Кашмир где находится. Штат Джамму и Кашмир — Индия

Подробности Категория: Частично признанные и непризнанные государства Азии Опубликовано 23.04.2014 16:03 Просмотров: 3569

Азад Кашмир в переводе с языка урду означает «Свободный Кашмир». Полное название государства – Аза́д Джа́мму и Кашми́р.

Граничит с современным индийским штатом Джамму и Кашмир, а также с пакистанскими провинциями Хайбер-Пахтунхва, Гилгит-Балтистан и Пенджабом. Это самая южная административная единица в пределах управляемой пакистанцами части прежнего княжества Кашмир.
Джамму и Кашмир – туземное княжество в составе Британской Индии, существовавшее с 1846 по 1947 гг.
26 октября 1947 г. Хари Сингх (последний правитель княжества Джамму и Кашмир) подписал договор о вхождении княжества Джамму и Кашмир в состав Индии, однако это не было признано Пакистаном, считавшим, что присоединение было совершено против воли большинства населения. Так начался продолжающийся до сих пор Кашмирский конфликт.
Между 1846 и 1947 гг. Кашмир был большим полунезависимым государством, которое британская колониальная администрация формально продала индуистским махараджам. В 1949 г. в результате военного конфликта между Индией и Пакистаном Кашмир был разделен между ними примерно поровну и остаётся в таком состоянии по настоящий день. Конфликтная ситуация вокруг штата привела к индо-пакистанской войне 1965 г. и Каргильскому конфликту 1999 г.
Азад Кашмир признаёт одно государство – член ООН: Пакистан. Все остальные государства – члены ООН признают территорию Свободного Кашмира как часть государства Индия или как часть государства Пакистан. Фактически Азад Джамму и Кашмир считается частью Пакистана, несмотря на то, что государство признаётся Пакистаном независимым.

Государственная символика

Флаг – прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2 зелёного, белого и оранжевого цветов с исламской символикой. В правой части флага оранжевая полоса – символ индуистов. 8 бело-зелёных полос говорят о связи Азад Кашмира с Пакистаном, а также о 8 округах, на которые делится это непризнанное государство.
Герб – нет.

Государственное устройство

Форма правления – самоуправляемый штат под контролем Пакистана.
Глава государства – президент.
Глава правительства – премьер-министр.
Административный центр – Музаффарабад.
Официальный язык – урду. Другие языки: пахари, мирпури, годжри, хиндко, панджаби, пушту.
Территория – 11 639 км².

Население – 3 631 224 чел.
Административное деление – 3 региона, которые делятся на 10 округов.
Экономика – важным источником дохода является туризм.

Рынок на озере Дал
Скарду в Гилгит-Балтистане – отправная точка для альпинистов и всех, желающих посетить Каракорум.
Кашмир в основном сельскохозяйственная провинция. Основной культурой является рис (основной продукт питания кашмирцев). Выращивают кукурузу, пшеницу, ячмень и овёс, а также спаржу, артишок, катран приморский, бобы, фасоль, свёклу, цветную и обычную капусты. В Кашмирской долине растут фруктовые деревья: груши, яблоки, персики и вишни.
Исторически Кашмир стал всемирно известным, когда кашемир стал экспортироваться в разные страны (сейчас экспорт упал из-за сокращения стад и конкуренции со стороны Китая).

Кашеми́р - пух (подшёрсток) горной козы, обитающей в регионах Индии, Китая, Монголии, Пакистана. Название происходит от региона Кашмир - спорной территории на границе Индии и Пакистана.

Кашмирские козы

Изделия из кашемира известны также под названием пашмина (англ. pashmina) - особенно тонкий козий пух с шеи животного. Эти изделия лёгкие, очень приятные на ощупь. Человеческий волос имеет толщину около 50 мкм, а качественная кашемировая или пашминовая нить - около 16 мкм. Натуральная Пашмина - очень дорогой и редкий материал. Пух выщипывают или вычесывают вручную весной, во время линьки коз.

Кашмирцы – умелые ткачи, изготавливают шерстяные шали, шёлковые и обычные ковры, куртки. Развито гончарное дело. Экспорт : овощи и фрукты, шафран. Сринагар славится своими ювелирами (серебро), папье-маше, резьбой по дереву и ткачами по шёлку.
Религия – буддизм, индуизм, ислам.

Природа

Кашмир условно делится на несколько природных областей, каждая из которых характеризуется своими геологическими и климатическими особенностями.
Крайний юго-запад Кашмира занимает небольшая часть Пенджабской равнины, где преобладают неплодородные почвы, практически непригодные для земледелия.
На северо-востоке равнину сменяют отроги Предгималаев (Сиваликский хребет) высотой до 600-700 м над уровнем моря, а затем Малые Гималаи с самой высокой точкой – горой Татакути (4743 м).

– обширная межгорная котловина длиной около 200 км, шириной свыше 40 км и высотой днища около 1600 м над уровнем моря. Это самая густонаселенная область Кашмира. Долина богата озёрами, крупнейшие из которых – Вулар и Дал. В долине протекает судоходная река Джелам, на берегу которой находится Сринагар. В Кашмирской долине кедр гималайский преобладает в лесах вместе с сосной, чинарой, клёном, берёзой, орехом, яблоней и вишней.

Гималайский кедр

Вулар (иногда Вуллар) – большое пресноводное озеро. Оно сформировалось в результате тектонической активности и питается рекой Джелам. Озеро занимает от 30 км² в сезон засухи до 260 км² в сезон дождей.

Каракорум , вторая по высоте горная система мира (средняя высота около 5500 м), насчитывает восемь вершин выше 7500 м. Чогори, известный также как К-2 (8611 м), по высоте уступает только Эвересту.

Крайний восток Кашмира занимает плато Аксай Чин, находящееся во владении Китая.

Культура и кухня

Традиционной одеждой кашмирских женщин является шальвары, но их носят и мужчины.

Женщины пользуются платком или шалью кашмир, покрыв голову и верхнюю часть тела.
Шальвары являются и частью школьной формы.

Кашмирская кухня включает дум-алу (варёный картофель с большим количеством специй), тзаман (твёрдый сыр), роган джош (баранина со специями), якьин (баранина, приготовленная в твороге с небольшим количеством специй), лакх (листья наподобие шпината), риста-гуштаба (фрикадельки с томатом и творогом, посыпанным карри), данивал-корм и, конечно, рис. Традиционный вазван готовят на праздник. Тогда жарят овощи и мясо, обычно баранину, повара могут выбирать рецепт по своему усмотрению.
В большинстве мест алкоголь запрещён. Чай готовят двумя разными способами: солёный чай и кахвах – праздничный чай с шафраном, специями (кардамон, корица), сахаром и несколькими видами чайных листьев.

Достопримечательности Азад Кашмира

Азад Кашмир является одним из самых красивых регионов во всём мире! Эту страну иногда называют «раем на земле» из-за её красоты.

Город Музаффарабад – столица Азад Кашмира
Музаффарабад расположен на берегах рек Джелум и Нилум. Город находится примерно в 130 км от Исламабада. Самыми известными туристическими местами вблизи Музаффарабада являются Красный Форт, Пир Чинасси, озёра Патика и Субри.
Красочная долина Нилам располагается на севере и северо-востоке от Музаффарабада, а сама столица является своеобразными «воротами» этой долины.

