Трансформация женской внешности в Египте. С фотками! Идеал красоты: от древности до наших дней Египетская красота

Дорогие друзья! Я много пишу о Египте и египтянах, но в основном о мужчинах, а не о женщинах. Египтянки — это отдельный мир, и думаю, многим было бы интересно узнать о характере и положении в обществе арабских женщин. Сегодня я решила, наконец-то, рассказать о том, какие они — женщины Египта.

Дом

В европейском обществе существует стереотип, что на востоке женщин угнетают с самого рождения. На самом деле это совершенно не так! В египетских семьях дочек любят нисколько не меньше, чем мальчиков, а иногда даже и больше. В детстве их наряжают, как куколок, затем дают им образование, помогают устроиться в жизни.

Чем отличается жизнь девочки в арабской семье? Тем, что с детства ее воспитывают хозяйкой дома, а не добытчицей. Египтянки не стремятся самореализоваться через работу. Если у женщины есть возможность вообще не работать, она с удовольствием ее использует.

Зато дома египтянка нередко становится настоящей главой семьи. Часто бывает, что на людях жена ведет себя как покорная лань, преданная своему мужчине, а дома вертит этим мужчиной, как ей заблагорассудится! Египтянки в совершенстве изучили искусство управления мужем — они умеют врать, льстить, плакать в нужный момент, жаловаться на здоровье! Каждая вторая жена через день падает с приступами, чтобы получить то, что она хочет.

Кстати, однажды я читала статистику, согласно которой более 30% египетских мужчин подвергаются насилию в семье — жены их бьют!

Работа

Как я уже говорила, для египтянки на первом месте всегда стоит семья. В Египте работают ради денег и карьеры либо незамужние женщины, либо бедные.

Если же говорить о семьях среднего достатка и выше, то идеальной женской работой здесь считается учитель, воспитатель, медсестра или секретарь. Чаще всего это работа на пол дня, чтобы как-то себя занять, пока дети в школе, или чтобы заработать себе на булавки.

Кстати, по законам ислама, то что заработал муж — это деньги семьи, а то, что заработала жена — это ее личные деньги, которые она совершенно не обязана вкладывать в общую копилку.

Так или иначе, мало какой египетской женщине придет в голову пойти работать на целый день, чтобы что-то доказать окружающим, а после работы заниматься домашним хозяйством, чтобы угодить мужу и детям. Как только женщина выходит замуж, и у нее появляются семейные обязанности, она либо совсем бросает работу, либо меняет ее на работу на пол дня. Ну или муж должен обеспечить ей тыл: няню и домработницу.

При этом для меня остается открытым вопрос, зачем вообще женщины в Египте получают высшее образование? Я не раз встречала очень образованных египтянок-домохозяек. Одна из двоюродных сестер мужа, например, по образованию инженер! И все-таки выйдя замуж, она предпочла посвятить свою жизнь заботе о семье, а не строительству мостов.

Именно поэтому на курортах мы везде видим мужчин-египтян и почти не сталкиваемся с прекрасной половиной Египта. А вы заметили, что даже на должностях, которые у нас считаются исключительно женскими (уборщики в номерах или кассиры в магазинах), в Египте работают мужчины?

Ну и еще хочу добавить, что как работницы, египтянки обычно безответственные и непунктуальные. Видимо, они вообще не рассматривают работу как явление, к которому стоит относится серьезно. Не исключаю, что где-то есть добросовестные египетские женщины-сотрудницы, но лично я с такими не сталкивалась.

Внешний вид

Законы ислама обязывают арабских женщин носить закрытую одежду. Традиционно закрыто должно быть все тело кроме кистей рук, ног до щиколоток и лица. Кое-где мусульмане дошли до абсурда и закутали своих женщин в черные бурки с головы до ног. Но Египет — страна вольных нравов, поэтому женщины здесь одеваются почти как заблагорассудится.

Стиль женщины очень зависит от ее материального достатка. Если говорить о бедных слоях населения (их здесь большинство), то женщины больше придерживаются традиций и носят длинные платья-балахоны (галабеи) и обязательно покрывают голову платком.

Богатые египтянки часто одеваются совершенно на европейский манер — короткие юбки, майки, джинсы, непокрытая голова, туфли на каблуках, яркий макияж. Они носят дорогую брендовую одежду, любят одеваться за границей.

Женщины среднего достатка могут носить и традиционную одежду, и европейскую, но при этом они стараются придерживаться принципов ислама. Иногда это выглядит довольно странно. Например, многие молодые девчонки носят облегающие джинсы, футболки с длинными рукавами и покрывают голову. То есть теоретически — закрыто все, что надо, но фактически — выглядит это очень даже сексуально и не «благоразумно».

Мода в Египте очень быстротечна и ярче всего она проявляется в манере повязывать платок у девушек и в стрижках у парней. Пару лет назад девчонки накручивали на голове настоящие ульи — считалось, чем многослойней и объемней платок, тем красивее. В этом году я заметила, что платки стали однотонными и повязанными в один слой.:) Зато у каждой второй сегодня сзади разрез на кофточке снизу до лопаток, увенчанный бантиком.

Многие мои русские знакомые отмечают, что египтянки не отличаются хорошим вкусом в одежде. Может быть сказывается общая бедность населения, а может быть просто им так красиво, не знаю, но часто образы местных женщин вызывают у русских улыбку:)

Характер

Египетское общество в целом очень консервативно, и египтянки трепетно из поколения в поколение передают народные обычаи, традиции и ценности. Они очень уважительно относятся к старшим и очень любят детей. Семейные праздники всегда проходят шумно, с участием всех поколений от новорожденных до древних стариков, и с соблюдением всех традиций.

От того, что большую часть времени женщины проводят дома, основным развлечением для египтянок стали просмотры бесконечных сериалов и разговоры с подругами по телефону. Египтянки жуткие сплетницы и готовы часами обсуждать всех родственников и друзей.

Второе место после сплетен в разговорах египтянок занимают кулинарные рецепты — иногда мне кажется, что они бесконечно готовят и едят! Что, в общем-то, недалеко от истины:).

Так же я заметила, что многие египтянки любят поскандалить. Некоторые по любому поводу готовы разразиться ором на всю округу. Однажды на меня накричала продавщица в бутике за то, что я хотела вернуть товар! Еще они запросто могут выйти на балкон и поругаться с соседкой из дома напротив — вот так через всю улицу кричать, что соседка дура страшная.

С другой стороны египтянки гостеприимны, и если придешь к ним в дом, тебя обязательно накормят, напоят, посадят на почетное место и расспросят обо всем на свете. Правда, как только ты выйдешь за порог, хозяйка позвонит подруге и перескажет ей весь ваш разговор слово в слово со своими комментариями.

