Тест на стрессоустойчивость холмса и раге. Тест на стрессоустойчивость холмса и раге Тест на определение уровня стрессоустойчивости

(Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. И. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995)

Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уров­ня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем бо­лее искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).


Утверждения Редко Иногда Часто
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу)
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки
Суммарное число баллов Уровень вашей стрессоустойчивости
51-54 I - очень низкий
53-50 2 - низкий
49-46 3 - ниже среднего
45-42 4 - чуть ниже среднего
41-38 5 - средний
37-34 6 - чуть выше среднего
33-30 7 - выше среднего
29-26 8 - высокий
18-22 9 - очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1 -й и даже 2-й уро­вень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!



Приложение 14

Техники расслабления (релаксации, аутотренинга)

(Легальные и нелегальные наркотики: Росийско-германское учебное

пособие. Практическое руководство по проведению уроков профилактики

среди подростков / ред. В. А. Ананьев. -

СПб.: Иматон, 1996)

МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ Расслабление в позе сидя

/ этап

Следите за вашим дыханием, вдохом и выдохом. При вдохе - живот вы­пячивается, при выдохе - втягивается. Закройте глаза, слегка приоткройте губы. Весь процесс дальнейшего напряжения/расслабления лучше сочетать с дыханием: на вдохе - напряжение, на выдохе - расслабление. Теперь мы сосредоточиваем свое внимание на правой руке (если вы левша, то на ле­вой). Сожмите руку в кулак, крепко, но не судорожно. Почувствуйте напря­жение каждой мышцы руки (примерно 5 с), затем расслабьте мышцы. Ра­зожмите кулак. Расслабленная рука лежит на передней поверхности бедра. Каждый палец расслабляется, становится мягким, вялым.

Теперь сосредоточиваемся на предплечье и плече: снова сожмите паль­цы в кулак, согните локоть, напрягите ваши мышцы, почувствуйте, какие они твердые (5 с), и снова расслабьте их. Положите руку на верхнюю поверх­ность бедра. Кисть руки и рука могут совершенно расслабиться. Возможно, вы почувствуете дрожь в мышцах. Если это так, напрягите их снова на один миг и расслабьте. Ваша рука, расслабленная и тяжелая, лежит на бедре. Она расслабляется все больше и больше. Ваше дыхание ровное и спокой­ное.

Теперь сосредоточиваемся на другой руке. Сожмите пальцы руки в кулак. Почувствуйте определенное напряжение (5 с), но не сжимайте пальцы до судорог и снова расслабьте их. Рука расслабленно лежит на бедре. Вам приятно, легко, вы расслаблены.

Теперь - плечо и предплечье: сожмите пальцы в кулак, согните руку в локте, напрягите все мышцы, сосредоточьтесь на них (5 с) и снова рас­слабьте. Положите руку на бедро, каждая мышца расслаблена. Дыхание спокойное и ровное. При каждом вдохе живот слегка выпячивается, при вы­дохе - легко втягивается. Наслаждайтесь приятным чувством расслабления во всем теле.

Теперь сосредоточиваемся на лице: поднимите брови, наморщите лоб, отчетливо почувствуйте напряжение (5 с) и снова опустите брови. Напряже­ние уходит. Теперь сведите брови к переносице, крепко зажмурьте глаза (5 с) и снова расслабьте мышцы. Мышцы расслабляются все больше и боль­ше, расслабление нарастает.

Теперь сожмите зубы, но без судорог. Почувствуйте напряжение в челю­сти (5 с) и снова отпустите мышцы. Прижмите язык крепко к небу (5 с) и снова отпустите. Расслабляется все лицо, вам легко и приятно. Губы слегка приоткрыты, зубы не давят друг на друга, язык мягко лежит во рту. Вы на­слаждаетесь расслаблением в лице. Расслабление нарастает во всем теле. Дышите спокойно и ровно. При дыхании живот сам по себе легко поднима­ется и опускается.

