Примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей

Урок 11. Влияние хозяйственной деятельности человека

на природу

Цели: Познакомить учащихся с основными факторами воздействия человека на природу. Дать понятие экологической ситуации. Сформулировать представление об устойчивом развитии России. Развивать умение отстаивать свое мнение и слушать своих товарищей.

Оборудование: Физическая, политико-административная карты России. Кинофильм «Земля у нас одна».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания по вопросам к §8 (уч. А., вопросы для самооценки).

В группе из 4 человек один ученик отвечает на вопрос, а трое его слушают. Учитель также может подойти к любой группе и выслушать ответы.

Проверить выполнение работы на контурной карте.

Проверить выполнение творческого задания (рисунок ландшафта).

Проверочный диктант:

В каком климате жилище может иметь такую крышу?

б)

Ответ : а) влажный климат; б) засушливый.

В каких климатических условиях ориентация окон может быть такой?

Какое жилище может быть построено в сейсмоопасной территории, а какое на вечномерзлых грунтах?

Ответ : а) на вечной мерзлоте; б) на подвижных участках земной коры.

Норма потребления человеком жира составляет 35% в... Ответ : а) тундре; б) в степи; в) в пустыне.

Такое расположение жилищ может быть:

Ответ : а) в горах; б) на равнине.

Жилище из сырого (необожженного кирпича) называется... Ответ : а) саманная хижина; б) сакля; в) юрта.

Какой вид жилища возможно перевозить при переезде? Ответ : а) чум; б) саклю; в) иглу; г) юрту.

III. Изучение нового материала

Природа и человек взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек не только приспосабливается к природным условиям, но и использует природные ресурсы в хозяйственной деятельности, влияя на природу, изменяя ее качество. Мы используем почву, полезные ископаемые, изымаем огромные площади земель под города, дороги, карьеры и т. д.

План урока-беседы :

Повторение изученного о загрязнении окружающей среды в 8 классе.

Вопрос : Какие источники загрязнения вы знаете? (Выбросы промышленных предприятий, загрязнение почвы ядохимикатами, неправильная распашка склонов, сжигание топлива и др.)

Определение понятия «экологическая ситуация».

Чаще всего человек не задумывается о последствиях своего влияния на природу. И тогда ухудшается качество окружающей среды, в результате страдает и его здоровье. Ученые считают, что здоровье человека на 20% зависит от экологической ситуации.

Запись в тетрадь

Экологическая ситуация - это состояние окружающей природной среды на данной территории.

Оценка экологической ситуации с точки зрения условий жизнедеятельности человека. (Анализ табл. 1, с. 38, уч. А.)

По степени критичности выделяют удовлетворительную, кризисную, конфликтную, кризисную, бедственную и катастрофическую экологические ситуации.

Вопрос : Как оценить потенциально экологическую ситуацию в том или ином регионе России? (Уровень хозяйственного освоения косвенно может указывать на экологическую ситуацию: освоенные центральные районы России имеют более неблагоприятную экологическую ситуацию, чем слабо освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Чем выше плотность населения, тем хуже экологическая ситуация. Чем больше «грязных» предприятий скопилось на определенной территории, тем выше уровень загрязнения. Соседние страны, имеющие неблагоприятную экологическую ситуацию, также могут оказать влияние на экологическую ситуацию.) Какие страны могут быть источниками загрязнения воздуха в России? (Учащиеся должны вспомнить, что в умеренных широтах западный перенос воздушных масс и загрязнение из стран Западной Европы распространяется на территорию стран Восточной Европы и Россию.)

Рассмотрим примеры влияния экологической аварии на Чернобыльской АЭС (Украина) на соседние страны. Радиоактивное облако ветер понес в Белоруссию и республики Прибалтики, повысился радиоактивный фон и в странах Скандинавии (Финляндии). Экологическая ситуация в Чернобыле характеризовалась как аварийная. Последствия этой аварии многие годы сказываются на здоровье людей.

Вопрос : Как избежать подобных экологических ситуаций?

Устойчивое развитие.

Для обеспечения экологической безопасности разработана государственная стратегия перехода России к устойчивому развитию. Устойчивое развитие возможно при понимании тесной взаимосвязи общества и окружающей среды.