Город Сринагар

Город является центром штата Джамму и Кашмир.
Его называют «Венецией Кашмира» – здесь очень много садов и озёр. Город расположен в центре долины Кашмира на высоте 1730 м над уровнем моря, на озере Дан. Сринагар был основан более 2 тыс. лет назад. Англичане же превратили город в один из самых популярных горных курортов. Именно англичане начали здесь строить плавучие дома – сейчас здесь их около тысячи. Они изготовлены из лучших сортов кедра, украшены причудливой резьбой, в них созданы все удобства для проживания. Многие дома сдаются в аренду туристам.


Отель
В качестве водного такси служат маленькие деревянные лодки (шикары). Для некоторых местных жителей они же могут служить и домом.

В 50 км выше в Гималаях находятся горная станция и горнолыжный курорт Гульмарг.

История

История и культура Азад Кашмира тесно связана с Индией и Пакистаном. Об этих странах Вы можете прочитать на нашем сайте: Индия – одна из самых больших стран мира по численности населения , Исламская Республика Пакистан .

Свободный Кашмир был провозглашён в октябре 1947 г. в знак протеста против непопулярного в Кашмире махараджи Хари Сингха. После Первой индо-пакистанской войны сложились сегодняшние фактические границы, включающие лишь западные части географических регионов Кашмир и Джамму. Согласно резолюциям ООН, статус Кашмира должен определиться путём плебисцита или референдума. Индия отказалась от референдума, разъяснив, что решение местного совета, давшего согласие на нахождение в составе Индии, является его заменой. Пока же Свободный Кашмир фактически является провинцией Пакистана. Формально Азад Кашмир не отделяется от индийского штата Джамму и Кашмир, а существование свободного штата Джамму и Кашмир характеризуется как временное, пока вся территория не перейдёт в состав Пакистана.
Посланник ООН сэр Оуэн Диксон в 1950 г. предложил разделить Джамму и Кашмир по религиозному признаку. Но это предложение отклонили и Индия, и Пакистан.

Кашмир - одна из наиболее сияющих драгоценностей в короне Индии. Однажды посетив это место, понимаешь, что здесь сказочная мечта воплощается в незабываемой реальности. Здесь Вы сможете насладиться великолепием индийской природы в сочетании с заснеженными горными вершинами.

Согласно древней легенде, когда-то в незапамятные времена между Средними и Большими Гималаями было огромное озеро. Могущественные Боги осушили его и заполнили живописными лесами, синими озерами и благоухающими цветами. Так появилась Кашмирская долина – одно из самых прекрасных мест на земле - воздух звенит, словно горный хрусталь, а раскидистые сады рассказывают удивительные истории о Великих Моголах, которые оставили здесь свое сердце.

Кашмир называют индийской Венецией – десятки плавучих отелей покачиваются на плавных водах озер и каналов. Путешествие на лодке-шикхаре – одна из самых романтичных и впечатляющих экскурсий. Украшением столицы штата по праву считаются уникальные озера: Дал, Нагин и Анчар. Озеро Дал обрамлено горными кряжами, амфитеатром спускающимися к водной глади. Плавучие огороды сменяются плантациями розовых лотосов, в зарослях которых снуют молодые утята. Многоцветие зеленых лугов, склоны гор, погруженных в тишину, нарушаемую лишь перезвоном колокольчиков неторопливо бредущих коров… идеальная картина для вдохновения.

Столица штата, расположена в живописной долине около лотосового озера, наполненного хрустальной водой горных ледников. Шринагар – это не только давних лет фруктовых садов, это и террасные Могольские сады, «трон Соломона», могила Моисея, Шивалингам в пещере Амарнатх и беломраморная мечеть Хазратбал. Существуют многочисленные свидетельства о том, что тело Иисуса покоится именно здесь - в центре Шринагара, в усыпальнице Розабал. Всемирную славу этому штату принесли кашмирские шали и ковры, изделия мастеров-резчиков по дереву и металлу, драгоценные камни и ювелирные украшения.

Кашмир, спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента.

Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км.

Кашмир граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном — на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.

Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км.

В административном отношении она преимущественно выделена в т.н. Азад («свободный») Кашмир.

Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км.

Остальную часть занимает индийский штата Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.

Исторические факты

Кашмир, расположенный на перекрестке торговых путей, связывавших Китай, Индию и Центральную Азию, издавна привлекал внимание соседних держав. В 3 в. до н.э. он стал частью государства Маурья, при одном из властителей которого - Ашоке - распространился буддизм. На протяжении последующих нескольких столетий на территории Кашмира царила феодальная раздробленность.

Распространение ислама в Кашмире восходит к середине 14 в., оно усилилось, когда область была присоединена к державе Великих Моголов при императоре Акбаре в 1587. С развалом этой империи Кашмир захватили патаны (годы их владычества с 1752 по 1819).

Земли в Джамму были разделены между местной знатью, а впоследствии были объединены под эгидой догрской династии. В 1819 догрское государство было аннексировано Ранджит Сингхом, сикхским правителем Пенджаба с 1801 по 1839. В 1846, после поражения сикхов в первой войне с англичанами, глава видного догрского рода Гулаб Сингх, ранее министр при дворе Ранджит Сингха, приобрел у британской короны за 7,5 млн. рупий право на управление Кашмиром.

Махараджи из догров-индусов, пользовавшихся покровительством англичан, были популярны в Кашмире, где большинство населения исповедует ислам. Тем не менее они продолжали управлять княжеством вплоть до обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947, несмотря на требования провести демократические реформы, выдвигавшиеся политической оппозицией и ее лидером шейхом Абдуллой.

Власть англичан в Кашмире закончилась с принятием в 1947 «Закона об управлении Индией». Княжество имело возможность войти в одно из двух государств. Махараджа-индус Хари Сингх стремился сохранить автономию Кашмира, но подвергался давлению со стороны Индии и Пакистана. С ними была достигнута договоренность, что решение вопроса откладывается. Но вскоре Пакистан предпринял блокаду Кашмира, ибо тогда единственная магистраль вела из Кашмирской долины на юг и имела выход непосредственно на пакистанскую территорию.

В октябре 1947 вооруженные пакистанцы-мусульмане, включая патанов, были доставлены автотранспортом к границе с Кашмиром и вторглись в западные и северо-западные районы княжества. Махараджа обратился за помощью к Индии и 26 октября согласился на вхождение Кашмира в ее состав. В итоге эти акции привели к сражениям между индийскими и пакистанскими войсками. Обе страны обратились в ООН, и в январе 1949 при посредничестве этой организации была достигнута договоренность о прекращении огня. В середине 1949 Индия и Пакистан согласились с временной демаркационной границей. Позднее была принята резолюция ООН о выводе вооруженных сил обоих государств из Кашмира и о проведении референдума о будущем статусе Кашмира, что так и не было выполнено.

В 1959 индийские воинские части обнаружили, что китайцы проложили дорогу через пустынное плато Аксайчин в северо-восточном Кашмире. Индия усмотрела в этом строительстве попытку КНР усилить свое влияние в этом регионе. Не ограничиваясь отдельными вооруженными конфликтами, китайцы в 1962 предприняли вторжение в глубь Кашмира, но затем отступили, сохранив тем не менее контроль над высокогорной территорией Кашмира, расположенной к востоку от Каракорума.

В 1971 возобновились столкновения между пакистанскими и индийскими войсками, что совпало со временем выхода Бангладеш из состава Пакистана. Соглашение в Шимле, подписанное в середине 1972 после одержанной Индией быстрой победы, закрепило сложившуюся демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами Кашмира.

В 1980-х годах разные мусульманские общественные объединения, включая Фронт освобождения Джамму и Кашмира, развернули агитацию за независимый Кашмир или его вхождение в состав Пакистана.