Теперь сосредоточиваемся на шее и затылке: потяните голову вперед, подбородок прижимается к груди. Почувствуйте напряжение в шее и затылке


(5 с) и с облегчением опустите голову. Зафиксируйте это чувство расслабле­ния. Теперь запрокиньте голову назад. Осознанно почувствуйте напряжение (5 с), затем расслабьтесь, почувствуйте, как уходит напряжение. Вся сила напряжения уходит из мышц. Вы сидите, приятно расслабившись, на стуле или в кресле. Вы чувствуете, как при дыхании живот поднимается и опускает­ся. С каждым выдохом расслабление все глубже и глубже.

Теперь сосредоточиваемся на плечах и животе: разведите плечи, они по­чти касаются друг друга, мышцы очень твердые (5 с), и снова расслабьтесь, опустите плечи. Теперь подтяните плечи вперед к груди, отчетливо почув­ствуйте напряжение (5 с) и снова расслабьтесь. Расслабление, облегчение, покой. Теперь поднимите плечи, они почти касаются ушей, зафиксируйте напряжение в мышцах (5 с) и снова расслабьтесь. Плечи опускаются, висят. Вы дышите спокойно и равномерно.

Теперь немного приподнимите ноги от пола. Ноги немного приподняты, живот напрягается, вы чувствуете напряжение в мышцах живота (5 с). Затем опустите ноги, живот расслабляется. Дыхание спокойное, ровное. При каж­дом цикле дыхания живот равномерно поднимается и опускается. С каждым выдохом расслабление все глубже и глубже. Вам легко, приятно.

Теперь сосредоточьтесь на ногах и ступнях: чтобы напрячь переднюю по­верхность бедра, прижмите ноги крепко к полу. Зафиксируйте напряжение в бедрах (5 с) и снова расслабьте мышцы. Передняя поверхность бедра рас­слабляется.

Теперь разверните пальцы ног так, как будто вы хотите взять ими каран­даш. Почувствуйте напряжение (8 с), но не доводите его до судорог, и снова отпустите пальцы. Потяните кончики пальцев ног к корпусу. Зафиксируйте напряжение (5 с) и расслабьте мышцы. Из ваших ступней вытекает напряже­ние. Расслабление все глубже и глубже. Вы дышите спокойно и ровно. Ваш живот поднимается и опускается в ритме дыхания.

Теперь снова мысленно пройдитесь по всем мышцам. Если вы где-то чув­ствуете напряжение - скажите сами себе: «Расслабься, освободи мышцы». Наслаждайтесь чувством расслабления. Вы сидите спокойно. Ваше тело тя­желое и расслабленное. Вы дышите спокойно и ровно. С каждым выдохом вы все больше и больше расслабляетесь.

Сейчас вы медленно выходите из расслабления. Избегайте любых вне­запных и резких движений. Вы заметите, что расслабление дает вам све­жесть и энергию, и вы почувствуете себя лучше и приятнее.

4 - вы двигаете кистями рук, даете работу вашим пальцам, 3 - вы двига­ете руками и ногами, слегка покачивая ими, 2 - вы потягиваетесь всем кор­пусом во всех направлениях, 1 - вы открываете глаза, медленно встаете.

Вы чувствуете себя приятно и обновленно, как будто только что приняли освежающий душ.

// этап

Сядьте на стул, голова опущена на грудь. Положите свои руки на перед­нюю поверхность бедер и закройте глаза.

Наморщите лоб и сожмите губы, как будто вы хотите сделать устрашаю­щее лицо. Напрягите всю мускулатуру лица (5 с), но без судорог. Теперь расслабьте мышцы лица и тела. Они снова становятся мягкими и рыхлыми. Попытайтесь сознательно оценить чувство расслабления (10 с).

Следующий участок тела, за который мы возьмемся, - это плечи, руки и кисти рук. Сожмите пальцы рук в кулак и напрягите каждую мышцу. Вы по­чувствуете, как все мышцы становятся твердыми и крепкими. И теперь вы снова возвращаетесь в состояние расслабления. Все мышцы ослабевают, напряжение уходит. Вы чувствуете себя легко, свободно (10 с). Повторите также и это упражнение: напрягите плечи, руки и кисти рук. Все мышцы ста­новятся твердыми (5 с), но не до судорог, затем снова расслабьте мышцы. Плечи опускаются, руки свободно свисают, кисти рук расслабляются (-10 с).

