Реформы избранной рады и их направленность кратко. Реформы Ивана IV

К концу 1540-х годов при молодом правителе Иване IV сформировался кружок деятелей, которым он доверял ведение дел в государстве. Позднее новое правительство Андрей Курбский назвал «Избранной радой». Наиболее известными ее членами были Адашев Алексей Федорович, духовник Сильвестр, Михайлович - глава и несколько других знатных князей.

Реформы Избранной рады

Первыми шагами на пути к реформам были совещания дворян и воевод. В 1549 году состоялось Февральское совещание, которое и стало первым Земским собором. Основной из политических стратегий Избранной рады являлась централизация Российского государства по цивилизационной модели Запада. Смена стратегии требовала проведения комплекса реформ. Реформы Избранной рады имели антибоярскую направленность. Она опиралась на помещиков, дворян, посадских людей, а значит, и выражала исключительно их интересы.

Избранная рада, реформы которой пришлись на 1549-1560 гг., реализовывала преобразования во всех сферах жизни общества. Изменения затронули административную, церковную, правовую, финансово-налоговую и другие системы.

Реформы Избранной рады в правовой и административной системах

По решению «Собора примирения» 1549 года готовился новый свод законов. Исправленный Судебник был учрежден в 1550 году. Отношения между феодалами и крестьянами не изменились, сохранились прежние нормы и законы. В то же время несколько ограничилась власть кормленщиков на местах, ускорился процесс формирования приказов. Приказы - это первые функциональные органы управления, заведовавшие отдельными областями государственных дел (иначе их называли палатами, дворами и т.д.). Наиболее известными были Челобитный, Стрелецкий, Посольский и другие приказы.

В это же время осуществлялась централизация местного самоуправления. Наместничьи управления были заменены выборной администрацией. Эти и другие нововведения усиливали позиции дворян в обществе, объединяли провинциальное дворянство в служилые города.

Реформа армии

В середине 50-х годов XVI века принято «Уложение о службе». Был установлен строгий порядок несения службы. Все землевладельцы, вне зависимости от размеров своих владений, становились людьми служилыми. Правительство организовало и сформировало отряд стрельцов для охраны царя. По результатам военных реформ у десятков тысяч воинов появилось вооружение, экипировка и продовольствие.

Церковные реформы Избранной рады

В 1551 году был принят Стоглав, в котором было опубликовано сто глав-статей по ответам Ивана Грозного о строении церкви. Стоглав укреплял общую дисциплину в церкви, регламентировал жизнь. Царь намеревался конфисковать у церкви земли, но Избранной радой эти намерения одобрены не были. Церковь всячески стремилась укрепить свой авторитет, неуклонно падающий в глазах народа.

Реформы Избранной рады в финансовой системе

Никакие административные реформы не могли быть осуществлены без перестройки налоговой системы. В 1550 году проведена перепись всего населения. Подворное налогообложение было заменено на поземельное. На центральной территории вводилась налоговая единица под названием «большая соха», ее величина варьировалась в зависимости от положения землевладельцев. Уплата налогов населением приобретала все более централизованный характер. «Кормленческий доход» был заменен на общегосударственный «кормленческий откуп».

В целом реформы Избранной рады при Иване Грозном были неоднозначными. Они носили компромиссный характер. Реформы способствовали укреплению власти и улучшению положения дворянства. Реализация их была прервана по причине отставки Избранной рады в 1560 г.

Около 1549 года из приближенных к молодому Иоанну людей сложилось новое правительство, позднее названное князем А. Курбским Избранной радой. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, возглавивший Избранную раду, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый.

Рада не была официальным государственным органом, но фактически 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.

Реформы Избранной Рады. Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XVI века, должны были соответствовать и новые государственные институты - сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Однако первый Собор еще не носил выборного характера и там не присутствовали представители городского торгово-ремесленного населения и крестьян. Впрочем, обе эти категории населения и в дальнейшем не играли на соборах большой роли.

С 1550 по 1653 год было созвано 16 соборов, и после закрытия последнего из них не осталось ни живой памяти, ни сожаления.

Принятие нового судебника. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497 г.. Из 99 статей судебника 37 были совершенно новыми, а остальные подвергались кардинальной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). Впервые в судебнике была глава о царе, в которой оговаривались права царя, титул, форма правления. Так же был введен пункт о государственной измене.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. В нем впервые вводилось наказание за взяточничество, появляются нормы права, которые существуют до сих пор.