Честно говоря, лично мне всегда было сложно найти общий язык с египетскими женщинами. Может быть потому, что я не люблю сплетничать, ругаться и готовить. За все 10 лет жизни в Египте я близко сошлась лишь с двумя египтянками — с одной из сестер мужа и коллегой по работе. Они просто дали мне надежду на то, что пропасть между нашими менталитетами не бездонная.:)

Права в обществе

Законы ислама всегда обособленно выделяют женские права на что бы то ни было. В Египте женщина имеет право получить образование, работать, развестись с мужем, голосовать на выборах. Она может водить машину и путешествовать одна (в некоторых исламских странах это непозволительная роскошь). Кроме того, женщины запросто могут отстаивать свои права и ругаться с мужчинами (не уверена, что это закреплено законом, но на практике применяется часто.:)

Что же касается египетских законов наследования, то некоторым они могут показаться несправедливыми по отношению к женщинам, хотя это не совсем так.

Например, в Египте нет такого понятия, как совместно нажитое супругами имущество. Все, что было куплено во время брака, должно быть записано либо на жену, либо на мужа, и при разводе каждый забирает свое.

С другой стороны, при заключении брака муж выплачивает жене определенную сумму (чаще всего золотом), которая является собственностью жены и ее гарантией на случай развода. Размер суммы оговаривается родителями жениха и невесты до свадьбы, и чем богаче семья, тем дороже стоит жениться.

Так же, если в семье есть дети, а муж требует развода, то после расторжения брака он обязан содержать свою жену и детей. Период содержания жены определяет суд, и часто он длится до тех пор, пока женщина снова не выйдет замуж.

При наследовании за родителями женщине достается 1/2 часть от доли мужчины. Например, если родители умерли, и остались брат и сестра, то имущество делится на три части — 1/3 для сестры и 2/3 для брата. Несправедливо?

Но по законам ислама муж обязан содержать семью, а доход жены — это излишек денег, который она может положить в свою собственную копилку. То есть, у любой женщины есть либо отец, либо муж, который ее содержит, а брат в свою очередь должен содержать собственную семью. При этом закон ислама изначально подразумевает, что все женщины не работают.

Я не буду рассуждать о том, насколько в реальной жизни бывают честными братья и мужья, но в идеальной картине мира этот принцип наследования вполне справедлив.

Заключение

Женщины в Египте живут ради мужа и детей. Они добровольно «кладут себя на алтарь» семейной жизни и ни в коем случае не считают это жертвой со своей стороны. Если вы предложите любой египтянке променять ее спокойную и уютную семейную жизнь на карьеру и возможность управлять мужчинами, она совершенно не поймет, о чем вы толкуете. Она и так замечательно управляет своим мужем и получает все, что ей надо от жизни.

При том, что до сих пор многие особенности характера и менталитета египтянок кажутся мне странными, я считаю что их семейная мудрость — это то, чему нам, русским женщинам, стоит поучиться.

Непонятно, кто внушил нам, что мы должны бороться и искать, найти и не сдаваться взваливать на себя обязанности наших мужчин, работать с утра до ночи, а потом еще быть достойной матерью и хозяйкой? Почему мы стремимся покорять карьерные вершины, в то время как мы можем просто ждать, когда мужчины принесут нам все на блюдечке? С возрастом и с появлением детей я все больше убеждаюсь в том, что своей семье я нужнее, чем начальнику на работе. Он без меня сможет, а дети и муж — нет.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога!

Во все времена женщину воспринимали как источник вдохновения и красоты. При этом каждым народом, в соответствии с особенностями быта, культурными традициями и верованиями, создавался некий определенный образ.

Он и служил эталоном женской красоты, причем порой не только многие годы, но и столетия. А что являлось подобным идеалом в Египте? Это лицо с тонкими чертами, полными губами и большими миндалевидными глазами, находящееся в контрасте с вытянутой изящной фигурой и тяжелой прической. Такая женщина должна была вызвать представление об экзотическом растении, находящемся на гибком колышущемся стебле.

Применение косметики

Египетские женщины первыми в истории человечества стали уделять пристальное внимание уходу за своей кожей. Стоит отметить, что до них никто не применял скрабы и кремы для лица. Историки приписывают создание первых косметических средств египетским медикам. Это подтверждают раскопки археологов, на месте которых исследователи обнаружили первые кремы, которые применялись для борьбы с процессами увядания кожи лица. В эти составы добавлялись тонизирующие добавки, а также настои целебных трав и цветков.

Кроме этого, египтянки первыми начали использовать тушь для ресниц, тени для век, румяна, лак для ногтей и другие косметические средства, которые широко применяются и сегодня. А какие в этой стране существовали представления о женской красоте?

Фигура

Об идеалах красоты египетских женщин (фото изображений представлены ниже) мы можем судить по фрескам, которые сохранились до наших дней.

В этой стране таким представлениям соответствовало стройное тело с развитой мускулатурой. Красивыми считались египетские женщины, обладавшие небольшой грудью, широкими плечами, длинными ногами и шеей, черными густыми волосами и узкими бедрами. Фигура при этом у них должна быть непременно стройной и грациозной. Недаром одной из богинь народа этой страны была египетская женщина-кошка Бастет. Она выступала олицетворением радости и света, богатого урожая, а также красоты и любви. Эту богиню почитали как хранительницу семейного счастья, уюта и домашнего очага. В египетских мифах можно встретить различное описание образа этой женщины. Порой она была ласковой и грациозной, а иногда мстительной и агрессивной.

Макияж

Магия взгляда египетских женщин и умение повелевать им другими людьми, воспевалось историками, писателями и поэтами всех эпох. Однако до настоящего времени косметологи и визажисты так и не смогли разгадать секреты «фараоновских» глаз. Сегодня они представляют собой одну из самых прекрасных загадок, пришедших к нам из прошлого.

Изображения глаз исследователи находят на саркофагах. Считается, что эти рисунки являлись оберегами и указывали на то, что и после своей смерти усопший будет видеть все происходящее в мире живых.

Изначально косметикой имели право пользоваться только жрецы. Только они знали секреты изготовления косметических средств. Эти составы были необходимы жрецам для проведения ритуалов, в частности, тех, которые снимают порчу и защищают от сглаза. И только с течением времени косметику стали использовать египетские женщины, относившиеся к знати.

Каким же был макияж той эпохи? Конечно, особый акцент всегда делался именно на глаза. В древности египетские женщины использовали палочки, которые изготавливались из бивней слонов. С помощью этого инструмента они наносили на ресницы специальную краску. В ее составе находились сурьма и графит, жженый миндаль и даже крокодилий помет. Глаза египетские женщины (фото процесса см. ниже) подводили другой краской.

Она изготавливалась из лазурита, малахита и толченой пыли. Такой макияж позволял придать глазам миндалевидную форму. Более темный черный контур получался при использовании сурьмы. Тенями для век служили составы, в которых включали пыль бирюзы, малахита и глины.