Обстановка резко обострилась в начале 1990, когда мусульмане Джамму и Кашмира провели массовые выступления против индийских властей, и особенно накалилась в мае, когда индийские войска открыли огонь по огромной толпе, собравшейся на похороны убитого Маулви Мухаммед Фарука, ведущего мусульманского деятеля Кашмира.

В итоге значительная часть индусского населения Кашмирской долины (ок. 150 тыс. человек) была вынуждена укрыться в специально созданных временных лагерях. Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу принадлежности территории Джамму и Кашмира продолжается до сих пор, хотя и перешел в менее явные и агрессивные формы.

Джамму и Кашмир - самый северный индийский штат и один из самых популярных среди любителей активного отдыха. Это необычайно притягательный край лесов, ледяных горных вершин, прозрачных ручьев и рек.

Многие пешеходные маршруты начинаются в столице штата – городе Сринагаре. Главные из них - в синие горы Забарван и Шанкарачарья. Три другие основные туристические базы - это Пахалгам (100 км от Сринагара) в долине Лиддер, откуда маршруты ведут в священный Амарнахт, Ару, Лиддерват и к ледниковым озерам Тарсар и Тулиан; Гулмарг (51 км от Сринагара), откуда можно отправиться в поход к хрустальным шпилям Апхарват и Альпатер, горным озерам Вишансар и Гангабал и леднику Тадживас; Сунамарг, город в долине Синдх, база для отправляющихся в окружающие его горы.

Сринагар еще и начало дороги на удаленное плато Ла-дакх, в страну неутихающих ветров, родину диких мулов и яков, где склоны гор украшены самыми большими ледниками за пределами полярной зоны. Лех, столица области, лежит на древнем шелковом пути, и отсюда идут живописные маршруты по замечательной красоты местам.

Географические особенности

Строение поверхности и климат.

  1. В Кашмире можно обособить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению.
  2. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие.
  3. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м).
  4. За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м над у.м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагаром на берегу р.Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар.
  5. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка гора Нункун, 7135 м).
  6. Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда.
  7. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем.
  8. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, вогнутую к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м над у.м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и нередко отвесных склонов.
  9. В высокогорных районах Кашмира широко развито современное оледенение. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. кв. км. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 кв. км), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы дендритового типа состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р.Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому имеется опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали.
  10. В Больших Гималаях тоже имеется значительное число ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь ок. 300 кв. км).
  11. Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм,в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лехе в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель.
  12. Сельское хозяйство в северных районах Кашмирах сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет -1° С, июля +21° С.

Население

Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джиму и Кашмир. Перепись Индии 1991 зафиксировала на этой территории 7718,7 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира - зимней Джиму (206,1 тыс. жителей) и летней Сринагара (594,8 тыс. жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в конце 1980-х годов проживало ок. 2,8 млн. человек.

В Кашмире расселены несколько народностей.

Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к самым распространенным в регионе. По религии жители этого района преимущественно индуисты, конфессиональное меньшинство образуют сикхи.

В слабозаселенных восточных районах Кашмира народы тибетского происхождения - ладакхи и балти - исповедуют буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане.

В Кашмирской долине этнический субстрат составляют кашмирцы, основные языки - кашмири и урду. Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане.

Экономика

В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше.

Транспорт

Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе. Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар - Джамму - Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар - Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией.

В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте.

На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м).

В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.

Достопримечательности

В Кашмире много объектов, представляющих историко-культурную ценность, включая прежде всего религиозные святыни.

  1. Мусульмане наиболее почитают мечеть Хазратбал в Сринагаре, в которой хранится волос, как полагают, из бороды пророка Мухаммеда.
  2. Индуистские места поклонения включают пещеру Амарнатх, к северо-востоку от Сринагара, и храм Вайшно-Деви близ города Джамму.
  3. Буддийские часовни и монастыри («гомпы») многочисленны в Ладакхе.
  4. На протяжении столетий Кашмир использовался для летнего отдыха индийских властителей. При Великих Моголах в 16-17 вв. в Кашмирской долине было разбито несколько «садов»-парков, в том числе самые знаменитые Нишат и Шалимар в Сринагаре.
  5. На оз. Дал базируется флотилия лодок, используемых в качестве постоянных жилищ. В Пахалгаме, Сунамарге и Гулмарге при британской колониальной администрации были основаны горные курорты, которые в настоящее время превратились в популярные места отдыха. Среди главных учебных заведений штата - университет Джамму (в городе Джамму) и Кашмирский университет (в Сринагаре).

Общая площадь территории штата Джамму и Кашмир - 222 236 км 2 . Под фактическим управлением Индии находится только 101 387 км 2 .

Численность населения штата Джамму и Кашмир - 10,070 млн. чел.
Почти 67 % населения штата составляют мусульмане, около 30 % - индуисты, 2 % - сикхи, остальные несколько процентов делят между собой буддисты и представители других религий.

Официальные языки штата Джамму и Кашмир - урду, панджаби, кашмири, догри, пахари, ладакхи, балти, дадри, годжри и киштвари. Также широко распространены языки хинди и английский.

Столицы штата Джамму и Кашмир: в штате существуют две столицы -Шринагар, район Шринагар (летняя), Джамму, район Джамму (зимняя).

Лучшее время для посещения штата Джамму и Кашмир: По региону Джамму лучше всего путешествовать с марта по октябрь, пик туристической активности приходится здесь на май и июнь. В регионе Кашмира - с апреля по октябрь летний туристический сезон, а с декабря по март - зимний, лыжный. Регион Ладакха доступен для туристов с мая по середину ноября. Туризм в штате напрямую зависит от сезонных дождей и снегопадов, когда закрываются горные перевалы по причине снежных завалов или оползней.

Карта штата Джамму и Кашмир.

История штата Джамму и Кашмир, Индия.

Штат Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, с Пакистаном на западе, и с Афганистаном на севере. На юге соседями Джамму и Кашмира являются индийские штаты Химачал-Прадеш и Пенджаб. Вопрос о принадлежности территории Джамму и Кашмир Индии до сих пор не закрыт. Пакистан и Китай до сих пор оспаривают свое право собственности на эти земли.

Джамму и Кашмир - это самый северный штат Индии. Его территория почти полностью расположена на западных отрогах Гималайских гор. Начинаясь у низинных районов региона Джамму территория штата простирается до самых вековых ледников региона Ладакх.

Географически, исторически и религиозно штат разделен на три части. Первая из них - регион Джамма, в который входят районы Катуа, Джамма и Самба (ранее был частью района Джамма), Удхампур, Реаси (ранее был частью района Удхампур), Пунч, Дода, Раджаури, Рамбан (ранее был частью района Дода) и Киштвар (ранее был частью района Дода).

Вторая часть Джамму и Кашмира - это регион Кашмирская Долина. Он состоит из районов Анантнаг, Кулгам (ранее был частью района Анантнаг), Пулвама, Шопиан (ранее был частью района Пулвама), Будгам, Шринагар, Гандербал (ранее был частью района Шринагар), Бандипора (ранее был частью района Барамула), Барамула и Купвара.

Третья часть штата Джамму и Кашмир - регион Ладакх. В него входят только два района - Каргил и Лех.