Вопрос : Как вы думаете, готово ли наше общество морально развиваться по программе устойчивого развития?

Задание.

Найдите в тексте учебника (уч. А., с. 39) пути устойчивого развития: /. Ресурсосберегающие технологии.

2. Успешное социально-экономическое развитие России (без кризисов, поступательное).

Улучшение качества жизни населения.

Международное сотрудничество.

IV. Закрепление

Возможно ли уменьшить потребности человека в природных ресурсах? Объясните свой ответ.

Что такое экологическая ситуация?

Как оценивается экологическая ситуация в районе Чернобыльской АЭС?

Что предусматривает стратегия устойчивого развития.

В городе Асбесте (на Урале) люди болеют асбестозом из-за высокой концентрации в воздухе волокон полезного ископаемого - асбеста или горного льна -который добывают в карьерах рядом с городом.

Домашнее задание

По уч. А.: §9, ответить на вопросы.

Каковы особенности экологической обстановки в вашей местности?

Каковы причины, влияющие на экологическую ситуацию в вашей местности?

Вопросы для самооценки (с. 39).

Цель :

Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения территорий с экстремальными условиями жизни

I .Организационный момент

II. Изучение нового материала

Изучение нового содержания включает два обобщающих блока:

  1. Взаимодействие среды и здоровья человека.
  2. Освоение территорий с экстремальными условиями.

1. Приступая к изучению первого блока внимание учащихся привлекается вопросом: «Что мы знаем о взаимосвязи природы и здоровья человека?» ;

а) В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности -

Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

Красота окружающих пейзажей

  1. морских побережий
  2. чистого воздуха
  3. исцеляющих грязей и минеральных вод

б) Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей». (см. приложение №1)

Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

в) Работа с учебником.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с
другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира
(в млн. кв. км)

Вывод:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

г) Работа с картографическими материалом.

Сопоставление карты -схемы учебника (стр. 266, рис.108) «Природные условия жизни населения» и карты атласа «Плотность населения России». Выявление степени влияния природных условий на размещение населения по территории страны.
Результат работы - определение расселения людей в связи с природными условиями.
Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:

  1. Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);
  2. Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).

Минимальная плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями (64% территорий России).

д) Работа на компьютере , (см. приложение №2)

2. Изучение материала второго блока.
«Освоение территорий с экстремальными условиями»

а) Беседа с учащимися (дискуссия)

«Внимание! Проблема.»
«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»

б) Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний.

Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делают вывод о необходимости освоения новых территорий, несмотря на то, что жизнь человека там затруднена из-за наличия экстремальных природных условий (низких или очень высоких температур, сильных ветров, наличия животных или насекомых - переносчиков опасных для жизни заболеваний и т. п.).
Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.

в) Работа на компьютере.

«Влияние природных условий на образ жизни населения разных регионов России» (см. приложение №3)

III Закрепление материала.

1) Работа в тетрадях. Построение схемы, отражающей результаты работы
учащихся на уроке.

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

  • Климат и погода
  • Рельеф
  • Ландшафты и состав почв
  • Растительный и животный мир
  • Характер внутренних вод
  • Природные зоны
  • Природные ресурсы
  • Природные явления
  1. Жилища
  2. Одежда
  3. Продукты питания
  4. Электроэнергия
  5. Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)
  6. Здравоохранение
  7. Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерно­стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

IV Домашнее задание § 46

Нестерова И.А. Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную организацию общества // Энциклопедия Нестеровых

Территориальная организация общества подвержена влиянию многих факторов. Одним из них является наличие тех или иных природных ресурсов и особенности климата и иных природных условий.

Понятие и виды природных факторов

Несмотря на эволюцию, природные факторы продолжают играть немалую роль в жизни человека. Природные факторы – понятие широкое, включающее в себя такие важные элементы как природные ресурсы и природные условия. Помимо них туда также входят такие понятия как устойчивость ландшафтов и экологическая ситуация.

Рассмотрим каждый элемент, составляющий природные факторы. Прежде всего, обратимся к трактовке понятия "природные условия.

Под природными условиями принято понимать совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов.

Именно природные условия оказывают прямое влияние на быт и жизненный уклад населения. Подробно, что зависит от природных условий представлено на рисунке ниже.

