается по кругу: рождение – жизнь – смерть. Благодаря культуре человек преодолевает природные границы своего существования. Вывод: культура – это связующее звено между природой и обществом. Она охватывает духовную и материальную сферу существования общества и выступает как форма проявления свободы и творчества, как средство самореализации человека.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общество как саморазвивающаяся система

1. Характеристика общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы. Основные сферы жизни общества.

2. Социальная структура общества.

3. Источники и факторы социальной динамики.

4. Проблема единства и многообразия исторического процесса.

1. Характеристика общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы

Независимо от ориентации на ту или иную программу исследования, необходимо признать, что общество - это и люди, и их деятельность, и ее результаты. Жизнь и деятельность людей нельзя даже представить без природы и вне ее. Поэтому природа выступает как необходимая естественная предпосылка существования общества. Но отношения общества к природе не прямые, они опосредованы орудиями и результатами деятельности, то есть - культурой. При этом важным признаком, отличающим природу от общества является то, что природа существует и эволюционирует в соответствии с объективными законами, которые проявляются в виде слепых стихийных сил. Общество же существует и развивается во взаимодействии с природой как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Из приведенного выше определения общества следует, что это не просто совокупность людей, а, прежде всего, связи, взаимодействия, объединения, образующие сложную систему социальных отношений между отдельными индивидами, социальными группами и сообществами людей. Это означает, что общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития. С этой системной точки зрения общество - это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости.

Таким образом, общество - это не механическая совокупность людей, а динамически развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их общности - семейные, профессиональные, территориальные и др., находящаяся в процессе постоянного изменения и развития. Термин «общество» употребляется также в узком смысле, как обозначение определенного этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа («античное общество», «феодальное общество», «аграрное общество», индустриальное общество» и т.д.

Признаки общества как системы:

1) Человеческое общество отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы; подсистемы связаны соподчиненными отношениями и в то же время обладают известной степенью автономии и самостоятельности.

2) Общество не сводимо к составляющим его людям. Это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью с другими людьми. В связи с этим общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам (человек, живущий в обществе чаще всего поступает «как надо», как принято в соответствии с нормами той или иной культуры).

3) Самодостаточность - способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостное единство, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система - это продукт совместной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, что создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества.

4) Динамичность, нелинейность и альтернативность развития. Причем, если в природе проблема выбора вариантов развития осуществляется естественным путем в процессе самоорганизации, то в обществе выбор сознательно осуществляет человек.

Важнейшим понятием в социальной философии, позволяющим выявить специфику социальной реальности, является понятие деятельности.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Важнейшие элементы деятельности:

Субъект - носитель предметно-практической активности с присущим ему самосознанием и усвоенными формами культуры.

Объект - та часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Продукт деятельности - то, что создается в результате деятельности.

Цель деятельности - предполагаемый прообраз будущего продукта (результата).

Существуют многообразные классификации видов деятельности по их объектам и результатам:

Материальная (практическая) деятельность - связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

Социально-преобразовательная деятельность - ее цель - преобразование общества (политическая и правовая деятельность).

Духовная деятельность - формирование научных, религиозных, моральных, художественных идей и образов. Включает в себя познавательную деятельность.

Коммуникативная деятельность - деятельность в процессе общения.

Подсистемы общества:

1) Социальная подсистема - исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, реализующаяся в функционировании и развитии социальных институтов, общностей, групп и отдельных личностей, и интегрирующая собой все остальные структурные компоненты общества (социальная, этническая, территориальная, профессиональная, демографическая структура, продолжительность жизни, динамика рождаемости и смертности + социальные институты, общности, группы, их социальные статусы и роли.

2) Экономическая подсистема - исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, включающая в себя производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей по поводу всего этого, финансовые, кредитные, банковские учреждения.

3) Политическая подсистема - совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, государство, политический режим власти, структурная организация власти деятельность госорганов, политических партий, организаций и движений, наличие политических ценностей, норм и правил.

4) Духовная подсистема: образование, мораль, искусство, наука, философия, религия, СМИ, кино и т.д.

В сложном системном образовании, складывающемся в результате взаимодействия охарактеризованных четырех подсистем, существуют и функционируют структурные компоненты второго уровня, которые своими взаимодействиями, пересекающими границы этих четырех подсистем, образуют своеобразные «узлы», концентрирующие вокруг себя всю совокупность процессов, протекающих в социальной системе общества. Среди них:

1) множество индивидов, каждый из которых живет, развивается и взаимодействует в обществе себе подобных как уникальных личностей;

2) социальные статусы (социальные положения);

3) социальные роли;

4) социальная структура;

5) социальные взаимодействия;

6) социальные институты и организации.

2. Социальная структура общества

Общество как целостная система структурировано, обладает определенным строением, взаиморасположением и связью составляющих его частей. Оно состоит из различных социальных групп и общностей.

Социальная структура общества - целостная совокупность различных по социальных групп и общностей, взятых в их взаимодействии.