Теперь мы примемся за мышцы груди и живота. С силой напрягите мыш­цы груди и живота. Руки остаются расслабленными (5 с), снова расслабьте их, вернитесь в состояние покоя, насладитесь чувством покоя, которое рас­пространяется по всему телу (10 с). Теперь повторите напряжение в торсе. Напрягите мышцы груди и живота, удерживайте напряжение (5 с). Снова расслабьтесь, напряжение уходит. Все мышцы расслаблены. Мышцы лица, ллеч, груди, рук, живота. Дышите спокойно и равномерно (10 с).

Теперь мы переходим к ногам и ступням. Попробуйте напрячь все мышцы ног и ступней, не совершая движений. Почувствуйте напряжение до кончи­ков пальцев ног (10 с).

Повторите также следующее упражнение: напрягите мышцы бедер, мышцы ступней. Держите напряжение (5 с) и снова расслабьте мышцы, мышцы становятся рыхлыми. Сейчас все ваши мышцы расслаблены, рас­слабление распространяется по всему телу... Вы дышите спокойно и равномерно. Оставайтесь в этом положении еще минуту. Теперь мед­ленно выходите из состояния расслабления. Вы двигаете пальцами рук, легко встряхиваете руками, двигаете ногами, потягиваетесь, открываете глаза и приходите в себя.

КРАТКОВРЕМЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ ВСЕЙ МУСКУЛАТУРЫ

Если вам удается достигнуть расслабления мышц тела во время продол­жительных упражнений, можно перейти к кратковременному расслаблению, при котором все тело напрягается за один раз, а потом, в уже указанной выше последовательности, расслабляются отдельные мышечные группы.

1. Фаза напряжения. Сядьте, выгните спину, как кошка, опустите голову на грудь. Одновременно скрестите руки перед грудью. Плечи поднимаются высоко вверх, а кисти рук лежат на предплечьях. Разверните ноги под углом, тогда ступни будут легко отрываться от пола. Сделайте вдох, напрягите жи­вот и ягодицы. И, наконец, напрягите мышцы лица: зажмурьте глаза, намор­щите нос и лоб. Усиливайте напряжение в данной выше последовательнос­ти. В конце упражнения тело еще раз сконцентрированно напрягается, а дыхание задерживается.

2. Фаза расслабления. Теперь расслабьте все мышцы, лягте и глубоко и свободно выдохните. Для расслабления потребуется больше времени, чем для напряжения. Полностью расслабьте мышцы в выученном порядке.

РАССЛАБЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП

Все упражнения для расслабления мышц могут проводиться изолиро­ванно. Можно напрягать и расслаблять сведенные судорогой руки (на­пример, в результате длительного письма в течение нескольких часов); напряженное лицо после длительной концентрации, напряженные мыш­цы затылка после длительной поездки в поезде.

«Кинг-Конг»

7. Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает гро­мадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед гру-


дью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равно­мерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук - кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.

2. Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдох­ните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. По­том откройте глаза.

Если у вас длинные ногти, то лучше сожмите какой-нибудь предмет - кусок дерева, камень, вам не нужно все время сидеть в позе «Кинг-Конг», это упражнение можно делать незаметно для окружающих. Вы можете про­водить это упражнение где и когда хотите. Его хорошо применять при внут­реннем напряжении - перед контрольной работой, а также в ситуациях, ког­да необходимо быстрое и несложное мышечное расслабление. Также хоро­шо выполнять это упражнение при замерзании рук.

«Самооценка стрессоустойчивости личности»

Конфликты, как и другие негативные факторы нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Предлагаемый вам тест позволит оценить ваш уровень стрессоустойчивости. Вы получите более объективный результат, если ваши ответы будут искренними. Обведите кружком подходящий вариант вашего ответа на каждое утверждение (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе .

2. Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров.

3. Я постоянно переживаю за качество того, что делаю.

4. Я бываю настроен агрессивно.

5. Я не терплю критики в свой адрес.

6. Я бываю раздражителен.

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым.

10. Своим недругам я могу дать отпор.

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать на другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Теперь, когда вы ответили на вопросы, займемся обработкой результатов.