Предания местных народов рассказывают о том, как раджа Джамбулочан основал город Джамму в 14 веке до н.э. Во время охоты на берегу реки Тави он увидел мирно стоящих рядом и пьющих воду льва и козла. Раджа дал своему городу название Джамба, которое постепенно трансформировалось в «Джамму». Название «Кашмир» на санскрите означает «иссушать воду». Согласно индуистской мифологии, когда-то здесь было озеро, которое осушил ведический мудрец риши Кашьяпа для того, чтобы на его месте сотворить долину, настолько живописную и красивую, что ее будут называть не иначе как «раем на земле». Название Ладакх с тибетского языка переводится как «Земля высокогорных Перевалов». И такое название полностью оправдано. Этот захватывающий дух уголок земли также иногда называют «Маленьким Тибетом».

В Махабхарате говорится, что еще до 7 века до н.э. в ведические времена на этих землях правили Камбоджи. Это кшатрийское племя времен железного века. В современно городе Раджаури многие ученые признают столицу этого племени. Немного позже, уже в около 6 века до н.э. в кашмире уже правили Панчалы. Об этом свидетельствует и название одной из частей штата Пир Панджал. В 3 веке до н.э. этот район перешел во владения Империи Маурья. Ашока, властитель Империи, сделал эту долину центром изучения буддизма, на тот момент одним из самых главных.

Еще в 1 веке н.э. Ладакх еще был частью Империи Кушана и не относился к Кашмиру. Смешанное индо-арийское население этих земель исповедовало бонизм, древнюю религию, верование местных племен с шаманистскими и анимистскими чертами. Но постепенно в Ладакх из Кашмирской долины проникал буддизм и становился там все более популярным. Число его последователей увеличивалось, а со всей Центральной Азии и со всего Востока и сюда приходили монахи для обучения у знаменитых учителей. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические источники нескольких последующих веков. Несмотря на то, что большей частью регион Ладакх развивался самостоятельно, в 8 веке он оказался предметом разногласий развивающегося «большого» Тибета с восточной стороны и Китая, чье влияние, проникающее через перевалы из Центральной Азии, становилось все ощутимее. Власть над этими землями по несколько раз была в руках каждой из сторон. Только в 842 году потомок древнего тибетского царского рода Ньима Гон объявил об отделении своих территорий от Тибетской Империи и основал в Ладакхе собственную династию. Несколько последних столетий Лакакх развивался исключительно как центр буддизма, и почти все его население занималось его проповедованием и изучением, являясь последователями этой религии.

Но уже в 13 веке в Кашмире появилась новая религия, появившаяся здесь благодаря суфийским мистикам. Этой религией стал ислам. После его появления влияние индуизма и буддизма начали ослабевать. В 1323 году мусульманство принял даже король Ринкана из новой правящей ладакхской династии, несмотря на то, что большинство его соотечественников предпочло исламу буддистский путь развития под покровительством религиозных деятелей буддистского Тибета. Но под влиянием суфийских мудрецов очень быстро исламинизировались земли современных районов Джамму и Кашмирской Долины. К 14 веку большую часть здешнего населения уже представляли мусульмане. В первое время мусульмане и буддисты вполне мирно сосуществовали на одной территории. В большей мере этому способствовали традиции суфийского ислама, так как во многом они разделяли индуистские традиции кашмирских пандитов, как называли местное индуистское сословие. Индуисты, буддисты и мусульмане долгое время в одних и тех же храмах поклонялись одним и тем же святым. Но со временем со стороны мусульманских правителей начались открытые и повсеместные преследования иноверцев, разрушения их святынь. Мусульманский Султан Сикиндар Бутшика (период правления 1389-1413 гг.) со своим министром Саиф уд-Дином проявляли особое усердие в борьбе с неверными. Ими был отдан приказ об уничтожении «всех золотых и серебряных изображений», подразумевая огромное количество буддистских и индуистских предметов религиозного культа. Ладакхское же население на протяжении нескольких столетий до 17 века большей своей частью оставалось буддистами. В 1470 году король Лхачеган Бхаган объединил все земли, находящиеся под властью династии Намгиял, и буддистские традиции продолжали укрепляться и развиваться на этой территории, несмотря на регулярные рейды мусульман с соседних территорий. Но, тем не менее, частичный переход населения в ислам в Ладакхе все же имел место, но без притеснений со стороны правительства.

В 1586 году в Кашмир вторглись войска императора Акбара из династии Великих Моголов, а через два года эти земли были включены в состав его Империи. Своим наместником на территории Кашмира Акбар назначил Рамчанда I, который считается официальным основателем города Джамму. Название городу было дано в честь Джамва Мата, индуистской богини. В начале 17 века королевству династии Намгиял, которое к тому времени расширило границы своих владений до Непала и присоединившему к себе Занскар и Спити, пришлось столкнуться с Империей Великих Моголов. Но, не смотря на то, что Намгиялы были разбиты Моголами, Ладакх остался независимым. Также эту независимость ладакхцам помогли восстановить кашмирцы, когда в середине 17 века Намгиялы были завоеваны Тибетом после того, как выступили против него в поддержку Бутана. Но такая поддержка кашмирцев имела свою цену. В обмен на нее в Лехе кашмирцами была построена мечеть, а самому королю пришлось принять ислам. Окончательное соглашение между Ладакхом и Тибетом, которое урегулировало все спорные моменты, было подписано в 1684 году.

В 1752 году власть над Кашмиром была захвачена афганским султаном Ахмад Шахом Дуррани. В 1757 году он также осадил Дели, но позволил Великим Моголам остаться на троне взамен признания ими его власти над Пенджабом, Синдхом и Кашмиром. Своим наместником над этими землями он сделал своего сына Тимур Шаха, а сам вернулся в Афганистан.

В королевстве Джамму после смерти потомка Рамчандры I Ранжита Део, в 1780 году к власти пришли сикхи-догры под предводительством Ранжит Сингха. Они же захватили в 1819 году Кашмирскую Долину, а в 1834 под руководством Зоравара Сингха сингхи вошли в Ладах и захватили его. Эта операцию приказал провести раджа Джамму Гулаб Сингх, внучатый племянник Ранжита Лео. На эту должность он был назначен в 1820 году за проявленные заслуги при захвате Кашмира.

В 1842 году вспыхнуло восстание ладакхцев, но оно было подавлено, и княжество Джамму и Кашмир окончательно включило в свой состав все три региона.

Во время Англо-Сикхской войны, начавшейся в 1846 году, Гулаб Сингх, наследник Раджи Джамму, предпочел остаться в стороне от конфликта, пока в 1847 году ему не пришлось выступить посредником в переговорах с британцами после того, как в битве при Собраоне они разгромили сикхов. За денежную компенсацию он получил от британцев право управлять почти всеми землями Джамму и Кашмир от имени британской короны. После смерти Гулаб Сингха власть в княжестве перешла в руки его сына Ранбира Сингха. Позднее, в 1857 году ему удалось установить также свой контроль и над Ладакхом. В этом же году вспыхнуло восстание Сипаев, и Ранбир Сингх, приняв сторону британцев, получил в благодарность право на подконтрольное Великобритании автономное княжество на своих землях.

Хари Сингх, внук Ранбир Сингха, занял свое место на троне Джамму и Кашмира в 1925 году.

Кроме того, что этот индуистский махараджа не пользовался популярностью среди мусульман, составлявших к тому времени большую часть населения княжества, его внутренняя политика еще больше отдаляла его от народа. Он принял множество законов против мусульман, в том числе законы о недопущении их на военную и гражданскую службу, законы о запрете всякой политической активности среди мусульманской части населения, которая составляла более 77% населения. Даже исламские религиозные церемонии были обложены налогами. В 1931 году войска Хари Сингха разрушили три мусульманские деревни за антиправительственные проповеди и сожгли заживо обитателей этих деревень.