Социальная структура состоит из элементов, которыми являются социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры:

1. Социально-этническая структура; включает в себя: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями;

Племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов;

Народность - исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли не кровно-родственные, а соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей;

Нация - общность людей, формирование которой связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой.

2. Социально-демографическая структура. В качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Ее основными характеристиками выступают численность населения, плотность его расселения, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность.

3. Социально-пространственная структура. Выражает отношения между людьми в связи с их принадлежностью к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские, межпоселенческие). В зависимости от типа поселения выделяют городское и сельское население.

4. Профессионально-образовательная структура; в ее рамках общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

5. Социально-классовая структура (классы - большие группы людей, различающихся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства).

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации в качестве альтернативы и дополнения классовой теории. Стратификация обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе. В ее рамках социальная дифференциация характеризуется по целому ряду признаков (образование, занятость, доход, бытовые условия, квалификация и т.д.).

Классовая и стратификационная модели не исключают одна другую. На основе вычленения в научном анализе реально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена многомерная модель социальной структуры.

3. Источники и факторы социальной динамики

С самого начала своего возникновения общество имеет не только постоянные характеристики, но и находится в состоянии постоянных изменений, в динамике. Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными элементами общества.

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики. Основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Именно деятельность является основанием классификации сфер общественной жизни и условием единства общества. Социальные же отношения - это разнообразные формы и способы связей и взаимодействий больших социальных групп, возникающих в процессе совместной деятельности в различных сферах общественной жизни.

Разные авторы по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения. Именно они детерминируют виды деятельности и характер социальных связей. Вебер же в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Отсюда следует, что все причины, обуславливающие социальную динамику, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным причинам можно отнести социально-экономические (уровень развития экономики, ее характер, потребности, уровень развития науки и техники и другие), природно-географические (климат, ландшафт, наличие или отсутствие природных ресурсов), демографические (количество и качество населения, соотношение поколений). К субъективным причинам относятся сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, традиции, обычаи, духовные ценности, цели, интересы. Объективные причины формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и сообществ людей, субъективные же являются результатом сознательной деятельности субъектов. Тесная взаимосвязь объективных и субъективных факторов: Так, люди, осознав свои объективные жизненные обстоятельства, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, действуют не стихийно, а сознательно.

Необходимо отметить тот факт, что процесс развития общества, то есть исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Но это не означает, что история общества фатально предопределена, а человек в истории всего только марионетка. Взаимосвязь сознательной деятельности людей и объективных факторов. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, который исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтаризма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор исторического процесса. В реальной же истории объективный ход событий дополняется сознательной целенаправленной деятельностью людей.

Субъекты социального развития - это все люди, поскольку они включены в процесс материального производства, политическую и духовную жизнь, но субъектами они становятся лишь в той мере, в которой осознают социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Это народные массы, социальные группы, общественные объединения, исторические личности, которые своей деятельностью способствуют социальному прогрессу. Народ - это социальная общность, которая на конкретных этапах истории включает в себя социальные слои и группы, способные по своему реальному положению решать задачи прогрессивного развития общества. Благодаря своей организованности и осознанию единства народ и выступает решающей силой исторического процесса. Сословия, классы, нации, объединяющие большие массы людей, в процессе своей деятельности решают наиболее значимые проблемы общественной жизни. Некоторые исследователи решающую роль отводят в социальном развитии отдельным личностям. Но что же касается исторических личностей, то их роль в социальном процессе тем выше, чем более полно, последовательно и адекватно они выражают, защищают и проводят в жизнь интересы людей.

Движущие силы общественного развития:

Потребности - недостаток в чем-либо, все то, что необходимо для существования людей. Осознание потребностей приводит к формированию интересов.

Интересы - осознанные потребности; оптимальные в данных условиях пути и средства удовлетворения потребностей.

Цели - предвосхищаемые результаты деятельности. Наиболее значимые цели могут выступать как идеалы. Каждый человек созидает свои цели и идеалы, исходя из собственных интересов.

Основные типы социальной динамики:

Линейный;

Циклический;

Спиралевидный.

Проблема социальной динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Вопрос этот в обществоведении решался неоднозначно. Социальный прогресс - направленность изменений, при которой осуществляется переход от более низкого уровня развития социальной системы к более высокому, при котором социальная система обладает более сложно организованной структурой и более эффективными функциями. Противоположным прогрессу явлением является социальный регресс.

Разное отношение у различных исследователей к проблеме социального прогресса и социального регресса. Социальный оптимизм и социальный пессимизм. На позициях социального оптимизма стояли Сен-Симон, Конт, Гегель, Маркс. В ХХ ст. эта идея нашла воплощение в идеологии технократизма, основывающейся на вере в неограниченные возможности науки и техники и эффективность управления технических специалистов. По-разному решалась и проблема критериев прогрессивного развития. Просветители, например, условием прогрессивного развития считали свободный разум. Марксизм критерием социального прогресса считал уровень экономического развития. В современном обществоведении утвердилось мнение, что критерием социального прогресса является комплексный показатель, который включает в себя положение человека в обществе, уровень его свободы, степень социальной и экологической безопасности, мера духовности.