Реформы местного самоуправления. Земской реформе суждено было приобрести особое значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу.

Реформа должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений, русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленых” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.

Реформы армии. С Казанской войной также оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года. В результате нескольких неудачных походов стало понятно, что старый способ организации армии уже не пригоден для такого государства, то есть армия нуждалась в преобразованиях.

Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы.

Создав такую систему комплектования, Иван получает прочную базу для дальнейших изменений в структуре армии. Ядром войска становится конное дворянское ополчение.

Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они формировались в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы), вооруженных огнестрельным оружием. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло.

Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства.

Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

К изменениям в армии добавляется появление артиллерии. Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающий пушки и пищали.

К военной реформе относится и запрет местнических споров между воеводами, теперь все они подчинялись одному главнокомандующему. Назначение на высшие воеводские посты по принципу “породы” и знатности приводили на поле брани к катастрофическим последствиям. Новые законы позволили назначать в товарищи к главнокомандующему менее знатных, но зато более храбрых и опытных воевод.

В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику.

Реформы церкви. Религиозная реформа началась с собора русской церкви 1551 года, который в истории известен как Стоглавый собор. На стоглавом соборе правительство поставило вопрос о будущих судьбах монастырского землевладения, что встретило решительное противодействие со стороны воинствующих церковников - иосифлян. В мае 1551 г. был издан указ о конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам и монастырям после смерти Василия III. Осуществление нового земельного законодательства позволило правительству пополнить фонд поместных земель.

Проведение церковной реформы было так же направлено на воспитание «грамотных» служителей церкви, изменения самой службы, ее унификация, т.к. внутри самой церковной организации существовали различия в составе «святых» и не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала строгая система внутреннего распорядка.

Изменение налоговой системы. Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы требовали огромных средств и поэтому проводятся различные финансовые преобразования. К тому же Россия унаследовала налоговую систему со времен раздробленности государства на княжества, которая морально устарела и не соответствовала требованиям времени.

Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.

Была установлена единая мера определения доходности - «соха» - земельная единица. Вводятся не только новые налоги («пищальные деньги», «полоняные»), но и увеличиваются старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. Эти преобразования отличались комплектностью и конструктивностью. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере.

Итоги реформирования. Таковы были реформы Ивана Грозного, выработанные вместе с участниками Избранной Рады. Главная особенность преобразований периоду правления Избранной Рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время их комплексность. Реформы нельзя назвать безуспешными, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели. В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Реформы подкрепились развитием торговых и дипломатических отношений с Западом. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства и, если бы реформы не натолкнулись на противодействия аристократии, права которой ущемлялись, они привели бы еще к большим результатом. Но враждебность боярства приводит к опричнине.

В 1547 г. Иван IV официально венчался на царство и принял титул «царя» (так как император Константинополя уже не существовал, то русский князь оставался единственным претендентом на этот титул в качестве последнего защитника православного мира). Первый период его царствования (конец 40-х – 50-е гг.) отмечен крупными внутри- и внешнеполитическими успехами и проведением реформ.

Главными инициаторами реформирования стали члены Избранной рады (1549-1560) – Алексей Адашев, Сильвестр (духовник царя), Андрей Курбский (друг детства), Макарий (митрополит всея Руси). В 1549 г. в Москве был созван впервые Земский собор – совещательный орган; входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей; была обсуждена программа преобразований.

Судебник 1550 г. – свод законов, который упорядочил и дополнил Судебник Ивана III, ограничил пава наместников и волостителей; подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое»; была усилена личная зависимость крестьян от феодала, так как последний отвечал за его преступления; впервые была введена система наказания среди государственных служащих (за взятку).

Стоглав 1551 г. – кодекс правовых норм внутренней жизни духовенства и его взаимоотношений с государством (например, запрещалась покупка монастырем вотчинных владений без разрешения царя).

Денежная реформа – московский рубль стал основной денежной единицей страны, право сбора пошлин переходило в руки государства; была установлена единая для всего государства единица взимания налога (большая соха, которая рассчитывалась в зависимости от плодородия земли и социального положения ее владельца).

Система приказов – вместо прежних Государева двора и Казны была создана система специализированных приказов: Разрядный (военные дела и ведение поместными войсками), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Оружейная палата (Арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли, которые раздавались дворянам), Холопский (холопы), Сибирский дворец (управление Сибирью), Казанский дворец (Казанским ханством). Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.