В результате подобных репрессий в 1947 году, в преддверии принятия независимости Индии, мусульманами было создано официальное законодательное собрание, правда, нелегитимное, и потребовали присоединения своих территорий к Пакистану. Согласно условиям соглашения о разделении Британской Индии, у автономных княжеств было право самостоятельного выбора страны, к которой будет присоединена территория - Индия или Пакистан. Не исключался также вариант их полной независимости. Но махараджа стал всячески оттягивать принятие этого решения, по мнению некоторых историков именно для того, чтобы получить независимость этих земель. Но в октябре 1947 года в Кашмир вторглись пуштунские ополчения, поддерживаемые Пакистаном и махарадже пришлось подписать соглашение о присоединении земель к Индии, получая в обмен на такое решение поддержку индийской армии.

Получив приказ к действию, индийская армия вошла в Джамму и Кашмир с целью предотвращения дальнейшего проникновения пуштунских боевиков и вытеснения их за пределы княжества. В результате проведенных операций довольно большая часть территории была освобождена, но пакистанские войска, которые вмешались после начала этих военных действий, зафиксировали фронт по границе, которая получила название Линии Контроля.

Индийское правительство было вынуждено обратиться в ООН. Был подан запрос по сложившейся ситуации, с просьбой принять решение. В результате ООН своим решением потребовало от Пакистана освобождения оккупированных территорий, а от Индии - проведения всенародного плебисцита для выяснения мнения местного населения. Ни одна из конфликтующих сторон предписания ООН не выполнила. Пакистан оставил свои войска на территории княжества, утверждая, что соглашение было подписано махараджей уже после того как индийские войска были введены. А Индия, в свою очередь, ссылаясь на то, что земли до сих пор оккупированы боевиками, не стала проводить плебисцит.

Соглашение о прекращении огня между Индией и Пакистаном было подписано в конце 1948 года, но оккупированные районы продолжали оставаться под контролем Пакистана. Уже в следующем году Хари Сингх был вынужден передать правление штатом Джамму и Кашмир в руки национального лидера Шейха Абдуллы, а сам покинул территорию штата.

Шейх Абдулла придерживался политики широкой автономности штата в составе Индии. Во время его правления в регионе, до самой его смерти в 1982 году, сохранялось относительное спокойствие.

Сложные отношения у индийского правительства складывались с коммунистическим Китаем. Правительство этой страны никогда не признавало границ, определенных соглашениями о границах в регионе, которые в 19-20 веках подписывались между Великобританией, Россией, Тибетом и Афганистаном. В 1949 году китайское правительство перекрыло границу между Синьцзяном и долиной Нубра. Таким образом, был перерезан древний торговый путь. А в 1955 году китайцы начали тайное строительство военной дороги по восточной территории Джамму и Кашмир, сегодня известной как Аксай Чин. Эта дорога предназначалась для улучшения военного снабжения между Западным Тибетом и Синьцзяном. До 1957 года индийское правительство о строительстве этой дороги ничего не знало. Но Китай вскоре опубликовал свои обновленные карты, на которых эта безлюдная и пустынная территория была обозначена как принадлежащая Китаю. С этого момента обе стороны начали вводить на эти земли свои войска, и в 1962 году Шино-Индийская война сменила постоянные приграничные стычки. В результате китайские войска оккупировали спорную территорию, а после этого, 20 ноября 1963 года, в одностороннем порядке прекратили огонь. Также Китай получил оккупированную им область недалеко от ледника Сиачен, к северо-западу от него. Это был транс-каракорумский тракт в долине Шаксгам.

К 1965 году пограничные стычки между войсками Пакистана и Индии участились. В дополнение к сложной ситуации спецслужбы Пакистана начали секретную «Операцию Гибралтар», целью которой было наводнение Кашмира подрывными элементами. Пакистанцы были уверены в том, что местное население с радостью поддержит освободительные движения, а индийская армия, разбитая и ослабленная китайцами в 1962 году, не станет большой проблемой в случае начала крупномасштабных действий. В ходе операции исламистские боевики и пакистанские кадровые военные, в количестве нескольких тысяч, переодетые в гражданское, перешли Линию Контроля и проникли на территорию Индии. Но, так как план был плохо продуман и скоординирован, то очень быстро был раскрыт. Многие участники операции были арестованы и допрошены спецслужбами Индии. Индийские войска, в ответ на подобные действия со стороны Пакистана, пересекли Линию Контроля 15 августа 1965 года и положили начало Второй Индо-Пакистанской войне, которая фактически закончилась победой Индии. 22 сентября этого же года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о безоговорочном прекращении огня с обеих сторон и возвращении статуса кво, на момент начала военных действий.

В 1971 году Индия была вовлечена в жестокую гражданскую войну, которая развернулась на территории Восточного Пакистана, современной территории Бангладеш. Кроме основных боевых действий пакистанцы предприняли попытку вторжения на территорию Кашмира. Полагая, что индийские войска не будут в состоянии эффективно действовать на двух фронтах одновременно, пакистанцы ошиблись. Их войска были остановлены и отброшены, большое количество военнослужащих было убито, а еще большее взято в плен. Индии даже удалось захватить около 14 000 км 2 раннее оккупированной пакистанцами территории Кашмира, но в результате мирного соглашения от 3 июля 1972 года в качестве жеста доброй воли Индии пришлось вернуть эти земли Пакистану.

В 1984 году индийские войска зашли на ледник Сиачен, также являющимся предметом индийско-пакистанских разногласий. Также ввел сюда свои войска и Пакистан. Военные силы обеих стран до сих пор находятся на этой территории, на высоте 6400 м над уровнем моря, сталкиваясь, время от времени, в мелких стычках, но стратегическое преимущество почти всегда находится в руках у индийцев.

После смерти Шейха Абдуллы в 1982 году начали активизироваться кашмирские повстанцы, подстрекаемые Пакистаном. В 1989 году, после окончания военной операции Советского Союза, к ним присоединились моджахеды. Таким образом, в регионе развернулось вооруженное восстание, которое начало стихать только к 1996 году. Многочисленные документы свидетельствуют о большом количестве военных преступлений, совершенных обеими сторонами за эти несколько лет.

Осенью 1998 года индийской армии пришлось оставить свои укрепленные точки на высокогорной Линии Контроля в районе Каргил. Причиной стала невозможность организации транспортного обеспечения на пятикилометровой высоте Гималайских гор в условиях суровой зимы. Подобные действия пришлось предпринять и пакистанской стороне. В 1999 году Пакистан, возвращая свои войска на ранее оставленные позиции, воплощал в жизнь свой разработанный секретный план «Операция Бадр». Он подразумевал проникновение боевиков, переодетых в гражданскую одежду, на территорию Индии и захвата неохраняемых укрепленных районов. Пакистанцы хотели отрезать Ладакх от Кашмира и оттеснить индийцев с Сиачена. Таким образом, они надеялись на привлечение внимания общественности к кашмирскому вопросу и склонение Индии к переговорам на условиях, выгодных для себя.

В середине мая индийские войска, обнаружив захватчиков, начали укреплять свои силы дополнительными армейскими частями. Засевшие на укрепленных высотах пакистанцы постепенно выбивались индийцами. В результате, к этим действиям было привлечено внимание мирового сообщества, оказавшего на Пакистан значительное дипломатическое давление. В июле 1999 года Пакистан вывел свои войска за Линию Контроля.

Эта война чуть не привела к использованию ядерного оружия. Причем пакистанские власти отрицали свою причастность к конфликту, утверждая, что в нем были замешаны исключительно кашмирские повстанцы.