С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.

Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Социальная эволюция предусматривает постепенные количественные изменения, преимущественно необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях (экономика, политика, культура, социальные отношения). Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой кумулятивный процесс, т.е., процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих в конечном счете к изменению системы. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы.

Во первом случае они приобретают характер социальных реформ - преобразования какой-либо стороны социальной системы в целях совершенствования ее структуры или функций без разрушения самих основ этой системы. Во втором случае эволюционные социальные изменения могут носить стихийный, неорганизованный характер (урбанизация, развитие рыночных отношений, ТДО).

Социальная революция в отличие от эволюции предусматривает:

Изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы (экономики, политической сферы, науки);

Изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят;

Изменения захватывают основные структуры и функции социальной системы, а не второстепенные.

Взаимосвязь социальной эволюции и социальной революции.

4. Проблема единства и многообразия исторического процесса

общество развитие социальный

Понятие общества сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. И первое, что бросается в глаза при их сравнении - это непохожесть, уникальность этих стран, неповторимость их исторических путей. Это и порождает представление об истории человечества как сосуществовании отдельных, неповторимых, уникальных и разнообразных форм совместной жизни.

Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем общие для всех элементы: материальное производство, социальная структура, политические институты, мораль, право. Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории.

Эти особенности исторического процесса и порождают различные подходы к его интерпретации: линейный, или стадиально-поступательный, и нелинейный, или цивилизационный. Линейный подход ориентирует на понимание истории как единого процесса поступательного развития, в соответствии с чем выделяют основные стадии в развитии человечества. Развитие может рассматриваться как процесс восхождения к ступеням все большего совершенства (прогрессизм), либо последовательного возвращения к простым формам организации (регрессизм).

Стадиальный подход укрепился в европейском обществоведении в Новое время и нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий развития человечества, как дикость, варварство и цивилизация. Общепринятым в рамках новоевропейской традиции деление истории на четыре поступательные стадии: древность, средние века, Новое время, Новейшее время.

Прогрессистский вариант концепции линейного развития наиболее последовательно воплощен в марксистском учении об общественно-экономической формации. Понятие формации фиксирует универсальные, закономерные черты исторического процесса, его единство. Учение о формации основывается на следующих положениях: 1)совокупность материальных условий существования людей, то есть общественное бытие, является первичной относительно их общественного сознания; 2)основой общества выступает способ производства материальных благ со свойственными ему производительными силами и производственными отношениями; 3)производственные отношения составляют экономический базис общества, порождающий и определяющий все остальные социальные сферы; 4)на основе базиса возникает и развивается надстройка как система духовных отношений, идей, а также организаций и учреждений, осуществляющих управление обществом; 5)причиной перехода от одной формации к другой является противоречие между развивающимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями, а формой такого перехода выступает социальная революция; 6)история общества - это естественно-исторический процесс поступательного перехода от одной формации к другой в направлении к коммунизму как высшей форме социальной организации. Формация - это конкретно-исторический тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, который характеризуется свойственными ему связями, отношениями и формами организации людей и функционирует и развивается по своим специфическим законам на основе определенного способа производства.

Наиболее существенными недостатками теории формации являются: сведение всего разнообразия общественной жизни к экономическим отношениям, игнорирование локальных (региональных) особенностей исторического процесса, недооценка внеэкономических факторов социальной жизни, преувеличение роли насилия в истории.

На преодоление этих недостатков и направлен нелинейный подход, реализованный в двух формах: цивилизационной и культурологической. Впервые понятие цивилизации применяется в произведениях французских философов-просветителей для обозначения общества, основанного на принципах разума и справедливости. Позже содержание понятия цивилизации меняется. Его используют либо для обозначения уровня развития региона или этноса (античная цивилизация, китайская цивилизация), либо для выделения стадии упадка культуры (Шпенглер), либо как синоним культуры (Тойнби). Но какое бы значение ни придавали понятию цивилизации, общепризнанным является то, что цивилизация означает собственно социальную форму организации людей, которая существенно отличается от периода дикости и варварства. Признаками цивилизации являются: 1)наличие производства как средства удовлетворения человеческих потребностей; 2)общественное разделение труда; 3)выделение семьи в качестве самостоятельного элемента общества; 4)социальный способ организации людей; 5)совокупность традиций, обычаев и религиозных представлений, определяющих отношение к человеку и природе; 6)наличие постоянно развивающейся и расширяющейся системы позитивных знаний о мире.

Понятие цивилизации фиксирует разнообразие форм исторического процесса, уникальность исторических судеб стран и народов, неповторимость системы социальных и духовных ценностей, особенности геополитического положения. Любая цивилизация характеризуется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей мировоззрением.

Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей и культурных традиций, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ.