Обработка результатов (ключ)

Подсчитайте, какое количество ваших ответов совпадает с приведенными ниже:

ШКАЛА «ИНТРОВЕРСИЯ – ЭКСТРАВЕРСИЯ»

1+, 3+, 5−, 8+, 10+, 13+, 15−, 17+, 20−, 22+, 25+, 27+, 29−, 32−, 34+, 37−, 39+, 41−, 44+, 46+, 49+, 51−, 53+, 56+.

ШКАЛА «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ − НЕУСТОЙЧИВОСТЬ»

2+, 4+, 7+, 9+, 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.

ШКАЛА «СКРЫТНОСТЬ − ОТКРОВЕННОСТЬ»

6+, 12−, 18−, 24+, 30−, 36+, 42−, 48−, 54−.

Все 57 вопросов делятся на три группы − шкалы «интроверсия – экстраверсия» (24 вопроса), «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» (24 вопроса) и «скрытность – откровенность», или «корректурная шкала» (9 вопросов). За каждый ответ, совпадающий с ключом , вы ставите себе один балл. Баллы по каждой из шкал суммируются. Результат отложите на оси координат. Третья шкала – корректурная – на схеме не отображена, так как диагностирует только вашу склонность давать социально желательные ответы. высокий балл (5 баллов) по шкале «скрытность – откровенность» рассматривается как большое желание понравится окружающим, а это в той или иной мере присуще многим.

Вы уже подсчитали свои баллы, и вероятно, кое-кто обнаружил, что полученные результаты на совпадают с теми, которых он ожидал, и расстроился. Напрасно. Нет хороших и плохих темпераментов. Люди любых темпераментов могут обладать богатым воображением, научным и творческим потенциалом, быть артистичными. Суворов и Менделеев были холериками, Герцен, Энгельс и Бомарше – сангвиниками, Крылов и Кутузов – флегматиками, а Ньютон и Гоголь – меланхоликами.

Посмотрим, что означают результаты теста, выраженные в цифрах.

Эмоциональная неустойчивость – 24 балла

Интроверт – 0 баллов

Меланхолик

Легко расстраивающийся

Тревожный

Склонный к рассуждениям

Пессимистичный

Сдержанный

Необщительный

Холерик

Чувствительный

Беспокойный

Агрессивный

Изменчивый, непостоянный

Импульсивный

Оптимистичный

Активный

Экстраверт – 24 балла

Флегматик

Пассивный

Рассудительный, благоразумный

Управляемый, контролируемый

Внушающий доверие

Осмотрительный

Доброжелательный

Миролюбивый

Сангвиник

Общительный

Разговорчивый

Спокойный

Лидирующий

Контактный

Отзывчивый

Жизнерадостный

Эмоциональная устойчивость – 0 баллов

ЭКСТРАВЕРТЫ

Люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск, стремящееся к объективности. Для экстравертов характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, душа компании, заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обаятельные, прямолинейны в суждениях, как правило ориентируются на внешнюю оценку, поэтому, как правило, хорошо сдают экзамены. Они тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Вместе с тем экстравертам следует быть осторожными.

ИНТРОВЕРТЫ

Люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них часто собственные теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации, часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, лучше распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся. Интроверты лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВЫЕ

Люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывающие доверие, склонные к лидерству, обладающие терпением.

ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫЕ

Люди чувствительные, эмоциональные, тревожные, склонные болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Этот тест поможет вам также определить тип своего темперамента. Если на осях координат отложить получившиеся по результатам тестирования баллы (от 0 до 24) по шкалам «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» и «интроверсия – экстраверсия», то сочетание характеристик укажет на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в правой нижней части (устойчивые экстраверты) − сангвиники; в левой нижней (устойчивые интроверты) − флегматики и в левой верхней части (неустойчивые интроверты) − меланхолики.

Этот тип темперамента характеризуется высоким уровнем активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

САНГВИНИК

Характеризуется высокой активностью, энергичностью, работоспособностью, быстрой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

ФЛЕГМАТИК

Этот тип темперамента характеризуется низким уровнем активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

МЕЛАНХОЛИК

Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью, Меланхолика отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающиеся повышенной тревожностью, глубиной и неустойчивостью эмоций при слабом их проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. при неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых событий, людей и всякого рода испытаний.