Эта война была в Кашмире последней.
С тех пор обстановка значительно стабилизировалась, но сопротивление в регионе все еще действует, и террористические акты иногда все еще имеют место.

С начала 2000 года растет число желающих посетить Кашмирскую долину, мирный Ладакх и Джамму. Правительство штата заявило о своем намерении убрать из населенных пунктов военные патрули и технику. Эта положительная тенденция оставляет надежду на то, что на этой удивительной красоты земле наконец-то наступят мирные времена.

Мягкий климат Кашмирской долины всегда был популярен среди туристов. Раньше правительство выдавало только двести ежегодных разрешений на посещение штата, так что в «рай на земле» попадали только избранные счастливчики. Сегодня подобные ограничения отсутствуют, кроме некоторых приграничных территорий.

Несмотря на военные конфликты прошлых лет, сюда приезжают туристы со всего мира - религиозные паломники, любители альпинизма, треккинга, парапланеризма и зимних видов спорта, а также экотуристы и просто те, кто любит эти земли за их индийский колорит и неповторимую летнюю красоту. Джамму, Кашмир и Ладакха открыты для туристов круглый год, и с каждым годом их число увеличивается. В последние годы регион обязательно входит в число наиболее посещаемых штатов в Индии.

Кроме туризма население Джамму и Кашмира занимается земледелием, животноводством и сельским хозяйством.
Знаменитые кашмирские ковры и шали известны во всем мире и всегда пользуются спросом, а потому у местных ремесленников всегда много работы.

Достопримечательности штата Джамму и Кашмир, Индия.

Этот уникальный уголок природы занимает территорию от низинных тропических районов до высокогорных ледников с настоящими почти арктическими морозами. На этой территории смешались несколько религий, множество культур и народностей. Долгая и богатая событиями история штата оставила для потомков Джамму и Кашмира многочисленные исторические и культурные памятники.

Любители старины и религиозных артефактов обязательно найдут их в этих районах. Индуистские, буддистские и мусульманские династии оставили после себя столько исторических и культурных ценностей, что на знакомство с ними можно потратить все свое свободное время. В районе Анантнаг находится священное место поклонения индуистов Господу Шиве, пещеры Амарнатх. Ежегодно в июле-августе здесь проводится 45-дневный фестиваль ятры, который посещают паломники в количестве более чем 500 000. В Джамму возвышаются многочисленные индуистские храмы. Не зря второе название этого города - «город храмов». Также известны своими храмами Шива Кхори и Вайшно Дэви, расположенные в районе Удхампур. Мусульманские памятники также не менее интересны. В мечети Хазратбал в Шрингаре хранится священная реликвия - волос из бороды мусульманского пророка Мохаммеда. Так же в Шрингаре, в тихом и спокойном районе Розабал, находится ничем внешне не примечательный мавзолей проповедника Иссы Юсуфа. Это был второй по значимости мусульманский пророк, известный также под именем Иисус Христос. Несколько буддистских монастырей находится на территории Ладакха. Наиболее известные среди них - Ламаюру, Хемис, Пхъянг, Тактхок, Спитук, Стакна, Шей, Алчи и Сток. Сама столица Ладакха Лехе известна в первую очередь монументальным королевским дворцом династии Намгиял, возвышающимся над городом на склоне горы. Он был возведен в 17 веке по образу дворца Потала в Тибете. В 25 километрах отсюда у дороги на Монали расположен монастырь Тикси, где находится статуя сидящего Будды Матрейи, занимающей два этажа.

Сокровища Джамму и Кашмиру можно открывать для себя бесконечно, изучая и постигая культуру древней Индии.

Многочисленные фестивали в Ладакхе привлекают множество этнотуристов, приезжающих в штат для того, чтобы увидеть своими глазами традиционные буддистские и бонистские танцы в масках, в ритуальных одеждах и под старинную музыку. Яркие фестивали также проводятся и в Джамму и в Кашмире, из них самые крупные- это мусульманский праздник Рамадан и Шри Амарнатх Джи Ятра.

Но главной достопримечательностью штата, несомненно, является его природа, которая круглый год притягивает в эту местность как экотуристов, так и просто любителей красивых мест. В Джамму и Кашмире их так много, что всех их и не перечислить. Самые популярные - это, конечно, озера в Шриганагаре Дал и Нагин. Этот город, за его плавучие дома, хаусботы, еще называют «индийской Венецией». Здесь расположено множество парков и садов, утопающих в зелени и цветах, известные среди туристов заливные луга «Долины цветов». Гульмарга - это горнолыжный курорт, расположенный в районе Барамула. Летом он покрыт полями для гольфа, а зимой превращается в безграничные просторы для фрирайдеров-экстремалов со всего мира. Хвойные леса Пахалгама (район Анантаг) славятся своими великолепными пейзажами. Здесь начинается путь индуистских паломников в пещеры Амарнатх, к самому ледяному лингаму.

Городок Сонамарг не менее красив, чем Пахалгам. Сегодня, правда, здесь обосновались индийские военные, а раньше он был очень популярен среди любителей гималайских пейзажей и трекинга. Очень красивая природа в горном поселении Патнитоп (район Удхампур). Это живописное место, расположенное на отрогах горной гряды Шивалик, покрытых хвойными и лиственными лесами. Кроме трекинга, это отличное место для занятий парапланеризмом и параглайдингом, скалолазанием, альпинизмом. Невероятное удовольствие доставляют даже самые обычные прогулки по местным окрестностям, когда можно спокойно полюбоваться живой красотой природы.

Порадуют истинных ценителей природы также и пейзажи высокогорной пустыни Ладакха, с ее красивейшими зелеными долинами, такими как Нубра, Чемрей, Маркха, Шьок, Рупсу, Занскар, Рангдум, Драсс и Суру, и холодными озерами из ледниковых вод Тсо Кар, Тсо Морири, Пангонг Тсо. Также через весь Ладакх несет свои воды великая река Инд, и она достойна не меньшего внимания.

Национальные блюда в Кашмире, Ладакхе и Джамму сильно отличаются друг от друга, но всегда остаются вкусными и доступными. С жильем проблем не возникает. Можно остановиться и в отеле, и в хаусгесте. Но бывалые туристы, проживавшие в Шриганагаре, предупреждают о нечистых на руку владельцев хаусботов, которые используют всевозможные ухищрения для того, чтобы заработать на клиентах как можно больше денег. Нужно быть внимательнее и не поддаваться очарованию сладких речей этих потомственных торговцев, иначе придется дважды переплачивать, например за то, чтобы подъехать с хаусбота до берега, или за еду, которая изначально включена в стоимость проживания.

Основным транспортом в регионе являются автобусы, такси и джипы. Стоимость проезда в общественном транспорте вполне демократична, а вот частные джипы стоят несколько дороговато.

Для посещения некоторых мест, например, таких как Пангонг Тсо, Амарнатх, долины Нубра и Рупсу, ледник Сиачен необходимо будет оформить специальный пермит. Это можно сделать через местные туристические агентства.

Регион Ладакх - это самая спокойная территория в штате. Поездку же в Джамму и Кашмир стоит планировать заранее из-за их политической нестабильности. Перед поездкой нужно обязательно узнавать текущую обстановку, чтобы не стать свидетелем массовых беспорядков и террористических актов.

Добраться до Джамму и Кашмир можно на самолете из таких городов как Чандигарх, Дели, Бангалор, Мумбаи, Лакхнау, а также из штата Гоа. Здесь есть три аэропорта - в Джамму, Шринагаре и Лехе. Из Шринарага летает также международный рейс в Дубаи.