Для того чтобы соответствовать Египта расширяли зрачки и придавали своим глазам блеск. Для этого они капали сок растения, называемого «сонная дурь». Сегодня мы знаем его как белладонну.

Египтяне самыми красивыми считали зеленые глаза. Именно поэтому женщины обводили их краской, изготовленной из углекислой меди. Несколько позже ее заменили на черную. Глаза непременно удлиняли к вискам и обязательно пририсовывали длинные и толстые брови.

Применяли зеленую краску для ступней ног и ногтей. Для ее приготовления растирали малахит.

Еще одним изобретением египтянок стали особые белила. Они позволяли придать их темной коже светло-желтый тон. Этот цвет являлся символом земли, согретой солнцем.

Помадой для губ у древней египетской женщины служила смесь, основу которой составляли морские водоросли, йод и бром. Подобные ингредиенты были небезопасны для здоровья. Исследователи полагают, что известное нам выражение о том, что красота требует жертв, возникло именно в связи с использованием данного состава.

Свой оригинальный рецепт помады был у Клеопатры. Она смешивала толченых красных жуков с измельченными муравьиными яйцами. В смесь добавлялась чешуя рыб, придающая губам блеск.

Румянами для скул и щек египтянок служил едкий сок, полученный из ириса. Он вызывал раздражение кожи, придавая ей красноту, сохраняющуюся в течение длительного времени.

Красивой египетская женщина считалась тогда, когда скрывала все дефекты кожи лица, придавая ей мерцающий ровный матовый оттенок. Для этого ей приходилось наносить порошок из морских перламутровых раковин, истолченных в мелкую пудру.

Накладывая подобный макияж, египетские фараоны-женщины выглядели так, словно надели на свое лицо маску. Однако подобный образ и считался в этой стране идеальным. Он позволял ощутить собственное достоинство, представляющее собой понимание абсолютной женской ценности.

Волосы

Красивыми в Древнем Египте считались гладкие густые волосы, имеющие черный цвет. Именно поэтому женщины тщательно ухаживали за своими локонами. Голову они мыли водой, в которой растворяли лимонную кислоту. Кондиционером в те времена служило миндальное масло.

Волосы женщины Египта непременно красили. Для этого ими использовалась хна, а также краска, в составе которой находились вороньи яйца, жир быков, а также черная кровь животных. Волосы могли быть окрашены с приданием им различных оттенков. Для получения нужного цвета хна перемешивалась с раздавленными головастиками. Окрашиванию седины способствовала смесь из крови буйвола, вскипяченная в масле. По поверью, такой раствор обладал еще и магическими свойствами. Египтянки верили в то, что темный цвет шкуры животного переносится на их волосы. Для борьбы с облысением и улучшения роста локонов на них наносился жир носорога, тигра или льва.

Прическа

То, как были уложены волосы, являлось в Древнем Египте важнейшим показателем социального статуса их хозяйки. Верхом изящества считали высокую прическу, которая подчеркивала длину шеи. Но с течением времени укладывать свои волосы у знати стало немодно. Этим продолжали заниматься только люди, находящиеся на низшей социальной ступеньке. Знать же начала использовать парики. Их изготавливали из волокон и нитей растений, шерсти животных и натуральных волос. Парики были черного цвета. Их украшали бусинами из полудрагоценных камней и золота. Несколько позже, уже на закате цивилизации Древнего Египта, модными стали считаться парики голубого, оранжевого и желтого цвета. Для того чтобы защитить голову от теплового удара и от педикулеза, свои волосы женщины коротко стригли или брили. За париками египтянки тщательно ухаживали. Они расчесывали их гребнем из дерева и слоновой кости.

Кстати, бритые головы считались одной из привилегий жреческой касты. Наголо стригли даже детей, причем независимо от их пола. На макушке оставляли только один «младенческий локон».

Древние Египтяне могли создавать довольно сложные прически, состоящие из множества мелких косичек. Исследователи полагают, что эта мода была заимствована у народов Малой Азии.

Для создания прически использовалась и завивка. Примером тому может служить парик, который украшал голову Он выделяется двумя крупными прядями волос, которые своими завитыми концами ниспадают на грудь.

Нередко на верх парика ставили конусы, в которых наливали ароматную помаду, изготовленную из животного жира, и отдушки. Этот состав постепенно плавился на солнце и стекал по волосам, источая благоухание.

Атрибуты красоты

Лучшим доказательством того, что женщины Древнего Египта много внимания уделяли своему лицу и телу, считаются найденные археологами сосуды и баночки для косметики, красок, духов, различных растираний, а также всевозможные лопаточки и ложечки, заколки, гребни, шпильки, зеркала и бритвенные лезвия. Подобные аксессуары обнаруживались в большом количестве и нередко имели украшение в виде символа богини красоты Хатхор. Хранился этот инструментарий в специально изготовленных для этого ларцах. Подобная вещь была непременным атрибутом в интерьере знатной египтянки.

Использование ароматов

Древние египтяне были одними из первых, кто занялся производством благовоний и духов, которые впоследствии стали объектами стабильного экспорта. Еще Диоскоридом было отмечено умение этого народа изготавливать великолепные масла. Особенно часто для этого использовались лилии. Мастера отжимали лепестки цветов, а также применяли настои из коры и плодов растений. Особенно любили египтяне лотос и корицу, кардамон и ирис, миору, сандал и миндаль.

При изготовлении ароматов использовалась и вытяжка, добытая из желез антилопы. Вещество, вырабатываемое этим пустынным животным, и сегодня является неизменным составляющим в рецептуре дорогой французской косметики и товаром, экспортируемым современным Египтом. Ценность этой вытяжки состоит в необычайно стойком аромате.

Рецепты красоты

И сегодня современные египетские женщины с удовольствием пользуются великолепными маслами и вытяжками животного и растительного происхождения, рецепты которых были придуманы на их родной земле много веков назад. На любом восточном базаре в этой стране можно увидеть огромное разнообразие подобных средств, которые рекомендованы к использованию не только в косметических, но и в лечебных целях.

Так, придает силу и вселяет энергию. Аромат, полученный из жасмина, успокаивает и дарит ощущение внутреннего равновесия, а также чувство уверенности. Масло, добытое из дикого апельсина, часто добавляется в средства для лица. Подобный ингредиент тонизирует кожу и придает ей свежий вид. Незаменимо это масло и в борьбе с целлюлитом. Для придания коже упругости его втирают в проблемные зоны, предварительно смешав в равных пропорциях с маслом сандала. Последнее вещество способно увлажнить кожу, согреть и размягчить ее. Помимо этого, масло сандала великолепно укрепляет ногти. При мытье волос 1-2 капли этого вещества добавляют в шампунь. Это позволяет ускорить рост локонов.