Понимание цивилизации как стадии в развитии общества (на таких позициях стояли Белл, Тоффлер, Бжезинский) дополняется представлением о цивилизации как совокупности отличительных особенностей культуры, экономики, традиций, обычаев отдельных стран и народов, либо как о культурно-историческом типе общества. Такое понимание цивилизации и является основой культурологического подхода к оценке исторического процесса как смены уникальных локальных культур. Например, основатель этой концепции Данилевский выделял египетскую, китайскую, индийскую, еврейскую, германо-романскую, русскую цивилизации.

Очевидно, что понятие цивилизации предназначено для того, чтобы отличить общество, удовлетворяющее свои потребности путем присвоения природного продукта, от общества, основанного на производстве. Цивилизованное общество в его истории представлено двумя типами: традиционным и техногенным. Оно в своем развитии проходит такие стадии, как аграрно-техническая, индустриальная и постиндустриальная. Индустриальная цивилизация характеризуется высоким уровнем развития промышленности, широким производством товаров массового потребления, динамизмом и направленностью на все новое. Эти черты дополняются в постиндустриальном обществе преобладанием сферы услуг, ведущей ролью науки и информации, индивидуализацией производства и потребления, ростом удельного веса “среднего класса”.

Высокий уровень технологизации и технизации современного общества на основе науки открывает перед человеком в сущности неограниченные возможности в преобразовании мира и удовлетворении своих потребностей. При этом преодолеваются различия в экономике, культуре, традициях разных народов, осуществляется сближение их с помощью новейших технологий, международных институтов и общечеловеческих ценностей. Глобализация и интеграция ведут к стиранию национально-культурной специфики народов, разрушения национальных ценностей. Вместе с тем, отмеченные факторы порождают и многочисленные негативные явления, которые, нарастая, начинают угрожать самому существованию человека и получают название глобальных проблем современности. Среди этих проблем главными являются проблема предотвращения новой мировой войны, экологическая и демографическая проблема, проблема неравномерности социального развития и другие.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Признаки системности общества. Его исторические типы. Функции и институты общества. Эволюция и революция как формы социального изменения. Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Социальная система. Структура и типология общества. Признаки общества как социальной системы. Социальные общности. Идея разделения общества на классы. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальная стратификация, её источники и факторы.

    реферат , добавлен 01.10.2008

    Понятие общества, сферы общественной жизни, человеческая деятельность и ее многообразие. Социальная структура общества и тенденции ее изменения. Социальный статус и социальные роли личности. Политическая система общества, ее структура и пути развития.

    шпаргалка , добавлен 16.12.2009

    Предмет, функции и структура современной социологии. Общество как субъект исторического развития, социальная структура общества. Политическая система общества как регулятор социальной жизни. Социальные регуляторы поведения личности. Социология семьи.

    курс лекций , добавлен 11.05.2012

    Сущность и структура общества как системы. Общество как социальная система. Теории индустриального и информационного общества. Индустриализация как социальный процесс. Теория конвергенции и ее две концепции. Социология и проблема типизации общества.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Структура общества, характер развития и содержание его деятельности. Социальное пространство и общественные отношения как условие формирования различных сфер жизни общества: политической, духовной, социальной и экономической, их сущность и взаимовлияние.

    презентация , добавлен 29.11.2011

    Структура общества как целостного социального организма. Сферы жизни общества. Социальная деятельность. Выявление особых свойств общества как целого. Управление людьми, вещами на разных уровнях: от семьи, предприятия, организации и до уровня государства.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2008

    Общество как сложная динамическая система, его основные признаки. Сферы жизнедеятельности общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Культура и традиция в развитии общества. Национальный характер и менталитет. Политическая жизнь России.

    методичка , добавлен 04.06.2009

    Понятие социальной структуры общества, описание его элементов. Аналитический обзор социальной структуры общества в целом. Состояние социальной структуры общества в постсоветской России, ее трансформация в настоящее время, поиски путей ее улучшения.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Смысл термина "общество". Природа и общество: соотношение и взаимосвязь. Подходы к определению общества в современной науке. Признаки общества. Общество это совокупность, сумма индивидов. Пять аспектов социальной системы. Социальная суперсистема.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общество как саморазвивающаяся система
Рубрика (тематическая категория) Философия

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех "миров", не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т.е. объективный, и подчиненный физическим законам. Во вторую очередь, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее - во взаимодействии общества и природы. Еще в XVIII в. Ш. Монтескье прямо связывал с климатом и почвой политическое устройство общества. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом.

В конце XX - начале XXI в. взаимоотношения человека с природой приобрели принципиально инои̌ характер, чем в предыдущие эпохи развития. Чтобы уяснить сущность этих взаимоотношений, необходимо прежде всего обратиться к характеристикам природы, ибо человек является частью природы, хотя как уникальное её творение выходит за её рамки. Современная наука относит вре-

мя начала развития Вселенной к отметке 2x10 (в 10-й степени) лет назад, когда гипотетически произошел так называемый "Большой взрыв". Далее, согласно космологическим представлениям, началась эволюция галактик и звезд, благодаря чему Вселенная предстает ныне как расширяющаяся и пульсирующая. Для понимания сути процессов, приведших к формированию природы, человека и общества следует упомянуть о двух фундаментальных достижениях науки XX в.