Инструкция. Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.

    Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

    Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

    Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Интерпретация результатов теста. Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста. Стрессоустойчивость определяется по

таблице 3.7. приведенной ниже на основании количества баллов набранных испытуемым и его возраста.

Таблица 3.7. Оценка стрессоустойчивости

стрессоустойчивости

Удовлетворительно

Очень плохо

Тест на определение стрессоустойчивости личности28

Ниже предлагается тест, который позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

Таблица 3.8.

Утверждения

редко

иногда

часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

2. Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров

3. Я переживаю за качество своей работы

4. Я бываю, настроен агрессивно

5. Я не терплю критики в свой адрес

6. Я бываю раздражителен

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

9. Я страдаю бессонницей

10. Своим недругам я могу дать отпор

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

12. У меня не хватает времени на отдых

13. У меня возникают конфликтные ситуации

28 Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - М., Геликон, 1995

Окончание табл. 3.8.

Утверждения

редко

иногда

часто

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

16. Я все делаю быстро

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Таблица 3.9.

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивост и

1 - очень низкий

2 - низкий

3 - ниже среднего

4 - чуть ниже среднего

5 - средний

6 - чуть выше среднего

7 - выше среднего

8 - высокий

9 - очень высокий

Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Инструкция.Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для Вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут Ваши ответы, тем более точный результат Вы получите.

Утверждение Редко Иногда Часто
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 1
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы
4. Я бываю настроен агрессивно
5. Я не терплю критики в свой адрес 1
6. Я бываю раздражителен
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно 3
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым
9. Я страдаю бессонницей
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

Определите, каков уровень Вашей стрессоустойчивости по таблице:

Чем меньше баллов Вы набрали, тем выше Ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у Вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то Вам необходимо кардинально менять свой образ жизни. Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.

2. Тест Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Вопрос Всегда Часто Иногда Почти никогда Никогда
Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день
Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю
Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен
В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться
Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю
Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день Я не курю!!!
За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков
Ваш вес соответствует Вашему росту Рост (см) - Вес (кг) =100 ± 10
Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности
Вас поддерживает Ваша вера
Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью
У Вас много друзей и знакомых
У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете
Вы здоровы
Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо
Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы
Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю
Вы можете организовать Ваше время эффективно
За день Вы употребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков
У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня
«Цена» ответа (в баллах):
ИТОГ:

Теперь сложите результаты Ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов. Итого______30_ _____________

Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать (в случае если Вы отвечали еще и честно): у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, Вашему здоровью ничто не угрожает.

Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов - у Вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 баллов, то Вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить и подумать о своем здоровье.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Усатов Иван Александрович,Студент 3 курса, направления подготовки 37.03.01 «Психология», ФГБОУ ВПО «Амурский Государственный Университет», г. Благовещенск[email protected]

Аннотация. Статья содержит авторскую методику на определение уровня стрессоустойчивости личности, приводится информация о стандартизации методики.Ключевые слова: психология, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, авторская методика.

В современном мире проблема сохранения психического здоровья и формирования стрессоустойчивости у людей очень актуальна, ведь стрессоустойчивость позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также психическое состояние в напряженных ситуациях.Анализируя диагностическиеметодикипо вопросу стрессоустойчивости,можносделать вывод о том, что на сегодняшний день не разработана комплексная методика, позволяющая всесторонне оценить стрессоустойчивость, как качество личности, они лишь позволяют диагностировать проблемные стороны, оценить компоненты (ресурсы, факторы) стрессоустойчивости. С этой целью была разработана авторская методика, позволяющая определить уровень стрессоустойчивости личности. Методика может применяться у респондентов старше 18 лет, иных ограничений в применении методики нет.В даннойметодике под стрессоустойчивостью понимается понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .Стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),Б) эмоционального компонента эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,Д) информационного компонента профессиональной подготовленности, информированности и готовностиличности к выполнению тех или иных задач,Е) интеллектуального компонента оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которыеобеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как считает Л.А. КитаевСмык, факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:1. Биологические особенности:А) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Согласно психогенетическим исследованиям , реакции людей на те или иные факторы среды на 30 40 % определяются генами, полученными от родителей, и на 60 70 % зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие устойчивы к нему.Б) Тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен какимлибо изменениям . В) Возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным .2.Личностные особенности:А) Склонность к гневу. Склонные к гневу, враждебности, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот .Б) Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ею. Концепция локуса контроля разработана американским психологом Дж. Роттером .В) Тревожность. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий .Г) Самооценка. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяетее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности . Д) Направленность человека, его установки и ценности. В ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности .3.Факторы социальной среды:А) Социальные условия и условия труда. Социальные условия и условия труда, то есть социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; нерациональное и сбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя) .Б) Ближнее социальное окружение. Семья имеет огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные межличностные отношения . 4.Когнитивные факторы:А) Уровень сензитивности. Сензитивность зависит от чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условнорефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки .Б) Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации . Таким образом, методика учитываетвсе перечисленные компоненты.