Реформа местного управления – отмена кормлений в 1556 г., сыск и суд по особо важным делам были переданы в руки губных старост (избирались из местных дворян), земских (из числа зажиточных слоев черносотенного населения) и городовых приказчиков (в городах). При этом вводилась в общине круговая порука – она отвечала за своих выборных. Значение – замена служилых кормленщиков мирскими органами обусловила централизацию власти.


Военные реформы:

1) ядро армии составляло дворянское ополчение – под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча», то есть 1070 провинциальных дворян, которые должны были стать опоров власти царя;

2) впервые было составлено Уложение о службе;

3) со 150 десятин земли боярин и дворянин должны были выставить одного воина «конно, людно и оружино»;

4) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско;

5) привлечение иностранцев в армию;

6) привлечение казачества для несения военной службы на окраинах;

7) вотчинник ил помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Ополчение делилось на «служилых людей по отечеству» (то есть по наследству – бояре и дворяне) и «по выбору» (по набору – стрельцы, пушкари, городская стража, казаки).

Реформы в целом способствовали укреплению Российского государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Историография реформ:

Ø Платонов, Смирнов – реформы носили продворянский характер (воспользовавшись социальным кризисом конца 40-х гг., эти реформы ослабили бояр и усилили позиции дворян);

Ø Веселовский, Зимин, Скрынников – реформы являлись результатом компромиссом между царской властью, дворянами, боярами и посадом.

Дискуссии вокруг деятельности Земского Собора.

Предмет спора : существовала ли сословно-представительная монархия или азиатская деспотия.

Ø Шмит – второе, т.к. царь созывал выбранных государством, а не земских обществом, людей. Если на западе они изначально избирались, то у нас государство выбирало.

Ø Черепнин – первое. Действительно, Соборы практически возникли именно так, но постепенно они развиваются (особенно хорошо это было видно в период Смуты – в 1613 г.), имея свою специфику с сильными самодержавными рудиментами. Споры ведутся до сих пор.

Внешняя политика:

Направления и задачи: 1) западное – борьба за выход к Балтийскому морю; 2) юго-восточное и восточное – борьба с Казанским и Астраханским ханством; 3) южное – защита от набегов крымского хана.

Завоевание Казанского ханства – первоначально Иван IV предпринял дипломатические шаги (неудачны), и в 1552 г. его армия осадила Казань => победа – народы Среднего Поволжья вошли в состав государства. Астраханское ханство было присоединено в 1556 г. => все Поволжье принадлежало России + Волжский торговый путь, который значительно улучшил условия торговли с Востоком. В середине XVI в. вошли также Башкирия, Чувашия, Кабарда.

Освоение Сибири – Сибирский хан Кучум отказался признать вассальную зависимость и убил русского посла. Купцы Строгановы получили от царя грамоту с пожалованием земли в Сибири и наняли большой отряд казаков во главе с Ермаком для борьбы с сибирским ханом. В 1581 г. Ермак одержал победу на войсками Кучума и занял столицу Кашлык. В 1598 г. Кучум был окончательно разгромлен => Западная Сибирь была присоединена к России (столица – Тобольск).

Ливонская война (1558-1583) – борьба за выход к Балтике и за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом.

Этапы:

1) 1558-1561 гг. – русские войска разгромили Ливонский орден, взяли Нарву, Тарту, подошли к Таллину и Риге;

2) 1561-1578 гг. – вступление в войну Польши, Литвы, Швеции, Дании (на стороне ливонского ордена), военные действия приобретают затяжной характер; ситуация была осложнена разорением хозяйства (опричнина), изменение отношения местного населения к русским войскам вследствие набегов, переход на сторону врага князя Курбского и опустошительные набеги крымских татар;

3) 1578-1583 гг. – оборонительные действия России. В 1569 г. Польша и Литва объединились в речь Посполитую (во главе – Стефан Баторий). Поляки взяли Полоцк, Луки, осадили Псков (неудачно).

Ливонская война завершилась подписанием невыгодного для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий - отказ от завоеванных земель и городов, земли Прибалтики были отданы Польше и Швеции. Таким образом, главная задача западного направления внешней политики решена не была.