Компонентами природной среды являются: климат, геологическая среда, поверхностные и подземные воды, почвы, биота, а также ландшафты. Отдельно следует выделить распространение местных естественных феноменов. Что это такое? Местные естественные феномены представляют особо опасные природные явления и аномалии, а также очаги инфекций.

Не меньший интерес представляют климатические условия. Они оказывают влияние посредством соотношения тепла и влаги. Термические ресурсы определяют энергию роста растений.

Территория России является самой большой в мире и составляет 17 125 191 км². На территории РФ имеет место климатическое многообразие. Однако большая часть территории находится в холодных климатических условиях. Это оказывает влияние на особенности хозяйственной деятельности.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что Россия в целом – самая северная и самая холодная страна в мире, что сказывается на ее хозяйстве, экономике и особенностях развития общества. 10 млн. км2 занимает вечная мерзлота.

Дело в том, что специфик вечной мерзлоты необходимо учитывать при строительстве и прокладке кабеля, при установке ЛЭП и т.д.

Вторым климатическим фактором является увлажнение. Частота выпадения осадков влияет на сельское хозяйство, сферу ЖКХ и иные важные элементы жизни территорий.

Не менее важны и особенности рельефа и геологическое строение . Оказывая влияние на все компоненты природной среды, рельеф способствует появлению различий в ландшафтах и в то же время сам испытывает воздействие природной зональности и высотной поясности .

Инженерно-геологические условия местности включают в себя такие факторы как взаимосвязь слоев земной коры, состояние верхних слоев. Данные факторы влияют на инженерно-хозяйственную активность территорий, так как выполняют следующие задачи, представленные ниже.

Учет горно-геологических условий жизненно важен во всех сферах хозяйственной деятельности, но особенно в градостроительстве, транспортном и гидротехническом строительстве.

Отдельно следует упомянуть фактор почв. Почва важна для сельского хозяйства и строительства. В данном аспекте выделим структуру, химический состав и плотность почв. Ценность почвы состоит в способности снабжать растения питательными веществами.

Еще рассмотрим биоту. Под биотой понимают исторически сложившуюся совокупность живых организмов, обитающих на какой-либо крупной территории, т.е. фауну и флору этой территории. В характеристику природных условий местности входит также оценка растительности и животного мира.

Итак, природные факторы играют важнейшую роль в жизни человека. Они определяют его быт, досуг и состояние здоровья. Исходя из этого, можно смело утверждать, что природные факторы влияют на территориальное деление и местное самоуправление.

Классификация территорий по уровню комфорта

Теперь рассмотрим каждый вид территории отдельно с точки зрения его особенностей потенциала. Как видно на рисунке территории бывают:

  • экстремальные территории;
  • дискомфортные территории;
  • прекомфортные территории;
  • гиперкомфортные территории;

Начнем, конечно, с экстремальных территорий. Они представляют собой наиболее сложные для экономического развития регионы. К ним относят: полярные регионы, высокогорные районы высоких широт и т.п.

Затем идут мене сложные для жизни и хозяйственно-экономической жизни территории, которые именуются дискомфортными территориями . Они характеризуются суровыми условиями, жестким климатом, который малопригоден для жизни неадаптированного населения. К таким территориям относят: арктические пустыни, тундру, аридные территории и горные районы.

Для жизни более или менее комфортными считаются гиперкомфортные территории. Это такие районы, где природные условия ограниченно благоприятны. Переселенцы чувствуют себя на таких территориях довольно-таки комфортно. Гиперкомфортные территории бореальные и семиаридные.

И, наконец, самыми удобными для жизни являются прекомфортные территории и комфортные территории . К прекомфортным относят районы с незначительными отклонениями от естественного оптимума для формирования постоянного населения. Комфортными территориями считаются такие территории, где условия практически идеальны для жизни населения. Такие территории расположены в южной части умеренного пояса, в России представлены незначительными по площади ареалами.

Природные условия очень важны для тех отраслей народного хозяйства, которые функционируют под открытым небом. Это, в первую очередь, сельское хозяйство, также водное и лесное хозяйство. Строительство очень сильно зависит от природных условий. Отсюда и разница в финансировании одних и тех же объектов на разных территориях.

Природные бедствия и катаклизмы

Сильное влияние на развитие территорий оказывают всевозможные катаклизмы и природные катастрофы. Они выступают специфической формой природных условий.