Во-первых, это антропный принцип, а во-вторых - синергетика. Суть антропного принципа˸ любая сложная система, в т.ч. и человек, возможна потому, что в эпоху Большого взрыва элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели очень узкий диапазон. Если бы они были иными (скажем большими), то Вселенная "выгорела" бы за короткий промежуток времени, и сложные системы не смогли бы вообще образоваться.

Вселенная в определенном смысле слова хорошо "приспособлена" к человеку, ибо для возникновения жизни и человека необходимо было уникальное сочетание огромного количества физико-химических параметров с соответствующими пространственно-временными координатами. Было ли это уникальным явлением или во Вселенной все время творится жизнь - вопрос дискуссионный, однако в философском смысле ясно, что как живая, так и неживая природа Земли - источник существования человека. С открытием принципов синергетики (И. Пригожин, Г. Хакен) стало очевидно, что мир системен и целостен, нелинеен (т.е. многовариантен в развитии) и характеризуется глубинной взаимосвязью хаоса и порядка и соответственно случайности и необходимости.

Общество как саморазвивающаяся система - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общество как саморазвивающаяся система" 2015, 2017-2018.

  • - Общество как саморазвивающаяся система

    То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижений науки XX в. можно считать... .


  • - Общество как саморазвивающаяся система: понятие и главные признаки.

    «Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на него оказывается не так уж просто. Почему? Да потому, что общество - это предельно... .


  • - Общество как саморазвивающаяся система. Формационный и цивилизационный подход к истории

    Являясь частью бытия, общество как социальный организм представляет собой сложную саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему. Она включает в себя различные элементы, одни из которых называют объективными (материальными), а другие идеологическими (идеальными). К... .


  • - Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.

    С точки зрения материалистического понимания истории, мате­риальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обя­зательное условие должно выполняться ежедневно и ежечасно (сегодня, как и тысячи лет назад), хотя... .


  • - Общество как саморазвивающаяся система

    Социальная философия, стремясь найти простейшее образование социальной системы, ее «социальный атом», анализ которого позволил бы понять всю систему в целом, прошла несколько этапов. Вначале «социальным атомом» рассматривался индивид. Позднее пришло понимание, что в... .


  • - УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система

    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Общество как нелинейная саморазвивающаяся система.Движущие силы и субъекты истории. Критерии социального прогресса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: закон соответствия... .


  • - Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в Ф. истории.

    Развитие общества называется социодинамикой Предметом философии истории является изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей социодинамики. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не... .


  • Идея о том, что общество представляет собой систему, источник развития которой находится в ней самой, сейчас является общепризнанной и не требует особой аргументации. Итак, целью этого параграфа будет рассмотрение так ких проблем: в чем заключается специфика социальной системы относительно других систем объективной реальности, такая структура социальной системы, какие законы развития общества.

    В чем же заключается отличие социальной системы от систем, действующих в природе?

    1) общество в отличие от природы представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности;

    2) центральным элементом любой социальной системы является человек, имеющий сознание, действует в соответствии со своими желаниями и стремится к определенной цели, что придает развития общества значительной степени неопределенности ености, а следовательно, и непредсказуемости

    3) сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д);

    4) развитие общества подчиняется как общим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;

    5) социальная система представляет собой согласованность элементов и одновременно их несогласованность, наличие гармонических тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество - это живая противоречивая система, в развивает себя сама.

    Итак, общество, которое является подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система представляет собой сложную из известных систе ем объективной реальности, охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Любая социальная система как целостный органе изм характеризуется такими признаками, как самодеятельность, самоорганизация, саморозвитоок.

    Вторая проблема, поставленная нами, предполагает раскрытие структуры социальной системы. Что же представляет собой социальная структура общества ? сложившаяся исторически и представляет собой определенную форму устойчивых связей, отношений, которые возникли на их основе, социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества, сохранения его свойств ей при воздействии на него различных внутренних и внешних факторев.

    Структура общества включает множество разнообразных элементов. Основными среди них являются:

    1) субъекты общества (человек, люди и их объединения);

    2) взаимоотношения и связи между людьми;

    3) социальные институты;

    4) деятельность

    Характеризуя субъект общества - первый элемент его структуры, следует отметить, что каждый человек общества включена в определенное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в обществе формируется устойчивая структура социальных общностей, включающая такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т д. Впрочем зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут дифференцироваться и по другим признакам. Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры) территориальными (жители города, жители села) по роду занятия (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интеллигенция) отношением к собственности (предприниматели, наемные рабочие), а также по уровню доходов, уровнем образования и т т. д.

    Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй элемент его структуры - общественные отношения

    Общественные отношения - это определенная связь, зависимость между субъектами, составляющих общество. Отношения представляют своего рода цементирующий материал, который объединяет людей в общество, превращает в монолит и его отдельные элементы. Что разнообразные социальные отношения, то високорозвиненишим является обществво.

    зависимости от сферы жизнедеятельности общества выделяют экономические, политические, правовые, социальные, религиозные отношения и т д зависимости от субъектов, между которыми возникают отношения, выделяют семей йни (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межгосударственные отношения и т, д. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Необходимо и каждого учитывать взаимосвязи и взаимопроникновения общественных отношений, а также тс, что их роль постоянно меняетсяться.

    Третий элемент структуры общества - социальные институты. Социальный институт представляет собой исторически определенные формы организации и регулирования общественной жизни

    С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной филос. Софии рассматриваются как различные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; как совокупность социальных норм и образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия; как системы поведения согласно этим норм.

    зависимости вол сферы общественных отношений выделяют, как правило, такие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.) 2) политические (государство, парт тии, полиция, армия), 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты право применения, правового воспитания и др.) 4) культурные (научные, художественные объединения, создающих культурные богатства); 5) религиозные, 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресурсов), 7) институт родства, брака и семьи и иін.

    Деятельность составляет четвертый элемент социальной структуры общества

    Проблема деятельности была предметом пристального внимания и многих мыслителей и философов. Значительный вклад в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как и. Кант,. Г. В. Ф. Гегель,. И-Г. Фихте,. К. Маркс. М. Вебер, которые пришли к выводу, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой тот знаменатель, к которой можно свести все разнообразие форм общественной жизни. К этой мысли, в частности, пришел. Макс. Вебер, который видел основу жития общества в социальном действии, которую он определил как человеческое поведение, направленное на другого человека. Развивая его идеи,. Толкотт. Парсонс утверждал, что вся социальная практика, по сути, представляет собой совокупность"отношений между исполняющими свои обязанности людьми"Примерно так считал и. Карл. Маркс. Он сделал вывод о том, что общество является"продуктом взаимодействия людейt;продуктом взаємодії людей".

    Основываясь на этой традиции, современные социальные философы видят в социальном действии субстанцию??всего социального, исходный пункт всей системы общественных отношений, а также средство интеграции социальной системы стемы и всех ее компонентов. Сегодня не требует доказательства идея, что именно посредством деятельности человек приобрел отличные вол природных форм социальные формы бытияя.

    В философской литературе деятельность как социально-философская категория употребляется для обозначения того или иного проявления социальной активности, с помощью которой создаются условия общественной жизни. На а отличие от приспособительной деятельности животных деятельность человека представляет собой единство материального и идеального. Социальная деятельность превращает внешнюю природу во"вторую природу", то есть культуру. Таки м образом, деятельность можно определить как чисто человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразные изменения его преобразования в интересах людитересах людей.

    Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам общественной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в в узком смысле этого слова) или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения. Рассмотрим особенности и функции каждой из этих сфер общественной жизнитя.

    1. Экономическая (материальная) сфера - охватывает процессы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-техн ночной прогресс и технологических революцийю.

    В системе социальной деятельности материальному производству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей людей: потребностей в пище, одежде, жилье и т д. Удовлетворение материальных потребностей является основным условием удовлетворения всех других потререб.

    2 духовные сфера - это сфера деятельности, где осуществляется духовное производство, в процессе которого создаются не вещи и предметы, а идеи, образы, научные и художественные ценности из мстой удовлетворения духовных потр реб человека. Эти ценности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптура х и т д. Но главное в этих предметах - нематериальная, духовная ценность, вираж карманы в них идеи, образы и чувствауття.

    Духовное производство является обязательной составляющей производства в целом, с его помощью создаются условия для роста человеческой духовности, без которой не может существовать человечество

    3. Политическая (управленческая) сфера - это сфера деятельности разного рода администраторов, руководителей, политиков ее специфическая задача - поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и обще ильних отношений. Такая деятельность направлена??на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жизни. Без этого, как и без материального или духовного производства, оно невозможноливе.

    Структура управленческой деятельности включает: управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение, управление вещами (функция законодательства о собственности, землю)

    Управление осуществляется на разных уровнях: от государства к предприятию и семьи. Эта деятельность играет огромную роль в развитии 224 общества, его судьбе, но ее часто поражают многочисленные болезни: зловж жительства методами принуждения, насилия, чрезмерный рост чиновничьего аппарата. Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность. Именно на этом уровне решаются судьбы миллионов людей. И именно поэтому цена ошибок в управленческой сфере может быть особенно великоикою.

    4. Социальная (гуманитарное) сфера - обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. К ней относится деятельность врача, юриста, учителя, артиста, работников сферы обслуживания. Конечно, народ ди сами способны к самолечению, самообразования, сами себя развлекают. Однако воспроизведение, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека - настолько важное общественное дело что общество включается в этот процесс с помощью школы, вузов, путем создания системы здравоохранения и правозащитаисту.