3. Опричнина и ее последствия:

В конце 1564 г. Иван IV вместе со своей семьей внезапно выехал из Москвы и поселился в Александровской слободе. Он обвинил всех бояр и церковных иерархов в измене и вынудил московских бояр просить его вернуться на трон – условием его возвращение стало право казнить и миловать по собственному усмотрению, а также разделение всей земли на опричнину («опричь» - кроме) и земщину. Опричнина становилась его личным уделом и включала в себя наиболее плодородные и развитые земли, на которых царь поселил дворян (основа его опричного войска). В опричнине были свои собственные органы власти – дума приказы. Земщиной руководило правительство во главе с Висковатым. Фактически опричное войско выполняло карательную функцию. Во главе опричнины оказались Юрьев, Басманов, князь Черкасский, кроме того, князь Вяземский, Малюта Скуратов и т. д.

Причины введения опричнины – объективные и личные:

1) отношения между монархом и боярами оставались неупорядоченными и неурегулированными;

2) активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей интересам служилого класса.

1) в 1554 г. Ивану IV стало известно о боярских симпатиях к князю Старицкому – у царя зародилось недоверие к своему окружению;

2) в 1557-58 гг. царь столкнулся с оппозицией бояр курсу на развязывание Ливонской войны;

3) смерть первой жены (Анастасии Романовны) и разрыв с Сильвестром и Адашевым (ссылка);

4) бегство Курбского в Литву, что привело к ужесточению гонений на бояр.

Проявления опричнины:

2) затем начинаю ссылать бояр и земских дворян;

3) в 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;

4) тогда же Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита Филипп Колычев за то, что осудил опричнину и царский произвол;

5) в начале 1570 г. был учинен Новгородский погром (10-15 тыс. человек были убиты), а затем Московский;

6) казни самих опричников – Басмановых, Вяземского, Черкасского.

Итоги опричнины:

1) централизация – ослабло влияние титулованного московского боярства, подчинение церкви государству, подрыв самостоятельности городов;

2) экономический кризис, усугубленный Ливонской войной – села и деревни, где побывали опричники, обезлюдели (либо были убиты, либо сбежали в Литву);

3) голод – вследствие сокращения посевных площадей;

4) принятие закрепостительных актов – бегство крестьян стимулировало это; в 1581 г. был издан указ о «заповедных летах», который запрещал переходы крестьян;

5) были подорваны резервы России в целом.

В целом опричнину можно оценивать как форсированную централизацию (но в таких формах, которые нельзя считать прогрессивными), предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок. Это не антибоярская политика – скорее конфликт внутри самого господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти.

Историография:

Ø Карамзин – безумство царя из-за смерти Анастасии (тиранство ).

Ø Платонов – опричнина носила ярко выраженный дворянский характер , т.к. царь забрал лучшие центральные земли и испоместил на них дворян, что решило вопрос об обеспечении поместной реформы. Поэтому эта реформа носила прогрессивный характер (Смирнов).

Ø Веселовский – нашел синодику по убиенным (в конце своей жизни царь признал свои ошибки и приказал выписать имена всех казненных в синодик, который был отправлен во все монастыри для поминки их). Анализ показал, что 2/3 казненных составляли дворяне. Т.е. реформа не носила продворянский характер – и, скорее всего, это была не реформа, а репрессии , направленные против конкретных лиц + попытка достичь абсолютной власти .

Ø Зимин – царь взял в опричнину уезды с развитым поместным землевладением, а не боярским. Здесь он устроил смотр боярского ополчения и выгнал его. Из дворян он сделал опричный корпус – около 5 тыс. человек => была направлена против последних уделов, поэтому опричнина является важной социальной реформой , которая уничтожила удельную систему.

Ø Шмит – это знаковое явление, царь создал особую охранную структуру, которая существует и до сих пор (ФСБ, НКВД, КГБ).