Кроме воздушного сообщения в Джамму и Кашмир есть также и две дороги - хайвей на юго-западе штата через Катхуа и Джамму, и на юго-востоке по трассе Лех-Манали, которая закрывается на зиму и размывается в сезон дождей.

Тем не менее, автомобильное сообщение внутри штата очень хорошо представлено междугородными автобусами, многоместными джипами. С их помощью можно попасть и в соседние индийские районы - в Пенджаб через Джамму и в Химачал Прадеш, Сарчу и Кейлонг через горные перевалы южного Ладакха.

Железнодорожная ветка в штате заканчивается в Удхампуре, но лучше сойти в Джамму. Здесь расположен самый крупный в штате железнодорожный узел, который сообщается с остальной страной.

На севере Индии и состоит из трех регионов, которые сильно различаются между собой не только рельефом, но и культурой.

Кашмир - это захватывающие дух долины, чистейшие озера и потрясающие пейзажи. Джамму - это многочисленные древние храмы и дикие леса. Ладакх, который часто называют «Малым Тибетом », - это уединение буддистских монастырей и в тоже время удивительные ландшафты Гималаев, которые идеальны для поклонников экстремального отдыха.

Столица штата - город Шринагар (или Сринагар) с населением около 900 тыс. человек.

Как добраться

Самолетом

Международный аэропорт Шринагара принимает прямые еженедельные рейсы из Дубая . Еженедельные рейсы в Шринагару из Дели и других крупных городов страны осуществляют почти все местные авиакомпании. Аэропорт Шринагара расположен в 14 км от города.

Авиакомпании Indian Airlines и Jet Airways осуществляют ежедневные регулярные рейсы по маршруту Дели - Лех, а также три раз в неделю по марштурам Дели - Шринагар и Дели - Джамму и два раза в неделю Дели - Чандигарх. Аэропорт Леха расположен в 6 км от центра города.

Авиакомпания Kingfishers летает из Дели в Джамму. Кроме того, авиакомпании Indian Airlines, Jet Airways и тот же Kingfishers связывают между собой Джамму, Шринагар и Лех. Аэропорт Джамму расположен в 8 км от центра города.

Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Джамму и Кашмиру)

Поездом

Джамму-Тави (Jammu Tawi) - один из важнейших железнодорожных узлов севера Индии. Ближайшая станция к Шринагару (регион Кашмир) расположена примерно в 200 км. В обозримом будущем планируется связать железнодорожными путями регионы Джамму и Кашмир. Пока же туристы, цель поездки которых - Кашмир, могут добраться туда лишь с пересадкой в Джамму.

Автомобилем/автобусом

  • Кашмир: В регион можно попасть по национальному шоссе (1-А) из Джамму, который в свою очередь связан автострадами со многими крупными городами Северной Индии, в том числе с Дели. Расстояние между Шринарагу и Джамму - 300 км. Кроме того, до Шринагару можно добраться на автобусе или такси от железнодорожного вокзала Джамму или из центра города.
  • Ладакх: Расстояние между Шринагаром и Лехом по основной трассе - около 430 км, шоссе открыто с мая-июня по октябрь и соединяет все основные города региона. Второй вариант трасса Манали - Лех (открыта с июля по сентябрь), расстояние между городами около 470 км. Кроме того, между Шринагаром и Лехом осуществляется автобусное сообщение.
  • Джамму: Национальная автомагистраль (1-А) связывает регион с основными городами северной части Индии. Расстояние от Дели - 586 км. Автобусные рейсы в Джамму ежедневно отправляются из Дели, Амритсара, Амбалы, Чандигарха, Манали, Харидвара и других крупных городов.

RideThePlanet: Кашмир

Кухня и рестораны

Традиционная кухня разных регионов штата сильно различается между собой, что обусловлено, их различными климатическими условиями и обычаями. Основной продукт питания - рис, также первостепенное значение имеют баранина, курица и рыба. Большинство ресторанов предлагает на выбор блюда континентальной, китайской или местной традиционной кухни.

Отели Джамму и Кашмира

В Шринагаре предлагается большой выбор отелей на любой вкус и кошелек. Наиболее предпочтительный вариант размещения - отели района Boulevard, откуда открывается великолепный вид на озеро Дал. Стоит отметить, что проживание в номерах с видом на озеро обходится, как правило, дороже. Более бюджетные вариант можно найти в районе Dalgate, который расположен в непосредственной близости к Туристическому информационному центру (Tourist Reception Centre) и отлично подойдет для шоппинга. Несколько неплохих гостиниц расположены в жилых районах города - Sonawar и Rajbagh.

В Лехе проблем с размещением также не будет. В основном предлагается два вариант - гостиницы и гостевые дома. Большая часть отелей - семейные. Местные гостиницы классифицируются в соответствии со следующими категориями: A, B, C и D(или эконом-класс). Гостевые дома также различаются по уровню комфорта, и бывают высокого, среднего и эконом-класса. Проживание в отелях категории А, как правило, включает питание с правом выбора одного или двух вариантов из нескольких кухонь - континентальной, китайской, индийской. Гостевые дома представляют собой более простой и бюджетный вариант размещения.

Это, как правило, номер (комната) в жилом доме или в пристройке. Можно найти различные варианты по уровню комфорта и по цене. Этот вариант больше подойдет тем, кто хочет познакомиться с местным укладом жизни так сказать изнутри.

Если планируется поездка в пик туристического сезона (начало июня - середина сентября), о месте проживания лучше позаботиться заблаговременно и заранее забронировать гостиницы по всему маршруту следования. Несмотря на то, что с конца сентября поток туристов заметно уменьшается, в «низкий сезон» все же не стоит халатно относиться к поиску и бронированию отеля. Возможно даже зимой отель придется бронировать заранее, чтобы были обеспечены комфортные условия пребывания: отопление и т. д.

Занскар - затерянный мир, расположенный в самом сердце Гималаев. Путешествие в эти места - настоящее приключение для авантюристов.

Развлечения и достопримечательности Джамму и Кашмира

Столицы регионов штата - Шринагар (Кашмир), Лех (Ладакх), Джамму (Джамму) - интересны для пеших прогулок. Здесь можно осмотреть многочисленные храмы, мечети, церкви и традиционные местные рынки.

Также интересны для посещения:

  • Храм Рагхунатх (Raghunath Temple), который расположен в городе Джамму. Храм посвящен индуистскому богу Шри-Рама и интересен своим внутренним убранством: все его стены покрыты золотом.
  • Форт Баху (Bahu Fort) находится в 5 км от города Джамму и является одним из сатых старых сооружений штата.
  • Дворец Мубарак Манди (Mubarak Mandi Palace) интересен тем, что объединяет в себе три разных стиля: Раджастана, Великих Монголов и готику. Одна из известнейших частей дворца - Шиш-Махал (Sheesh Mahal), в которой в настоящее время расположен Художественный музей «Догра» (Dogra Art Museum).
  • Занскар - затерянный мир, расположенный в самом сердце Гималаев. Путешествие в эти места - это настоящее приключение для авантюристов, добраться сюда можно либо пешком, либо по дороге Каргил - Падум (зимой она закрыта). Кроме завораживающих видов и отличных возможностей для экстремальных пеших походов Занскар интересен большим количеством буддистских монастырей. В связи с тем, что большую часть года район практически не доступен для посещения, здесь сохранились самобытные культура и традиции. Организация пеших походов возможна с июня по октябрь, но самые смелые туристы могут посетить Занскар зимой, когда предоставляется уникальная возможность совершить удивительное путешествие по замерзшей реке Занскар.