«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».Таблица 1 Стимульный материал методики№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.

2Я не терплю критики в свой адрес.

3Я переживаю за качество выполняемой мной работы.

4Я страдаю бессонницей.

5Я думаю, что люди меня недооценивают.

6Я раздражаюсь по пустякам.

7Я стараюсь быть первым во всем.

8Я настроен агрессивно.

9У меня недостаточно свободного времени.

10Я болезненно переживаю неприятности.

11У меня возникают конфликтные ситуации.

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.

13Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.

14Я не могу сосредоточиться.

15Я смеюсь.

16Я чувствую себя беспомощным.

17Неожиданные события выводят меня из себя.

18Я испытываю внутреннее беспокойство.

19Я нервозен.

20Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.

21Я ощущаю слабость во всем теле.

22Мне тяжело скрыть раздражение.

23Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.

24Я занимаюсь спортом.

25Я бываю вполне счастлив.

26Я планирую свою жизнь.

27Меня одолевают страхи.

28Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.

29Бывает, что я говорю неправду.

30Я чувствую неуверенность в себе.

31Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.

32Я завожу новые знакомства.

33Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.

34Я испытываю головные боли.

35Я нерационально питаюсь.

36Я бываю доволен.

37Я позитивно смотрю в будущее.

38Я боюсь перемен.

Обработка данных.Перед обработкой результатов, подсчитывается количество набранных баллов по шкале лжи.Шкала лжи ответ «никогда/нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29. Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть на стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и ценностей общества.Следует провести повторное тестирование через некоторое время.

Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом, подсчитывается общее количество баллов, набранных в тесте.Таблица 2«Ключ» к тесту на определение уровня стрессоустойчивости личности

№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.2102Я не терплю критики в свой адрес.2103Я переживаюза качество выполняемой мной работы.2104Я страдаю бессонницей.2105Я думаю, что люди меня недооценивают.2106Я раздражаюсь по пустякам.2107Я стараюсь быть первым во всем.0128Я настроен агрессивно.2109У меня недостаточно свободного времени.21010Я болезненно переживаю неприятности.21011У меня возникают конфликтные ситуации.21

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.01213Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.21014Я не могу сосредоточиться.21015Я смеюсь.01

16Я чувствую себя беспомощным.21017Неожиданные события выводят меня из себя.21018Я испытываю внутреннее беспокойство.21019Я нервозен.21020Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.01

21Я ощущаю слабость во всем теле.21022Мне тяжело скрыть раздражение.21023Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.21024Я занимаюсь спортом.01225Я бываю вполне счастлив.01226Я планирую свою жизнь.01

27Меня одолевают страхи.21028Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.21029Бывает, что я говорю неправду.21