Самыми распространенными и опасными для человека считают следующие природные бедствия:

  • землетрясения,
  • наводнения,
  • цунами,
  • ураганы и бури,
  • смерчи,
  • тайфуны,
  • обвалы.
  • оползни,
  • сели,
  • лавины,
  • лесные и торфяные пожары.

Характерными примерами неблагоприятных явлений природы являются засухи, заморозки, сильные морозы, грозы, сильные или длительные дожди, град и некоторые другие.

Многие территории нуждаются в защите от природных катаклизмов. Это значительно повышает стоимость строительства и содержание муниципальных образований и коммуникаций. Кроме того, стоимость технологий, адаптированных к повышенным нагрузкам или способных к предотвращению опасных воздействий значительно выше.


Жизнь в таёжной зоне требует от человека сверхнапряжённого труда, выносливости и закалки. Даже самый бедный человек должен обладать в этом климате теплым полушубком и жить в теплонатопленном доме. Питание в холодном климате тайги не может быть полностью вегетарианским, оно требует высококаллорийной пищи. Но хороших пастбищных угодий в тайге мало, и приурочены оны почти исключительно к поймам рек и озёр. А они в первую очередь какраз предназначались для земледельческого освоения. Почвы лесов - позолистые и дерново-подзолистые - мало плодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, поэтому. наряду с земледелием, таёжный крестьянин должен был ещё заниматься рыболовством и охотой. Летом промышляли боровую дичь(крупную таёжную птицу), собирали грибы, ягоды, дикий чеснок и лук, занимались бортничеством (сбор мёда диких лесных пчёл). Осенью заготавливали мясо и готовились к новому охотничьему сезону.

Охота на таёжного зверя очень опасна. Всем известно какую угрозу для человека представляет медведь, считавшийся хозяином тайги. Менее известна, но не менее опасна охота на лося-сохатого. Не зря в тайге ходит поговорка: "На медведя иди - постель стели, на сохатого иди - доски (на гроб) теши". Но добыча оправдывала риск.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, мебелировка дома - всё это определялось природно-климатическими условиями.

Главным подспорьем в таежной жизни служил лес. Он давал всё : топливо, строительный материал, обеспечивал охотой, приносил грибы, съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Из леса строился дом, деревянным срубом выстраивался колодец. Для северных лесистых районов с холодной зимой были характерны деревянные рубленные дома с висячим подпольем или подизбицей, предохраняющим жилое помещение от промерзшей земли. Двускатные крыши (для того чтобы не накапливался снег) покрывались тесом или дранкой, деревянные наличники окон было принято украшать резным орнаментом. Преобладала трёхкамерная планировка - сени, клеть или ренка (в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары) и жилое помещение с русской печью. Вообще печь являлась важным элементом в русской избе. Сначала печь каменка, позднее глинобитная, без дымохода("чёрная"), заменилась русской печью с дымоходом("белой").

Побережье Белого моря: зима здесь холодная, ветряная, зимние ночи длинные. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. Здесь говорят: "Заря зорю догоняет". Вокруг тайга, поэтому дома из бревен. Окна дома смотрят на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и "ловят" окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землёй,во-первых, снега много, а во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой скот живет. Двор крытый, иначе снег завалит за зиму.

Для северной части России долинный тип расселения: селения, обычно небольшие, расположены по долинам рек и озёр. На водоразделах с пересеченным рельефом местности и в районах, удалённых от больших дорог и рек, преобладали селения со свободной застройкой дворов, без определённого плана, т. е. беспорядочная планировка селений.

А в степи сельские поселения - станицы, вытянутые, как правило, вдоль рек и болот, т. к. лето засушливое и важно жить у воды. Плодородные почвы - чернозёмы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей.

Дороги в лесу очень извилистые, они обходят чащобы, завалы, болота. По прямой через лес идти ещё длиннее будет - намучаешься по чащебам, да бугоркам лазать, а то и в болото угодить можно. Густые заросли ельника с буреломом легче обойти, легче обоити и холм. У нас и поговорки такие есть: "Только вороны прямо летают", "Лбом стену не прошибёшь" и "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт".