Ø Скрынников – размах был на рубль, а удар на копейку, т.к. при Иване IV уделы и так были слабы, поэтому никакой опасности не представляли. В завещании он отдает землю своему старшему сыну, а часть в уделы другим сыновьям. В основе его гипотезы лежат два источниковедческих открытия. Все изучают опричнину по Никоновской летописи, в которой упоминается, что все сосланные были отправлены в Казань. По казанским описям явственно, что на первом этапе царь нанес сильный удар удельным князьям и родовой аристократии (Ярославские, Стародубские, Гагарины, Ростовские – были испомещены на пограничных служебных землях). Их вотчинные хозяйства были разделены на поместья – разрушение хозяйства и его кризис. К концу 1565 г. социальная база опричного руководства была сокращена, и возник выбор – либо восстановить отношения с аристократией, либо продолжить террор. В 1566 г. Ливонская война потребовала больших денег => созыв Земского Собора. и примирение. Руководство Б.Д. (Челядин возглавлял) потребовало отмены опричнины, начинаются уступки, в митрополиты был рукоположен Филарент Колычев. До 1567 г. продолжаются попытки примирения. В этой ситуации бояре попытались прозондировать почву в отношении к Старицкому, который выдал все царю – его и бояр казнили, начинается третий период опричнины (террор). Скрынников провел текстологический анализ синодиков, что позволило восстановить весь список, хронологию и причину смерти. Выяснено, что террор имел несколько особенностей – уничтожение тех, кто его создавал (при этом уничтожали именно те лица, которых привели первые опричники – Скуратов, Грязнов); вся боярская оппозиция была уничтожена, затем удельный Старицкий род (обнаружена связь Старицких с Новгородом – измена посадских бояр), то же самое касалось Твери и Пскова (здесь царь никого не тронул). Потом выяснилось, что крупные московские дьяки были связаны с Новгородом (Колычев, Весковатый), а затем оказалось, что с дьячным делом связаны лица, которые стояли у истоков опричнины. Результат был страшен – весь цвет русской нации был уничтожен, русское летописание умирает. Таким образом, главной целью была самодержавная власть.

В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной рады (схема 62). Фактическим руководителем его стал незнатный по происхождению дворянин А.Ф. Адашев. Большое влияние на царя оказывали глава Русской православной церкви митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Сильвестр. В работе Избранной рады принимали участие князья Д. Курлятьев, А. Курбский, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый. Избранная рада осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.

Схема 62

Именно при правлении Избранной рады в 1549 г. был сделан важный шаг в становлении сословно-представительной монархии – собрался первый в русской истории Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены "кормлений" и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения.

В этот период произошли глубокие изменения в системе государственного аппарата. Правительство Избранной рады начало формирование отраслевых органов управления. Они представляли собой отдаленные прообразы современных министерств и назывались приказами, а их служащие – дьяками и подьячими. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский приказы.

В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Сама структура этого важнейшего документа говорит о быстрых темпах развития государственной и правовой системы в XV-XVI вв. Статьи Судебника 1550 г. более четко отделены одна от другой, чем статьи Судебника 1497 г. К первым статьям предыдущего Судебника были добавлены правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. Дела о разбойниках передавались в ведение губных старост. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Ряд его статей касался социальной сферы. Здесь было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.

Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система "кормлений". Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.

Принятое правительством Уложение о службе упорядочило несение феодалами военной повинности. Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей бояр) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась "избранная тысяча": в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.

Налоговую политику определило введение единой системы поземельного налогообложения – "большой московской сохи". Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.

Большую роль в укреплении русской государственности сыграл выдающийся церковный деятель Макарий, бывший в 1542-1563 гг. русским митрополитом. В 1540-е гг. он созывал церковные соборы, на которых решались вопросы по канонизации русских святых. В феврале 1551 г. под руководством Макария был созван собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.

Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около 10 лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. В этот год из-за опасной болезни Ивана возник вопрос о престолонаследии. Не надеясь выжить, царь завещал престол своему грудному сыну Дмитрию. Многие из придворных отказались присягнуть младенцу. В качестве кандидатуры на престол выдвигался двоюродный брат Ивана князь Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр и многие другие члены Избранной рады в решающий момент изменили царю и перешли на сторону его противников. Вопреки всеобщему ожиданию, царь Иван выздоровел. Он объявил о прощении своего родственника и приближенных.

Поводом для возобновления конфликта послужила смерть в 1560 г. царицы Анастасии. Члены Избранной рады были обвинены в том, что они злым колдовством умертвили любимую царскую жену. Недавние правители попали в опалу. Избранная рада прекратила свое существование, и проведение реформ было приостановлено (схема 63).

В 1564 г. князь Андрей Курбский, считавшийся долгое время ближайшим советником и личным другом Ивана, изменил царю и перебрался к полякам. Из изгнания он написал своему бывшему властелину письмо, полное обвинений и упреков. Ответное послание Ивана Грозного станет настоящим манифестом самодержавной власти. И Андрей Курбский, и Иван Грозный обладали большим литературным талантом.

Схема 63

Их растянувшаяся на долгие годы переписка – один из выдающихся памятников русской литературы и общественной мысли XVI в.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.