Использование кунжутного масла замедляет процессы старения кожи и защищает ее от солнечных лучей. До наших дней дошел еще один рецепт красоты египетских женщин. Это молочно-медовая ванна, которую очень любила принимать царица Клеопатра.

Еще один уникальный косметический рецепт представляет собой детальное описание теста, изготовленного из метелок сочевичника. Это многопрофильное средство, которое омолаживает кожу, разглаживает морщины, осветляет пигментные пятна и стимулирует рост волос.

Уход за кожей

Египетские женщины отличались чистоплотностью. При этом большое внимание они уделяли уходу за телом и лицом. Представительницы высшего сословия довольно часто принимали ванны с ароматическими средствами, очищали кожу с применением специальных смесей из золы и глины. Для придания мягкости и гладкости кожи они втирали в нее крема на основе тертого мела. Считается, что именно египтяне придумали скраб, в состав которого входила морская соль и перемолотые кофейные зерна. Аналогом современного мыла в Древнем Египте служил пчелиный воск. Его разводили в воде, после чего применяли для омовения.

Для того чтобы защитить кожу от палящих лучей солнца и сильного ветра, египтянки наносили на нее натуральные масла и овечий жир. Борьбу с морщинами они вели, используя смесь меда и соли.

Волосы древние египтяне ценили только на голове. Для удаления лишней растительности на теле ими была придумана восковая эпиляция. Женщины избавлялись от ненужных волосков, нанеся на кожу пастообразную массу из крахмала, лайма и мышьяка. Аналогом это средства являлась смесь из пчелиного воска и сахара.

Одежда

Судя по свидетельствам древнейших документов, наряды египетских женщин во времена фараонов были изящны и в то же время практичны. Предпочтение отдавалось платьям, которые не имели излишеств в отделке и плотно облегали фигуру. В более позднем периоде египетская одежда женщин была несколько видоизменена по своему фасону. Платья стали двойными. Нижнее шилось из плотного, но тонкого материала. Верхнее при этом было широким и полупрозрачным.

Для того чтобы придать фигуре большую стройность, платье затягивалось двумя поясами. Один из них был расположен на талии, а второй - выше груди. Порой египетская одежда женщин состояла из трех платьев. Самое верхнее из них было похоже на короткий плащ и украшалось вышивкой.

По манере женщины одеваться можно было определить ее социальное положение. У профессиональных танцовщиц и певиц наряды были такими же, что и у знатных дам. Гардероб рабынь и служанок состоял из коротких платьев. Такая одежда не сковывала движений.

Египетские мужчина и женщина никогда не обходились без украшений. Представители обоих полов носили подвески и цепочки, ожерелья, кольца и браслеты. Чисто женским аксессуаром были только сережки.

В связи с тем, что идеалом красоты в Древнем Египте была стройная фигура, женская юбка шилась так, чтобы плотно облегать икры. Это также не позволяло делать большие шаги, что строго регламентировало походку и позволяло хозяйке передвигаться с чувством собственного достоинства. Грудь в таком платье была обнажена, но в то же время не выставлена напоказ. Весь наряд был призван сохранить гармоничность и естественность.

Одежда жителей древнего Египта была продумана и функциональна. Из-за жаркого климата, находясь в долине Нила, наряды можно было не носить вообще. Но это касалось только мужчин. Первоначально они носили лишь прикрепленную спереди на середине пояса примитивную драпировку. Она изготавливалась из узкой полоски кожи или сплетенных вместе тростниковых стеблей. В дальнейшем мужчины облачились в схенти - египетский фартук. У женщин (фото скульптурных изображений представлено ниже) любые передники в гардеробе отсутствовали.

Схенти носили все египетские мужчины, начиная от земледельцев и заканчивая фараонами. Эти передники представляли собой треугольный или прямоугольный кусок ткани, одна часть которого собиралась в складки и прикладывалась спереди. Оставшаяся же оборачивалась вокруг тела. Ее свободный конец приспускался под той деталью, которая находилась впереди.

Обувь у жителей Древнего Египта была довольно простой. Она представляла собой сандалии, основными деталями которых являлась кожаная подошва и несколько ремней, охватывающих ногу. При этом женская обувь ничем не отличалась от мужской.

Имена

У древних египтян, как, впрочем, и у других народов, имена были призваны подчеркнуть индивидуальность человека, его внешность и характер, преданность определенному богу и т.д.

Например, Нефертити означает «прекрасная». Египетские имена женщин, так же как и мужчин, нередко имели в качестве одной из своих составных частей имена божеств. Это являлось надеждой человека на благосклонное отношение высших сил. Были в Древнем Египте и имена-пророчества. Они являлись ответом божества-оракула на запрос родителей.

Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы - чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды...

Так какими же были каноны красоты в разные периоды развития нашего общества?

Собственно, первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами" . Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти "Венеры" по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками - обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако, вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене.

Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.

Красавицы Египта и Крита

Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок - тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали "топлесс".

Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок беладонны, так называемую "сонную одурь".

Идеальной формой глаз считалась миндалевидная - ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры "О лекарствах для лица".

Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть "поскромнее").

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали "модный" светло-желтый оттенок.

Одежды были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась.

Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде. В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.

Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили "Парижанкой").

Античный образец

Вот, например, "модельные" параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост -164 см, грудь - 86, талия - 69, бедра - 93.

По статуям можно составить представление об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом - свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные "рецепты": например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Женщины Китая и Японии

Кажется, нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо".

И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее. Лоб должен быть как можно выше, для чего волосы на лбу сбривались, а сам лоб по краю волос обводился тушью. В результате получался желанный удлиненный овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.

Рот должен выглядеть маленьким (губы "бантиком"). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы.

Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-"куколки" само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.

Знойная женщина Востока

Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из "1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови - густые и черные "как смоль", груди - подобные "двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.

Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха".

Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать".

По этому поводу хотелось бы отметить, что рецепты широко разрекламированного на Западе древнеиндийского любовного трактата "Камасутра" не всегда подходят стройным европейкам. Например, любовные укусы, доставляющие удовольствие полной индианке, на коже европейского "идеала" могут оставить болезненные синяки.

Прекрасная Дама Средневековья.

На смену пресыщенной античности пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Нагота и вообще все телесное отрицалось, как "земное" и "греховное". Тела женщин скрываются под просторными бесформенными одеждами, голова покрывается накидкой. В моде - бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.

Однако, когда в Высокое Средневековье (XII-XIII вв.) жизнь людей улучшилась, а нравы стали мягче, европейский мир опять вспомнил о женской красоте. Пришла она из мира искусства. Именно в среде провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы, являющийся земным продолжением культа Мадонны. Рыцарь должен был верно служить своей избранной Госпоже, "не ведающей снисхожденья". Идя в бой, воины часто брали с собой какую-либо часть одежды своей Возлюбленной, иногда даже надевали поверх лат ее рубашку. Проявления преданности Госпоже порой доходили до маразма: один кавалер гордо заявлял, что постоянно пьет воду, в которой его Дама моет руки, другой - переодевался в шкуру и скакал перед "объектом желания", подобно верному псу.

