Дыхательная гимнастика для детей с овз. Лечебная физкультура для детей с овз

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

«Комплексы

утренней гимнастики

1-4 кл.; 5-9 кл.»

Подготовил

учитель физической культуры

Скляренко Михаил Николаевич

с.Первомайское

1.Ходьба на месте 10-15 с.На четыре счета вдох, на четыре – выдох.

2.И.п. – о.с. 1 – руки вперед. 2 – руки в стороны. 3. – руки вверх, встать на носки, потянуться. 4. – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ. (темп медленный)

3.И.п. – о.с., руки за спину. 1 – мах правой вперед. 2. – и.п. 3 – мах левой вперед. 4 – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС. (темп средний)

4.Бег на месте в среднем темпе, 30 с.

5. И.п. – о.с., руки на пояс. Прыжки: 1-4 на левой ноге, 5-8 на правой, 9-12 – на обеих, 13-16 – четыре шага на месте. Повторить 3-4 раза. ТС.

6.И.п. – о.с. 1 – руки вверх, потянуться, вдох. 2. – руки вниз, выдох. 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз. ТМ.

1.Ходьба на месте под счет 15-20 с. ТС.

2.И.п. – о.с. 1 – шаг левой вперед, руки вверх, прогнуться, вдох. 2 – и.п. – то же правой. 3-4 – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ.

3.И.п. – о.с. 1 – шаг в сторону, руки вверх. 2-3 – наклоны вперед. 4. – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС.

4.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – прыжки на левой, правую вперед. 5-8 то же на правой. Повторить по 5-6 раз. ТС.

5.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – четыре вращения тазом влево. 5-8 – то же вправо. Повторить по 4-5 раз. ТС.

6.И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон вперед, коснуться пальцами пола, выдох. 2 – и.п., вдох. 3-4 – тоже. Повторить 6-10 раз. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. На четыре шага вдох, на четыре – выдох. ТМ.

Комплексы утренней гимнастики

V -IX классы

1.И.п. – о.с. Ходьба на месте с хлопками впереди и сзади в ладоши, 20-25 с. ТС.

2.И.п. – о.с., руки за голову, кисти переплетены. 1-2 – встать на носки, руки вверх, ладони кверху, потянуться. 3-4 – опуститься на ступни, разъединяя кисти, руки через стороны вниз в и.п. Повторить 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1 – упор присев. 2-3 – выпрямиться, правую ногу назад, руки вверх. 4 – и.п. То же с левой ноги. Повторить 4-6 раз. ТБ. (темп быстрый)

4.И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед. 2. – наклон влево. 3 – наклон назад. 4 – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

5.И.п. – о.с. 1 – мах левой ногой в сторону, руки в стороны. 2-3 – пружинящий выпад влево. 4. – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

6.И.п.- стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. 1 – рывок руками назад, туловище повернуть влево. 2 – то же, туловище прямо. 3 – то же туловище направо. 4. – то же, туловище прямо. Повторить 4-6 раз. ТС.

7.И.п. – о.с. 1 – левую ногу на носок, левую руку вверх, правую в сторону. 2 – и.п. 3 – то же с правой ноги, правую руку вверх, левую в сторону. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

1.И.п. – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх, соединив кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад с небольшим наклоном туловища вперед, руки опустить. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

2.И.п. – о.с. 1 – правую на шаг в сторону, руки в стороны, ладони кверху. 2 – кисти в кулаки и силой согнуть к плечам. 3-4 – приставить правую, руки выпрямить и свободно опустить. То же в другую сторону. Повторить по 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1-3 – пружинящие приседы с постоянным увеличением глубины приседания. 4 – и.п. Повторить по 8-10 раз. ТБ.

4.Бег на месте, 15-20 с. ТС.

5.И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед в стороны. 1 – мах левой, достать ладонь правой руки. 2 – и.п. 3 – то же правой. 4 – и.п. Повторить по 7-8 раз. ТС.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – прыжок, ноги вместе. 2 – прыжок, ноги врозь. 3-4 – то же, 16-20 прыжков. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. ТМ

Занятие 1. «Одежда, обувь, головные уборы»

1.Цель: Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.

Задачи:

Совершенствовать представления детей об одежде, обуви, головных уборах,

их связи с сезоном;

Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие;

Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других;

2.Ход работы:

1)Организационный момент.

Оборудование: кукла, одежда.

В группу приходит кукла, одетая в верхнюю одежду. Педагог – психолог обращает внимание детей на куклу и просит помочь ей раздеться, чтобы кукла посмотрела, как они занимаются, и задаёт им вопросы:

Какую одежду надевают на улицу?

Какая это одежда? (Верхняя)

Как она называется? (бельё)

(праздничная, нарядная)

Зимой? (зимнюю)

Какая бывает обувь?

Головные уборы?