30Я чувствую неуверенность в себе.21031Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.21032Я завожу новые знакомства.01233Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.21034Я испытываю головные боли.21035Я нерационально питаюсь.21036Я бываю доволен.01237Я позитивно смотрю в будущее.01238Я боюсь перемен.210Интерпретация результатов.Интерпретация результатов проводится в соответствиис набранным количеством баллов.Если вы набрали 0 11 баллов вы обладаете высоким уровнем стрессоустойчивости. Вы четко определяете цели и пути их достижения, умеете и стремитесь рационально распределять время, можете долгое время работать с большим напряжением сил. Неожиданности, как правило, не выбивают вас из колеи. Круг ваших интересов достаточно широк.Если вы набрали 12 23 балла ваш уровень стрессоустойчивости выше среднего. Вы уверены в себе, сильные потрясения воспринимаете как урок в жизни и включаете механизмы самооценки и значимости, умеете проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние. Если вы набрали 24 44 балла вы обладаете средним уровнем стрессоустойчивости. Ваш уровень стрессоустойчивости соответствует в меру напряженной жизни активного человека. Ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь. Стрессоустойчивость снижается с увеличениемстрессовых ситуацийв вашей жизни. Если вы набрали 45 56 баллов ваш уровень стрессоустойчивости ниже среднего. У вас проявляются цепные реакции физических и умственно психических нарушений, и Вы вынуждены часть своих ресурсов тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Вам следует скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса.Если вы набрали более 57 баллов вы обладаете низким уровнем стрессоустойчивости. Вы очень уязвимы для стресса, очень чувствительны к нагрузкам, поэтому Вы вынуждены большую часть своих ресурсов тратить на борьбу со стрессом. Для вас характерно стремление к конкуренции, достижению цели, обычно вы не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинаете рваться к новой цели. Вы часто проявляете агрессивность, нетерпеливость, отстраненность. Вам следует предпринять какието целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

Информация о стандартизации методики.Стандартизация методики проводилась на 50 испытуемых: 28 женщин в возрасте 18 56 лет; 22 мужчины в возрасте 19 53 лет. Профессиональная и территориальная принадлежность испытуемых не учитывалась.Процедура исследования: испытуемым было необходимо ответить на все вопросы теста, затемподсчитать полученные результаты, а потом определить уровень стрессоустойчивости. Первое исследование проведено 11.11.2015, 2 исследование(ретест)проведено 3.12.2015, диагностика по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» проведена 16.11.2015. Полученные результаты по данной методике не отличаются от нормального закона распределения (так как по критерию Колмогорова Смирнова Лиллиефорса K S = 0,08; р
это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.Гипотезы:Н0: Корреляционная связь между методиками статистически не значима.Н1: Корреляционная связь между методиками статистически значима.Полученные результаты: rs= 0,665, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между методиками «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»и«Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» есть, статистически значима, связь прямая и умеренная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест измеряет ту же сферу, то же явление, что и эталонная методика. Это свидетельствуют о теоретической обоснованности методики, то есть «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает конструктной валидностью.Для проверки надежности измерительного инструмента использовался метод ретестовой надежности. Испытуемым 3.12.2015, через 3 недели после первого исследования (11.11.2015), был предъявлен тот же самый тест в тех же самых условиях, что и первоначальный. Для установления корреляционной связи между данными был использован статистический метод коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Гипотезы:Н0: Корреляционной связи между 1 и 2 предъявлением методики нет.Н1: Корреляционная связь между 1 и 2 предъявлением методики есть.Полученные результаты: rs= 0,978, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между первым и вторым предъявлением теста на определение уровня стрессоустойчивости личностиесть, она статистически значима, она прямая и очень тесная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест обладает высокой надежностью, что свидетельствует о стабильности изучаемого признака.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что разработанная методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает достаточной валидностью, надежностью для использования в профессиональной деятельности, как для группового, так и для индивидуального использования с целью определения уровня стрессоустойчивости личности, и может использоваться как профессиональный диагностический инструмент наравне с другимиметодиками.

Ссылки на источники1.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. 3е изд. РнД.: Феникс, 1999. 512 с. 2.Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243246.3.КитаевСмык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. КитаевСмык. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.4.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. 256 с.5.Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Слово, 2002. С. 88 89.6.Милерян, Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов / Е.А. Милерян // Психология труда. М.: МеркурийПресс,2000.

С. 15 54.7.Човдырова, Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Човдырова. Тюмень: Тюменская библиотека, 2005. 287 с.8.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.9.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук.соч.10.Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М., 1984. 200 с.11.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.12.Сиротин, О.А. Эмоциональная устойчивость / О.А. Сиротин. М., 1972. 11 с.13.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Книга по требованию, 2012. 66 с.14.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук. соч.15.Куликов, Л.В. Психологическая устойчивость личности / Л.В. Куликов // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. С. 87 115.