Внешность же "Прекрасной Дамы" должна была иметь следующие достоинства. Во-первых, тонкий и гибкий стан, желательно S-образного силуэта. Бедра должны быть узкими, грудь - аккуратной и небольшой. Это подчеркивали и длинные узкие одежды. Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности).

Худоба и бледность продолжали оставаться "модными", однако на щеках идеальной Дамы обязательно должен гореть румянец, а взгляд быть "ясным и веселым". Несмотря на то, что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые и, желательно, вьющиеся. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку. В связи с этим особую ценность приобретает высокий лоб.

Возрождение тела

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает все больший вес и все активнее вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: "Венера" Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых "титанов Возрождения" - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, - идеальная женская фигура преображается. Теперь - это статная, полнокровная, "телесная" женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса.

Тесное платье готики также сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово "grandezza", означающее величественную, благородную наружность.

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же "выпускаются" на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны - длинные, вьющиеся, золотистые.

Женщины барокко и рококо

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского "короля-солнце" Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе (так называемый "версальский диктат"). Знать перенимала ее у любовниц короля и распространяла дальше.

Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть "богатым" с "лебединой" шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. К тому же, корсет выполняет еще одну функцию - он зрительно поднимает грудь, обычно почти открытую смелым декольте.

Ноги же продолжают скрываться под юбкой, держащейся на обручах и достигающей значительной ширины. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков, просуществовавших среди знати без малого три века. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты и ювелирные украшения.

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят - напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, юбка также несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

При всем при этом платье почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.

На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.

Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.

В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри - "мушки". Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой, "мушки" нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление "мушек" было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

Классицизм и ампир

Когда в 1734 г. французская балерина Сале выступила в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу, парижская публика ее освистала. А вот в Англии ее одеяние было оценено по достоинству. Дело в том, что пока во Франции буйствовало рококо, в "Туманном Альбионе" вновь занялись переоткрытием "греческого вкуса и римского духа", как декларировало Лондонское Общество любителей античности. В моде начинался классицизм.

На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Подражание античной одежде (в основном хитону и пеплосу) изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз - полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Поэтому, благодаря египетскому походу Наполеона, как "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.

В XIX веке мода менялась стремглав, кринолины сменили античный идеал, на смену им самим пришли тюрнюры, в свою очередь претерпевшие немало изменений и к конце века практически полностью сдавшие свои позиции...

Верхом красоты являлась «аристократическая красота»: осиная талия, бледное аристократическое лицо, чрезмерная изящность тела.

Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - "для пущего блеска в глазах". Темные круги под глазами были признаком духовности. Дюма-сын писал в то время, что в парижских гостиных туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из "Дамы с камелиями".

В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе; в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте - 55. Именно такой размер талии предписывала мода тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.

Гораздо позже женщины открыли для себя, что в пышных формах Нана - героини Золя - гораздо больше привлекательности, чем у "Дамы с камелиями". Самые высокопоставленные особы начали румяниться и краситься, подобно женщинам с панели, ужасаясь от одной мысли, что могут заболеть туберкулезом. Стало гораздо популярнее умирать от апоплексии.

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает "демоническую женщину" этого периода Н.А. Тэффи в одноименном рассказе:

"Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник".

На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему.

Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но, судя по манекенщицам, в моде дамы стройные (не ниже 170 см) с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами.

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки - мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты.

Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

Грета Гарбо (Greta Garbo) в 20-х годах также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез - тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций!

Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля.

Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности - моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи.

В 40-е годы Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем - женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам.

Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки.

С концом войны в моду закономерно возвращается женственность. Переломным рубежом в мире "высокой моды" принято считать 1947 г., когда Кристиан Диор представил коллекцию "New Look" ("Новый взгляд"). Силуэт нового идеала красоты отныне стал таков: круглые покатые плечи, прилегающий лиф, подчеркивающий грудь, тонкая талия, маленькая головка и ноги в легких туфельках на высоких каблуках. Платье удлинилось до середины икр и расклешилось. Чтобы усилить впечатление от округлых линий груди и талии, большое количество ткани наверчивалось ниже талии, расширяя бедра. Для создания "воздушности" платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка. Вновь стали применяться корсеты (но преимущественно не жесткие).

Открытые еще в 1938 году нейлоновые чулки становятся общедоступны, избавляются от продольных швов и надолго завоевывают женские сердца.

Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерелин Монро -пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, "зовущими" губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила два нижних ребра.

Впрочем, теперь кутюрье поступили разумно. Вместо того, чтобы пропагандировать один тип красоты, они впервые стали вводить в моду несколько силуэтов платья. В 1958 г. Диор представил публике "трапециевидную" линию одежды, которая расширялась от плеч, а также широкую "мешкообразную", в которой полностью "пропадала" талия. Мода становится, как говорится, на любой вкус…

Мини и sexy, хиппи и Твигги (1960-70-е)

1960-е годы ознаменовались молодежной и сексуальной революцией. Юные и дерзкие, наверное, впервые в истории заявили о создании своего мировоззрения, своей музыки и своей моды.

Одним из самых ярких достижений моды стало окончательное "освобождение" женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Квант. Именно она изобрела мини-юбку, за что ей даже вручили в 1966 г. орден Британской империи (правда, трактовка вручения звучала так: "за заслуги в английском экспорте"). Чулки теперь становятся излишне рискованными, в моду входят колготы, особенно непрозачные.

Для рекламы "мини" нужна была и соответствующая модель. Если раньше слава "кумиров красоты" принадлежала "сформировавшимся" женщинам, преимущественно актрисам, то теперь ее снискала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). Прозвище было дано недаром: при росте 1м 65 см она весила всего 45 кг! В кинофильмах сохранился образ и других "идеалов красоты" 60-х: сексапильной и роскошной ББ - Бриджит Бардо и элегантной и утонченной Одри Хепберн.

В конце 1960-х молодежную моду начинают диктовать хиппи, так называемые "дети-цветы". Рваные джинсы, украшения из бисера, длинные волосы, яркие платья в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели тогда экстремально и революционно. Хиппи нарочито противопоставляли себя "отцам" и воплощали собой "антимоду".

Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы , "поглаженное и расчесанное", становится "мейнстримом". В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, вязаные вещи - шарфы, свитера, водолазки. Юбки вновь удлиняются.В одежде преобладают практичность и простота. Женщины перестают носить бюстгальтеры. В моду входят синтетические немнущиеся ткани.
Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и тонкими бровями. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска из к/ф "С легким паром!".