(При индивидуальном занятии вышеупомянутые вопросы педагог-психолог задает вопросы отдельному ребёнку наедине)

2) Вопросы.

б) Загадки.

а) Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром в садик, вечером домой? (Валенки)

б) Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

в) Что пропало?

Педагог – психолог предварительно приготавливает 5 предметных картинок с изображением одежды. На столе перед детьми лежат предметные картинки с изображением одежды. По сигналу педагога дети отворачиваются, а в это время одну из картинок убирают. Повернувшись, дети должны узнать, какой картинки не хватает.

г) Физкультминутка.

Педагог бросает детям мяч и называет слова, когда ребёнок услышит название одежды, обуви или головного убора он должен поймать мяч.

д) Собери картинку.

При занятии понадобится предметная картинка, разрезанная на шесть частей. Детям дается картинка с изображением плаща, разрезанная на шесть частей. Они должны ее собрать.

*Примечание:

3. Анализ занятия.

Что узнали нового;

Что понравилось.

Занятие 2. «Кто спрятался?»
1.Цель:
знакомство с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения, коррекции зрения у детей с легкой степенью отсталого развития.
Задачи:
- развить зрительную память;
- развить зрительную ориентировку при восприятии формы, цвета и величины предмета.
2.Ход работы:
1.Игры с детьми, направленные на зрительное восприятие.
а) «Сравни картинки»
Суть игры состоит в том, что детям нужно найти несколько отличий среди, казалось бы, абсолютно одинаковых картинок. Педагог показывает ребятам несколько листочков с почти не отличающимися друг от друга рисункам, а те должны найти несколько отличий. Игра развивает зрительное внимание и наблюдательность.
б) «Пуговицы»

Педагог – психолог смешивает несколько комплектов пуговиц и предлагает ребенку их рассортировать. Можно попросить ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.д. Игра развивает зрительное внимание.
(Подходит для коллективного выполнения)

в) «Считалка»
На большом листе бумаги в хаотичном порядке педагог пишет цифры от 1 до 10. Нужно попросить ребенка расположить все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание.
г) «Зарядка» для глаз.
Педагог просит детей:
1)Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
2) Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
3) Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

4) Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

5) Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

6) Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

7) Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находиться на уровне глаз на расстоянии 25 см.
8) Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течение 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3.Анализ занятия.

Что узнали нового;
- что понравилось.

Занятие 3. «Мы одеваемся на прогулку»
1.Цель:
закрепление познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- различать одинаковые и разные виды одежды;
- обучать способам рациональной перцептивной деятельности.
2.Ход работы:
1) Организационный момент.
Оборудование:
кукла, одежда.
В группу приходит кукла, одетая в верхнюю одежду. Педагог обращает внимание детей на куклу и просит помочь ей раздеться, чтобы кукла посмотрела, как они занимаются, и задаёт им вопросы:
Какую одежду надевают на улицу?
Какая это одежда? (Верхняя)

Какую одежду мы надеваем на тело? (нижнюю)
Как она называется? (бельё)
Как называется одежда, которую мы надеваем на праздник?
(праздничная, нарядная)
Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (повседневная)
Какую одежду мы носим летом? (летнюю)
Зимой? (зимнюю)
Какая бывает обувь?
Головные уборы?
2) Вопросы.

а) Что нужно надевать в разную погоду?

Предварительно педагог – психолог приготавливает 2 сезонные картинки с изображение лета и зимы, предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Детям предлагаются 2 сезонные картинки с изображением лета и зимы, а также предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Дети должны подобрать одежду в соответствии с погодой и объяснить свой выбор.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3.Анализ занятия.

- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что узнали нового и что понравилось.


Занятие 4. «Моё настроение»
1.Цели:
активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.
Задачи:
- обогатить эмоциональный фон детей;

Сформировать фиксацию взора.

2.Ход работы:
1.Игры на развитие тактильных ощущений.

1) «Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: педагог - психолог должен предложить детям (ребёнку) рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они

на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

2) «Нарисуй свое настроение!»
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.
3) «Рисуем эмоции»
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение. Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция. Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе, упражнения дети изображают одну какую – либо эмоцию. При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

*Примечание:

3.Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что узнали нового;

Что понравилось.