Образ Русского Севера создаёт в основном лес - у местных жителей издавна в ходу поговорка:" 7 ворот до небес, да всё лесом" и вода. Эта сила вдохновила людей на творчество своей красотой:

Не даром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой

Он весь в тебя родная ширь,

Широкоплечий богатырь.

С душой, как ты сама, широкой!

Климатические условия оказали огромное влияние на формирование древнерусской одежды. Суровый и холодный климат - длительная зима, сравнительно прохладное лето - обусловили появление закрытых тёплых одежд. Основными видами изготовляемых тканей были льняные ткани (от грубого холста до тончайших полотен) и домотканная шерсть грубой выделки - сермяга. Не даром пословица такая есть: " Во все чины производили, на престол посадили" - льняное бельё носили все сословия, от крестьян до царствующих особ, ибо нет ткани, как сейчас говорят, гигиеничней, нежели льняное полотно.

Судя по всему в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Зимой льняная ткань хорошо согревает, а летом даёт телу прохладу. Знатоки народной медицины утверждают. что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.

Традиционная пища: горячие жидкие блюда, согревающие зимой человека изнутри, крупяные блюда, хлеб. Некогда преобладал ржаной хлеб. Рожь - это культура дававшая высокие урожаи на кислых и подзолистых почвах. А в лесостепной и степной зонах выращивали пшеницу, т. к. она более требовательна к теплу и плодородию.

Вот как многогранно влияют природные условия на жизнь русского народа.

Менталитет народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определённой территории.

Изучение менталитета русского народа помогает найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.

Человек является частью географической среды и зависит от неё. В качестве пролога к изучению этои зависимости привожу слова М. А. Шолохова: "Сурово, нетронуто, дико - море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искуственного и люди под стать природе. На трудящегося человека - рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать целомудренной сдержанности.

Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер.

И. А. Ильин:" Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскалённым летом, с безнадежною осенью и бурною, страсною весной. Она погрузили нас в эти колебания, заставила жить нас всей её властью и глубиной. Именно столь протеворечив русский характер".

С. Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104*С), вероятно повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм - эти свойства непонятны европейцу, создают России ореол таинственности. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф. И. Тютчев сказал о России:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура втечение большей части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны и медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях - означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но ещё большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским приходилось заниматься и всякого вида ремеслом. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает даже самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы капрз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В. О. Ключевский назвал "великорусским авосем". Недаром возникли пословицы "Авось да небось - родные братья, оба лежни" и "Авоська парень добрый;или выручит или выучит".

Жить в таких непрдсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, это качество у россиян на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов, а пессимистами только 3%. В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.

Русскому человеку нужно дорожить ясным рабочим днём. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. У нас даже такая пословица есть:"Летний день год кормит". Такое трудолюбие присуще пожалуй только русским. Вот как многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Великороссия со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Пословица:"Не суйся в воду не зная броду" тоже говорит об осторожности русских людей, к которой приучила их природа.

Своеобразие русской природы, её капризы и непредсказуемость отразилась на скаде ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности проучили его больше обсуждать пройденный путь,чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. Он выучился больше замечать следствие, чем ставить цели. Это умение и есть то что мы называем задним умом. Такая известная пословица, как: "Русский мужик задним умом крепок" подтверждает это.

Прекрасная русская природа и равнинность росийских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В. О. Ключевского,"В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. Но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми". Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность, созерцательность - это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.

Но интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает и целый ряд русских " недостоинств ". С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Русская лень, её называют обломовщиной, распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).

Видя бесконечность своих просторов, русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережёт их. это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И, далее, в своей работе " О России" Ильин пишет: "От чувства что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое неограниченное, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. всем хватит и ещё Господь пошлёт". В этом кроются корни русского великодушия.

"Природное" спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепоощряющую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма.

Всесторонний геограический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.

Заключение

В своей работе я анализировала многообразие черт характера русских людей и выяснила, что это напрямую связано с географическими условиями. Естественно, как и в характере любого народа, в нём есть как положительные, так и отрицательные качества.

Также с природными условиями связаны особенности жизни и быта русского народа. Я выяснила влияние климатических условий на тип расселения, устройство жилища, формирование одежды и пищи русских людей, а также значение многих русских пословиц и поговорок. И самое главное - показала отражение реального мира через культурную среду людей, т. е. выполнила свою задачу.