В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и окончательно превратился в "общество потребления". Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица - вот два основных женских образа 80-х.
Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч - олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо "бананы" - зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнесс и аэробика, а значит - стройное спортивное тело. Для ленивых, опять-таки, существует силикон и пластическая хирургия.
Обтягивающие платья, эластичные "боди", лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря поп-певице Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически - растрепанными и разноцветными, украшения - массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной "антимоды" панков).

Именно в 1980-е годы начинается эра "супермоделей", теперь они примеры для подражания.
В 1990-х маятник моды вновь качнулся в противоположную сторону. Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность - унисекс, а пышнотелых моделей - худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие украшений. Основатель моды "унисекс" - Кельвин Кляйн - выдвигает лозунг "Просто будьте!". Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот - мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково - майки, мешковатые штаны, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются.

Но уже в конце 1990-х "унисекс" и "героиновый шик" сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Так же головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.

Что ждет наш дальше? Поживем - увидим:) Но если честно, мне не хотелось бы, чтобы мода зацикливалось на каком-то одном "каноне", мы все такие разные, непростительно было бы лишать нас индивидуальности, полагаясь на прихоть дизайнеров.

Ошибается тот, кто думает, все что арабские девушки - закрепощённые личности, закутанные с головы до ног в паранджу и подчиняющиеся капризам деспота-мужа. На самом деле всё не так, и сейчас вы в этом убедитесь.

Самые красивые арабские девушки

Знакомьтесь, Афеф Джнифен - модель и телеведущая из Туниса. Обладая сильным характером и стремлению к независимости, она проигнорировала стандарты общества и уехала учиться в Швейцарию. Затем последовал переезд в Париж, где ей предложили стать моделью. Работа подарила ей бесценный подарок - возможность путешествовать. Но для неё оказалась Италия, где она проживает по сей день.

Французская танцовщица алжирского происхождения Амелия Зидан. Эта красавица не только входит в ТОП-5 исполнительниц танца живота в мире, но и является первой танцовщицей, оказавшейся на обложке глянца, не будучи моделью.

Настоящий секс-символ Ближнего Востока - родом из Ливана. С самого детства девушка была хороша собой и невероятно талантлива. В 16 лет она победила в конкурсе "Мисс Ливан". Уже к 20-ти годам она стала украшать обложки модных глянцев, а в 2002 году началась её карьера певицы. В 18 лет она родила дочку, а в 2009 году стала бабушкой.

Нэнси Аджрам - знаменитая певица родом из Бейрута. Первый альбом выпустила в 15-летнем возрасте, а в 17 она пополнила список профессиональных артистов Ливана. Но поклонников она завоевала не только своим сладким голосом, но и интересной внешностью: брюнетка с ярко-голубыми глазами.

Стильные арабские девушки

Жена и мать наследника. Её считают одной из стильных женщин исламского мира, и это неудивительно. Гардероб марокканской принцессы заполнен вечерними платьями с традиционными узорами и расшитыми драгоценными камнями. На светских мероприятиях она выглядит как султанша из фильма "Великолепный век".

Дина Абдулазиз - стройная и невероятно красивая брюнетка, мать троих детей и жена принца Саудовской Аравии. Долгое время Дина с супругом проживали в Нью-Йорке, и именно там у неё сформировалось мнение о том, что арабские девушки тоже могут выбирать, что надеть.

Кстати, летом 2016 года Дина Абдулазиз стала главным редактором модного журнала Vogue Arabia.

Хиджаб и восточные девушки

Арабские девушки в хиджабе - это отдельная категория восточной красоты. Как гласит пословица: "Жена - роза дома". Поэтому в исламе женская красота должна быть спрятана от чужих взоров.

Посмотрите, как красиво выглядят арабские девушки (фото приведены ниже) в хиджабе.

И если молодой девушке ещё разрешено быть непокрытой, то для замужних отсутствие хиджаба непростительно. На сегодня эта традиционная одежда обязательна для ношения в Саудовской Аравии и в Афганистане. А в таких странах, как Таджикистан, Турция и Тунис, ношение хиджаба в госучреждениях и учебных заведениях запрещено.

Мифы о внешности арабских девушек

Многие люди считают, что арабы (без исключения) черноволосые, со смуглой кожей и чёрными глазами, а все арабские девушки полные и с кудрявыми волосами. Но это не так, ведь большинство из них очень похожи на европейцев, но обладают восточной изюминкой.

Ближний Восток на самом деле - это место смешения трёх рас: африканской, европейской и азиатской. Описывая арабскую вешность, нужно отметить, что она разнообразна. Например, в Сирии, Ливане и Алжире кожа у населения бывает от светло-молочной до шоколадной, а в Судане очень распространен бежевый и оливковый оттенок.

Глаза - вот изюминка, которой обладают все арабские девушки. Фото чарующих взглядов, представленных в данной статье, тому подтверждение. Оттенок глаз - от ярко-голубого до чёрного, фигура у восточных красоток напоминает гитару, а волосы бывают не только темных оттенков.

Арабские девушки знают толк в натуральной красоте и косметике. Именно поэтому многие секреты красоты восточных женщин заслуживают особого внимания:

  • Аргановое масло - продукт номер 1 в копилке арабских красавиц. Его наносят в чистом виде на лицо, ресницы, брови и волосы.
  • Экстракт амлы - чудо-средство для быстрого роста волос. Использовать можно как порошок, так и масло.
  • Розовая вода - прекрасный освежающий тоник для лица, способный заменить привычную для многих женщин мицеллярную воду.
  • Куркума - основа масок для лица. Для приготовления необходимо смешать 2 ст. л. молока и такое же количество розовый воды, щепотку куркумы и 50 г муки.

Арабские модели

Девушки всегда мечтают о покорении мировых подиумов, и в восточном мире такие желания тоже есть. Вот несколько красавиц, покоривших мировые подиумы.

Иман Мохамед Абдулмаджид - первая представительница арабского мира, поднявшаяся на западные подиумы. В середине 70-х она позировала для Vogue и участвовала в показах Ив Сен Лорана, Кляйна, Версаче.

Кенза Фурати - первая арабская модель мусульманского происхождения, принявшая участие в фотосессии в бикини.

Хана Бен Абдельсалем - тунисская модель и лицо компания Lancome.

Рима Факих - первая из представительниц арабского мира, завоевавшая титул "Мисс США".

Певицы

Зизи Адель - египетская певица, родилась в Кувейте. Слава к девушке пришла в 2005 году, когда она заняла 3-е место в песенном конкурсе "Звёздная Академия". Уже через 2 года она подписала контракт с крупнейшей компанией музыкального производства в арабских странах.