    Таковы основные подсистемы, или сферы общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура

    Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их необходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация одной из сфер в общественной жизни приводит к деформации общества. В центре каждой из сфер г, как и в обществе в целом, находится человек, который объединяет все сферы в единую общественную системму.

    Развитие общества и функционирования его основных сфер происходят по определенным законам. Социальный закон - это общие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и яв вищамы в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие. Социальные законы реализуются через сознательную деятельность людей, однако это не означает, что люди в ходе своей деятельности могут создавались ты или отменять их. Люди могут только изменять условия действия законов. Существование социального закона определяется теми объективными условиями, в которых живут люди. Поскольку эти условия в процессе жизнедеятельности человека меняются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие возникают в измененной форме. Итак, социальные законы имеют исторический характер, они действуют как тенденция находит дить свое выражение лишь при определенных обстоятельствах и в определенный период временид часу.

    Изучение социальных законов предполагает и их классификация . Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям

    По сфере действия: а) социологические законы - это те законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют следующие социологические законы: законы структуры, законы функционирования я, законы развития б) законы отдельных сфер жизни общества - экономические, политические, социальные и т д.

    По временной признаку: а) общеисторические (общие законы) - это те законы, которые распространяются на весь исторический период и объединяются в единое целое все сферы общественной жизни;

    б) специфические законы - законы общества, распространяются на определенные этапы развития

    По месту в общественной жизни: а) основные - те законы, которые играют решающую роль в общественной жизни б) неосновные - законы, которые имеют второстепенное значение в общественном развитии

    Общество как саморазвивающаяся система. Проблема личности в философии

    Общество как саморазвивающаяся система

    Системность и целостность. Понятия "система", "системность" и их производные, завоевавшие высокий авторитет в немецкой классической философии стали объектом насмешек в иррационалистически ориентированном сознании XIX-XX-гo столетий, отвергавшем какую бы то ни было продуктивность "системосозидания", нередко отождествлявшегося с "систематизацией" как процедурой формально-педантичного упорядочивания имеющихся знаний; только в середине нашего века понятия эти были "реабилитированы" становлением теории систем и разработкой методологии системных исследований, однако, и поныне данная методология и ее теоретическое обоснование встречают непонимание и даже враждебное отношение, особенно в среде гуманитариев. Проблема эта заслуживает тем более тщательного рассмотрения, что в ходе развития теории систем и выросшей на ее основе синергетики утверждалась всеобщность принципов системного и синергетического изучения реальности, и принципы эти все чаще применялись в научной практике в познании наиболее сложных – социо-культурных – систем. Во многих моих работах, начиная с 1970 г., разрабатывалась методология системных исследований в сфере социально-гуманитарно-социологического знания и излагались итоги конкретного изучения различных систем этого класса ("Морфология искусства": Л., 1972; "Человеческая деятельность": М., 1974; "Мир общения": М., 1889; Сб. статей "Системный подход и гуманитарное знание": Л., 1991; "Me sch – Kul ur – Ku s ": Hamburg, 1994; "Философия культуры": СПб., 1995 и др.). Однако, движение научной мысли, выразившееся, в частности, в разработке синергетических идей, и различные теоретические дискуссии последних лет заставляют вернуться к обсуждению методологических проблем современной познавательной парадигмы, в частности, той проблемы, которая обозначена в названии настоящей статьи, и в этой связи обратиться к осмыслению истории становления системных представлений. СИСТЕМНОСТЬ ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ Уже у истоков античной философии возникает связка категорий "часть-целое", отражая становление аналитической мысли, которая осознала структурную организованность бытия: расчлененность материального предмета – звездного неба, человеческого тела, архитектурного сооружения – и связь его составных частей. Первоначальные структурные представления были связаны с формированием математического мышления, для которого "целое" есть сумма составляющих его "частей". В последующем развитии философского и научного мышления отношение "целое-часть" сохраняло свое познавательное значение в той мере, в какой оно служило изучению природы, в которой все материальные объекты – от атомов до планет – оказывались частями более или менее сложных целостных образований – от молекул и клеток до солнечной системы и созвездий, и сами оказывались не "атомарно-монадными", но сложно-составными. Взгляд на целое как сумму его частей распространялся и на биологические объекты – на растение, животное, человека в его телесном бытии, а анатомические разрезы подтверждали, что такова организация не только внешнего облика человеческого тела, но и его внутреннего устройства. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, су­ществующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющих­ся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир - человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

    Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, «о взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в рус­лах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталисти­ческой формации происходило в странах с умеренным клима­том. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к ант­ропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше.

    Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом раз­деления труда в общественном устройстве. Т. Адорно пола­гал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоми­нает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологичес­кого общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и "бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.

    Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т. е. управле­ния обществом и государством высшими религиозными авто­ритетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека - воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях истории А. Тойнби, II Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей. Сторонники ком­мунистического идеала видят в нем один из основных «двига­телей» социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедли­вого общества.

    Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нуж­но учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.

    Концепция П. Сорокина основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической. В культуре первого вида (типа) движение истории и ее ритм определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человечес­кой. В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальнос­ти, изменения которой выступают в качестве ведущего факто­ра истории. Переход от культуры одного типа к культуре дру­гого осуществляется через культуру промежуточного типа, имеющего последовательные стадии: кризис - крушение - очищение - переоценка ценностей - возрождение. Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими общественными науками.

    Различают философские подходы к изучению общества:

    1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика))

    2. Идеалистический (исходит из духовных и социально – политических процессов как исходных объясн. общества)

    Философские учения в понимании общества отличны тем, что выступает исходной точкой анализа: отдельный человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей и динамику всей общественной жизни

    Общество – это прежде всего социальные связи, закрепленные социальными институтами (религия, армия, наука, образование и т.д.), сложившаяся при прежних поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях

    Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества

    Трактовка общественных процессов обусловлена ценностями ученого, его свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет

    Согласно неокантианству, в природе действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые устанавливает сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно только описывать.

    Проблема соотношения фактов и теоретической схемы при исследовании человека.

    Трактовка одних и тех же фактов, их оценка зависит от общей философ – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь

    Система – упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (например, солнечная система, государство, фирма, но не предметы в сумке)

    Структура – относительно устойчивая совокупность связей между элементами системы.

    Биосферой называется та часть литосферы, гидросферы и атмосферы Земли, в которой существует живое существо. В ее состав входят не только растительный покров, животный мир и человечество, обитающие на планете, но и все реки, озера, водная масса океанов, почвенный слой, верхний слой земной коры, значительная часть тропосферы. На поверхности Земли практически нет участков, на которых отсутствует жизнь. Даже в жарких и безводных тропических пустынях, на поверхности высокогорных ледников и полярных льдов обнаружены микроорганизмы.

    В современном содержании понятие биосферы было всесторонне рассмотрено выдающимся русским ученым В. И. Вернадским. Он доказал, что вся совокупность живых организмов, обитавших и обитающих на Земле, играет огромную роль в ее геологической эволюции, во всех современных физических и химических процессах, которые протекают на земной поверхности и в водной толще океанов. Все живое вещество Земли сосредоточено в очень узкой части пространства, прилегающего к земной поверхности и измеряемого по вертикали всего лишь несколькими километрами. Это меньше толщины литосферы и тропосферы, взятых вместе. Что касается массы живого вещества, то доля всей совокупности живых организмов в общей массе Земли просто ничтожна и по отношению к массе биосферы составляет всего 0.25%.

    Высказанные В. И. Вернадским взгляды о ведущей роли живого вещества в образовании современного химического состава атмосферы, гидросферы и части литосферы подтверждаются всем ходом развития науки. Эта роль обусловлена высокой геохимической активностью живых организмов: они способны усваивать солнечную энергию и, используя ее в процессе фотосинтеза, создавать из простых веществ соединения значительно более высокой сложности. Деятельность живых организмов на земной поверхности связана с цепочками разнообразных физико-химических превращений веществ – синтезом, трансформацией, распадом, непрерывно происходящими в биосфере.

    В результате этих превращений под прямым и косвенным влиянием живых организмов возникали в геологическом прошлом и возникают в настоящее время разнообразные земные образования, которые В. И. Вернадский предложил называть биокосными природными телами. Их объемы и значение для развития жизни на Земле позволяют сопоставить биосферу с другими геосферами даже количественно.

    Жизнь на нашей планете воплощается во множестве форм и на разных уровнях, но принципиально важно то, что она едина. Все формы и проявления жизни не существуют сами по себе, а связаны сложными взаимоотношениями в единый комплекс жизни. Эти взаимоотношения и связи удивительны. Именно они осуществляют биогенный круговорот веществ, то есть саму жизнь, и не дают ей прерваться. Взаимосвязи в биосфере очень стойки, но достаточно разорвать хотя бы одно звено или одну связь, и может погибнуть вся цепь взаимоотношений живой материи.

    Каждая из оболочек Земли, в которой существует биосфера, являет собой особую, неповторимую среду жизни. Эта специфика определяет своеобразие жизненных форм, развивающихся в них.

    Общество представляет собой особую сложно организованная систему , которая имеет значительно более сложную структуру и организацию, чем остальная природа.

    При этом отдельные части создают общество как единую систему с особыми свойствами, которых нет у ее отдельных частей.

    Общество как система (целостный организм) характеризуется следующими свойствами :

    Самоорганизация – способность само организовываться

    Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию

    Самодостаточность – автономность существования и развития.

    Самодостаточность – способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для коллективной жизни.

    При этом самодостаточность характерна только для общества в целом, тогда как самоорганизация и саморазвитие может присутствовать и в отдельных частях общества!

    Кроме того, части социальной системы не просто взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга (например, экономика и политика).