Кашмир

С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук,
старший преподаватель кафедры экономической
и социальной географии
Московского педагогического государственного университета

Джамму и Кашмир - спорная область, находящаяся в самом центре так называемой евразийской «дуги нестабильности»; здесь сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии - ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с Афганистаном - на севере, со Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.
Вот уже более 50 лет Кашмир служит ареной вооруженных столкновений между Индией и Пакистаном. Причина этому - геополитическое положение Кашмира на стыке Центральной и Южной Азии. Для Индии, Пакистана и Китая эта территория имеет жизненно важное значение. Горы Кашмира господствуют над Пенджабской равниной, где проживает более 100 млн человек и где располагается крупная продовольственная база Индии и Пакистана. Именно здесь, в Пенджабе, находятся крупнейшие города и промышленные центры этих государств, в том числе их столицы - Дели и Исламабад. Обстановка в индийской части Пенджаба постоянно осложняется из-за стремления сикхских экстремистов отделить штат Пенджаб от Индии. Без контроля над Кашмиром удержать Пенджаб в составе республики правительству Индии будет очень сложно. Для Китая восточный Кашмир - это единственная связь с западной частью Тибета, одной из самых неспокойных провинций, ослабить контроль над которой китайское руководство никогда не согласится.

В настоящее время территория исторического княжества Кашмир на севере Южной Азии в политическом плане де-факто подразделяется на три зоны.

Азад Кашмир

Непризнанное самопровозглашенное государство, целиком контролируется Пакистаном и зачастую включается в территорию этой страны.

Территория - 13 тыс. км 2
Население - 3,6 млн чел. (2002) *
Столицей провозглашен Музаффарабад (19 тыс. жит., 2002)
Официальным языком считается урду
Административное деление - 5 округов

Северные территории

Районы бывшего княжества Кашмир, оккупированные Пакистаном в конце 40-х годов ХХ в.

Территория - 72,5 тыс. км 2
Население - 1 млн чел. (2002)
Административный центр - Гилгит (9 тыс. чел., 2002)
Официальный язык - урду

Джамму и Кашмир

Один из 28 штатов Индии. Официальные индийские власти включают в его состав Азад Кашмир и Северные территории, но ниже приведены данные по той части территории штата, которая контролируется Индией

Территория - 101,4 тыс. км 2
Население - 10,5 млн чел. (2002)
Столица - Сринагар (летняя, с мая по октябрь, 930 тыс. чел, 2002), Джамму (зимняя, с ноября по апрель, 393 тыс. чел, 2002)
Официальные языки - урду, кашмири и хинди
Административное деление - 14 округов

Рельеф и климат

В пределах Кашмира можно выделить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагар на берегу р. Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка - гора Нункун - 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, обращенную вогнутой стороной к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и даже отвесных склонов.

Северные территории.
Хребты Каракорума

В высокогорных районах Кашмира много ледников. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. км 2 . Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 км 2), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р. Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому есть опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже много ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь около 300 км 2).
Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм, в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лех в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель. Сельское хозяйство в северных районах Кашмира сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет –1 °С, июля +21 °С.

Территориальная структура Кашмира

До раздела в 1947 г. индийское княжество Кашмир занимало площадь 222 тыс. км 2 , но уже долгие годы эта территория поделена на сферы влияния Индии, Пакистана и Китая. Индия предъявляет права на всю территорию Кашмира, а Пакистан и Китай их оспаривают. Причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время практически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 85 тыс. км 2 . В административном отношении из этой территории выделены так называемый Азад («Свободный») Кашмир - не признанное мировым сообществом государство и особая административная единица Пакистана - Северные Территории. Под контролем Китая находится 45,5 тыс. км 2 . Это плато Аксайчин. Таким образом, Индии фактически принадлежит всего около 101 тыс. км 2 территории, которая образует штат Джамму и Кашмир. В штате две столицы: Сринагар - летняя и Джамму - зимняя.
Часто территорию Кашмира делят на четыре области, каждая из которых отличается от других своими природными условиями, историей, этническим и религиозным составом населения. В первую входят индийская провинция Кашмир (северная часть штата Джамму и Кашмир) и находящийся под контролем Пакистана Азад Кашмир. Здесь расположен самый большой город штата - Сринагар.
Вторая область - это индийская провинция Джамму (южная часть штата Джамму и Кашмир), самая густонаселенная часть Кашмира. Здесь находится второй по величине город штата, его зимняя столица Джамму.
Третью область составляет провинция Ладакх (восточная, высокогорная часть индийского штата) и территории, находящиеся под контролем Китая (Аксайчин).
К четвертой области относят Северные Территории (бывшее Гилгитское агентство), контролируемые Пакистаном.

Население

Достоверные данные о численности населения имеются лишь для индийского штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 2001 г. зафиксировала на этой территории 10 070 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами идет урбанизация. Значительно выросло за счет притока крестьян и беженцев население обеих столиц Кашмира - Джамму (317,2 тыс. жителей 1) и Сринагара (786,4 тыс. жителей 1). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабад, в 2000 г. проживали 3,6 млн человек.
В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к caмым распространенным в регионе. Кроме догров в этом районе живут гуджоры (около 1/3 населения). Жители этого района преимущественно индуисты (64%) и мусульмане-сунниты (32%), конфессиональное меньшинство образуют сикхи (3%). Догры исповедуют индуизм и религию сикхов, а гиджоры - ислам.
В Ладакхе большинство населения (54%) составляют народы тибетского происхождения - ладакхи и балти, исповедующие буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В индийском Кашмире они составляют более 92% населения, а в Азад Кашмире и Северных Территориях - около 99%. Остальная часть населения - в основном индуисты: это кашмирские брахманы (пандиты), а также выходцы из провинции Джамму.
Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане, они составляют здесь 64%. В Кашмирской долине основным этническим субстратом являются кашмирцы, основные языки - кашмири и урду.

1 По переписи населения 2001 г.

Исторические корни конфликта

Пастушка в индийской
части Кашмира

Многие конфликты в Азии имеют многовековую историю. Проблема Джамму и Кашмира не является исключением - ей более 1000 лет.
В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира - кашмирцам и дограм. Причем именно кашмирцы из-за труднодоступного положения их горных долин и замкнутого образа жизни считаются народом, сохранившим в наибольшей степени черты и обычаи первых арийских поселенцев в Индостане. В те времена практически все местное население составляли индуисты. Во время правления в Индии императора Ашоки (III в. до н. э.) в долины Кашмира проникает буддизм. Район Ладакха становится одним из основных буддистских центров Индии, однако в это время и индуизм еще сохранял здесь сильные позиции. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII-VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы.
В VIII в. недалеко от Сринагара был построен знаменитый храм бога солнца Сурьи. С тех пор и до нашего времени кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру-Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.
После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В настоящее время насчитывается более 500 тыс. кашмирских брахманов (из которых более 100 тыс. - в Кашмирской долине), составляющих 138 эндогамных семей, расселенных по всей территории Индии, где они до сих пор имеют большое влияние.
Но позже кашмирским индуистам пришлось отступить из-за вторжения воинственных племен с запада. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину - уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам.
В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества.

Старинный форт
в Музаффарабаде -
административном центре
Азад Кашмира

Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх - лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.
В Кашмире утвердилась власть догров. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте - Индией и Пакистаном.
В начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира - Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

Окончание следует