Латифа - тунисская певица, первый альбом которой вышел в 1988 году. Красавица поёт не только на арабском, но и на французском языке. На сегодняшний день она выпустила 70 клипов, 20 альбомов и снялась в нескольких кинолентах.

София Эль Марик - певица, которая в 4 года снялась в рекламе подгузников. В 15 лет получила роль Софи Лорен в мароканском фильме. Певческая карьера началась с участия в шоу "Звёздная Академия".

Мелисса, как и многие предыдущие арабские девушки, родилась в Ливане и считается одной из популярных певиц арабского мира. Мелисса спела дуэтом со знаменитым музыкантом Akon.

Амар Аль Таш - самая фотогеничная артистка арабского мира. В 2008 году стала самой сексуальной женщиной, а в 2010 оказалась на 15 месте в ТОП-100 самых сексуальных арабских красавиц.

Амина Каддур - супермодель, родом из Алжира.

Актрисы

Продолжает наш рейтинг "Красивые арабские девушки" актриса из Сирии - Сулаф Фавакерджи. Что примечательно, известна она стала благодаря своим светлым глазам. Сыграла во многих сирийских мыльных операх, в 2008 году была одним из факелоносцев на летних Олимпийских играх, а в 2011 выступила в защиту Башара Асада.

Махтаб Керамати - ирано-персидская актриса и посол доброй воли ООН.

Надин Агнатиос - зеленоглазая красавица, ливанская телеведущая новостного канала.

Диана Каразон - иордано-палестинская арабская актриса. Но прославилась благодаря участию в конкурсе Superstar и с тех пор признана самой успешной певицей в Иордании.

Габриэль Боу Рашид - арабская актриса и обладательница титула "Мисс Ливан". После конкурса красоты стала получать предложения от ливанских кинокомпаний, также снялась во многих клипах.

Египетские красавицы

Бесспорно, одной из самых красивых египтянок в мире считается Клеопатра, но о её внешних данных мы можем судить лишь со слов историков. А вот какими стали дочери известных фараонов сейчас, мы можем узнать по фотографиям следующих красоток.

Яра Наум - родилась в Каире, а в 2008 году стала обладательницей титула "Мисс Египет".

Эльхам Вагди - представляла свою Родину на конкурсе "Мисс Вселенная".

Арва Гауда - модель и актриса, получившая египетский "Оскар" за лучшую женскую роль.

Самая стильная и влиятельная женщина в арабском мире

Её манера одеваться повергла в шок Арабские Эмираты. Девушки, проживающие в исламских государствах, восхищаются её красотой, стилем и сильным характером. Неудивительно, ведь бывший мэр Катара разрешил своей жене не только снять хиджаб, но и участвовать в государственных делах.

Знакомьтесь, Шейха Моза бинт Насер аль-Минсед - мать 7-х детей, одна из самых стильных первых леди в мире и общественный деятель.

Познакомившись со своим будущим супругом в 18 лет, она не спешила ловить удачу за хвост, а сначала поступила в университет, прошла стажировку в престижных университетах Америки и только потом вышла замуж.

В её образах нет никакого намёка на истинную "моду Катара", где женщины облачены в абайи и носят платки. В редких случаях Моза может появится в брюках, но на её голове всегда красуется стильный тюрбан.

Сейчас ей 59 лет, и согласитесь, выглядит она потрясающе, а это ещё раз подчёркивает, что арабские девушки (фото тому подтверждение) тоже могут выглядеть стильно и красиво. Однако ходят слухи, что для сохранения молодости Шейха Моза подверглась 12 пластическим операциям и потратила около двух миллионов долларов. А те, кто хоть раз имел дело с её фондом, восхищаются не только её внешним видом, но и целеустремлённостью, настойчивостью, властностью и невероятной трудоспособностью.

Стиль - главное оружие против стереотипов

Эти арабские девушки и женщины бросили вызов своим традициям и стали законодательницами мод, основательницами собственных брендов и дизайнерами. Нет, речь не о представительницах Европы или Америки. Рассказ о современных - красивых женщинах Востока.

Рания Аль-Абдулла - жена и мать четверых детей, один из которых - наследный принц королевства. В повседневной жизни они отдаёт предпочтение джинсам и футболкам, но на светских приёмах блистает в роскошных нарядах именитых дизайнеров. Кстати, сам Джорджио Армани не раз называл её главной музой.

Асма Аль-Ахрас - изящная первая леди Сирии. В связи с тем, что выросла она в Англии, вместо хиджаба она предпочитает носить европейский стиль. Даже стилисты восторгаются её тщательно подобранным гардеробом, ведь наряды Асма выбирает себе самостоятельно.

Амира Аль-Тавил - принцесса и бывшая жена принца Саудовской Аравии.

Она сильно отличается от привычного для нас представления о том, какими должны быть арабские молодые девушки. Амира - борец за права человека и, даже став членом королевской семьи, не стала изменять своим принципам.

Хотя, честно говоря, всех можно было бы разделить просто по экономическому признаку: женщины, пользующиеся общественным транспортом и женщины – владелицы автомобиля.

Я думаю, все прекрасно представляют, как выглядит “Гюльчатай” в черных одеждах. Черные одежды называются “абайя”, носят их либо с хиджабом (платок на голову) либо с никабом (платок, закрывающий лицо). Особо религиозные женщины даже в сорокоградусную жару носят перчатки. Я слышала разные варианты пренебрежительных прозвищ в отношении женщин в абайях: женщина-ниндзя, женщина-почтовый ящик, замоташка - это самые мягкие. В Каире их довольно много, но этих же женщин вполне реально встретить на побережье в Александрии или в Эль Сохне, в сопровождении мужчин и с кучей детей они сидят на берегу на пластиковом стульчике под зонтом в своих черных одеждах и никогда не купаются, даже в мусульманских купальных костюмах (буркини).

Но из всех правил есть исключения. Когда мы только прилетели в Каир и в первый день пошли выпить чая в ближайшее к дому кафе, я увидела женщину в черном, но в весьма открытой обуви, с ярко-красными ногтями и браслетами вокруг щиколоток. Поверьте, в сочетании с никабом открытые ступни выглядят очень привлекательно и несколько провокационно.

Мусульманки в облегченном варианте - это открытое лицо и руки, украшения, не только черный цвет. Совсем лайт-версия - это только платок, закрывающий волосы, часто на лице при этом много яркой косметики. Я живу недалеко от платной школы, девушки из старших классов, которые уже не носят форму, часто одеты в джинсы-скинни и крохотные облегающие кофточки (но обязателен длинный руках и никаких вырезов) и все это с платком на голове - выглядит скромно, но на самом деле ничего не скрывает. Те кто победнее и живут в районах, где за обтягивающие джинсы могут и побить, отрываются за счет ярких цветов, крупных рисунков и безумных синтетических материалов. Сегодня мы видели девушку в платке с изображением Губки Боба.

Копты, в свою очередь, делятся на две категории: сильно религиозные и не очень. Сильно религиозные дамы носят юбки ниже колена, кофты с длинным рукавом и избегают вырезов, предпочитают обувь без каблука и спокойные цвета из тех, что называются “немаркие”. Их мало и они в общем напоминают . Вторая категория, несмотря на маркировку “не очень религиозные”, отличается обилием аксессуаров с христианскими коннотациями: кресты на себе, четки в машине, изображение Христа (!) на заставке мобильного телефона.

Иностранцы, очень обширная категория - трудовые мигранты из Судана, Нигерии, Эфиопии, Эритреи, Филиппин, “экспатские жены” француженки, американки, англичанки и “арабские” жены из бывшего СССР. Все они сохраняют свои особенности, но и подстраиваются под “мусульманскую” реальность за окном (кроме русских туристок, приехавших из Хургады посмотреть на пирамиды в шортах и маечках). Голые руки и ноги приемлемы в очень ограниченном количестве мест (хорошие рестораны, клубы или гостиницы) и только если вы едете туда в своей машине и в сопровождении своего мужчины. Но несмотря на эти ограничения француженок, например, всегда видно издалека, они не теряют своего шарма даже в жару. Выходцев из СССР к сожалению тоже видно за версту, в основном по тем признакам, которые высмеиваются в : каблуки на детской площадке и много стразов.

Обеспеченные нерелигиозные женщины Каира - их можно встретить в роскошном торговом центре, на отдыхе в хорошем отеле, в приличном кафе. Они в меру своих сил пытаются выглядеть “по-европейски”, модно и по возможности без намека на страну проживания. Сумки “Луи Виттон” (фейк хорошего качества или привезенные из Дубая распродажные варианты), высокие кожаные сапоги, распущенные волосы, часто осветленные и выпрямленные, некоторое количество косметики, но не так много как в случае с мусульманками. Как сестры-близнецы – одна и та же гамма в одежде, очень похожие аксессуары, одинаковые прически.

В Египте до сих пор огромный процент неграмотных, огромное количество каирцев живут в “городе мертвых” и в “городе мусорщиков”, беднота и нищета - вот визитная карточка Каира. Поэтому основная масса каирских женщин делится еще на две группы: тощие из-за недоедания уличные попрошайки или женщины из “города мусорщиков” или страдающие ожирением из-за употребления в пищу картошки с рисом и макаронами и фаст-фуда с газировкой (что в общем странно, овощи тут дешевые, но видимо нет привычки к здоровому питанию) бедные “побогаче”.

Женщины из категории обеспеченных стараются следить за собой - есть фитнесс-центры, есть бьюти-центры. К сожалению, качество услуг оставляет желать лучшего, в приличном с виду центре могут напортачить хуже, чем в подвальной конторе “у дядюшки Ахмеда”.

В крупных торговых центрах есть все те же марки, что и везде: H&M, Monsoon, Karen Millen, Daniel Hechtor. Несмотря на то, что подавляющее большинство граждан проголосовали на выборах за “братьев мусульман”, коллекции завозят такие же, как и в Европе. Сейчас, правда, стало ясно, что победой Muslim Brotherhood были довольны далеко не все.

Что касается серьезного ухода за собой: в Египте такие вещи как лазерная эпиляция, воск, инъекции ботокса, отбеливание зубов и пластическая хирургия в разы дешевле, чем в России, но все равно остаются недоступными для большинства женщин. Удаления волос для местного населения - больная тема. Даже неполовозрелые девушки отличаются шерстью в непонятных местах типа предплечий, спины и лица, что уж говорить о достигших подросткового возраста. Кроме того, в любом супермаркете можно найти множество средств для отбеливания кожи и любой салон предлагает распрямление волос. А вопрос о солярии или завивке волос ставит местных специалистов в тупик. Моя попытка сделать к Новому году завивку на мои мягкие европейские волосы с треском провалилась, так же как и попытки моих подруг подстричься в местных салонах - работать с нашими тонкими и мягкими волосами каирские парикмахеры (почему-то в основном ливанцы) не умеют, так что наши соотечественницы пользуются услугами своих же - на ФБ очень популярны объявления о парикмахерах-косметологах-педикюршах из стран бывшего СССР.

Дополнение от Lilit

Женщины-египтянки ходят (те, кто ходят - хотя это недорого, вполне доступно и среднему классу) к парикмахеру после каждого мытья головы - чтобы сделать укладку. Обязательно вытягивают волосы. Осветляют волосы даже бедные девушки, которые носят платки - всем хочется себя приукрасить, хотя с черными волосами они несомненно красивее.

Девушки на выданье часто носят цветные контактные линзы - серые, голубые, зеленые. Хотя есть и от природы голубоглазые, зеленоглазые, особенно на севере. Очень придирчиво относятся к мельчайшим недостаткам на лице - родители все деньги потратят на операцию, чтобы удачно выдать дочь замуж. Кожу тщательно защищают солнцезащитными кремами (те, кто может это себе позволить), потому что белизна - практически главный признак красоты. Девушка с прекрасными чертами лица и смуглой кожей красавицей считаться не будет.

Почти все египтянки усердно худеют, сидят на диетах. Но, на мой взгляд, у них природная склонность к полноте (ну и, конечно, много еды на масле и восточные сладкие-пресладкие сладости). Даже у худенькой девушки обычно широкие бедра. А худеньким, с узкими бедрами, тоже приходится тяжело - родственники причитают, что те не едят и надо бы их откормить. В общем, и так плохо, и эдак нехорошо.

С чем египтянкам повезло - это с кожей. Ни разу не видела девушек с прыщиками, акне или следами акне.

Украшения. Закрыто одетые египтянки носят крупные украшения. Открыто одетые - небольшие, тоненькие. Золото (особенно браслеты – много тоненьких) постоянно носят в основном небогатые женщины. Обеспеченные с удовольствием носят не только бриллианты, но и бижутерию - в зависимости от ситуации.

Девушки из семей со старыми деньгами, - чьи матери и бабушки воспитывались в пансионах католическими монахинями, - в основном одеваются открыто. Нувориши есть двух видов: те, кто разбогатели в Египте, пытаются подражать «старым деньгам» (но выходит не всегда, и не очень), а те, кто разбогател в странах Залива, наоборот переняли их религиозность и одеваются очень закрыто. Бедные девушки, выезжая за пределы своего городка (деревни) в Каир или курортный город, часто скидывают платок и закрытые одежды.

Кроме того, коптки и мусульманки отличаются друг от друга внешне (я не имею в виду одежду, а именно черты лица). Сначала этого не замечаешь, но потом… начинаешь их отличать. Даже не могу объяснить, чем - просто видно, и все.

+ (0 ) – (0 )