Занятие 5. «Летящие самолеты»
1.Цель:
закрепление знаний формы и структуры предметов.
Задачи:
- закреплять знание формы предметов;
- находить место той или иной детали в работе;
- учить аккуратности в работе.
2.Ход работы:
1)
« Пальчик с пальчиком соедини»
Цели игры:
развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук.
свисток, негромкая музыка, секундомер.
Рекомендации:
сначала темп медленный, в дальнейшем ускоряется. Отсчет пальцев идет от большого пальца (он № 1). Необходимо хвалить ребенка за улучшение результатов.
Ход игры:
с помощью считалочки выберите ведущего игры, разбейтесь парами. Каждый игрок сидит или стоит (по желанию), несколько вытянув перед собой правую руку. Включается негромкая ритмичная музыка, по свистку ведущего игроки начинают соединять пальцы в том порядке, который устанавливает ведущий: 1-5,1-4,1-3,1-2, или: 1-2,1-3,1-4,1-5. Выигрывает тот, кто быстро и без ошибок выполняет задания. В дальнейшем можно темп несколько ускорить.
2) «Непослушные фигуры»
Цель игры:
развитие мелкой моторики, внимания, координации движения, контроля над своими движениями.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
тетрадь в клеточку или альбом для рисования, цветные карандаши.
Предварительно нужно нарисовать в тетради/альбоме несколько кривых линий, но сделать это незаметно от ребенка. А затем, педагог просит ребенка сделать всё аккуратно и чисто. Дети, как правило, с энтузиазмом должны приняться за дело.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3.Анализ занятия.
Педагог-психолог задает вопросы детям:
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что узнали нового;
- что понравилось.

Занятие 6. «Сказочный водопад»
1.Цель:
снижение, а постепенно и устранение уровня постоянного беспокойства, тревоги, раздражительности, нарушения сна.
Задачи:
- снизить уровень тревожности;
- стабилизировать эмоциональное состояние.
2.Ход работы:

1)Упражнение "Апельсин (или лимон)"
Ход игры: ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Педагог-психолог просит ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).
«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
(Занятие может выполняться коллективно)

2)Упражнение «Мусорная корзина»

Задаётся вопрос:
- что ты изобразил и почему это пугает тебя?
Затем, педагог - психолог просит ребят сжать листочки со всем написанным/нарисованным, порвать их и выбросить в мусорную корзину. Данное упражнение помогает детям почувствовать умиротворение.
*Примечание : задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.
Педагог-психолог задает вопросы детям:
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- какие чувства посетили ребят (ребёнка);
- что понравилось.

Занятие 7. «Яркие краски»

1.Цель: продолжение развития мелкой моторики рук, расширение и закрепление полученных ранее знаний о цветах (основных).

Задачи:

Развить зрительный гнозис основных цветов;

Развить мелкую моторику рук.

2.Ход работы:

1)Игра «Разложи предметы по цвету»

Педагог - психолог предлагает детям рассортировать предметы по цвету. Например, разложить предметы желтого цвета отдельно от предметов цвета красного. Игра «Разложи предметы по цвету» направлена на развитие у детей умения систематизировать предметы по цвету.

2) Игра «Какого кубика не стало?»

В качестве оборудования к этой игре лучше всего использовать кубики одинакового размера, но разного цвета. Игру лучше всего начать с обследования кубиков. Педагог - психолог должен ощупать кубики с детьми, после чего расположить их перед ними. После этого, педагог прячет кубики от детей, убирает один из предметов и сдвигает оставшиеся. Затем следует вопрос к ребятам: «Какого кубика нет, и где он стоял?». Данная игра способствует не только закреплению названий цветов, но и запоминанию пространственного расположения предметов.

3) Упражнения на обведение контура и раскрашивание картинок.

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 8. «Приветствие друга»
1.Цель:
развитие у детей навыков взаимодействия с окружающими их людьми, а также коммуникативных навыков и навыков общения.
Задачи:
- развить навыки невербального и вербального приветствия;
- развить навыки взаимодействия;
2.Ход работы:
1) Упражнение-тренинг «Испуганный котёнок»
Педагог – психолог просит одного из детей изобразить испуганного котёнка (котёнок маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек). Задача другого ребёнка – установить контакт с котёнком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (погладить котёнка, поговорить с ним, успокоить).
Данное упражнение развивает у детей умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.
2) Упражнение тренинг «Ладушки»
Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки», необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.
3) Упражнение – тренинг «Зеркало»
Все встают в круг. Педагог – психолог (или кто-то из детей) начинает выполнять движения: вначале крупные, заметные, а затем более мелкие. Дети повторяют. Если они не замечают мелкие движения, то надо подсказать, на какую часть тела следует обратить внимание. Затем дать каждому ребёнку зеркало, дети разглядывают себя.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.
Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что нового узнали;
- что понравилось.

Занятие 9. « Что в мешочке?» 1.Цель: продолжение развития мелкой моторики рук и тактильного гнозиса у детей с умственной – отсталостью.
Задачи:
- развить тактильный гнозис;
- развить тактильную память;
- развить мелкую моторику рук.
2. Ход работы.
1. "Угадай на что (кого) похоже" Ход игры: педагог - психолог помещает в непрозрачный мешочек несколько предметов, различных по своей структуре. Ребенок, помещая руку в мешок, должен ощупать предмет, найти ассоциацию и показать предмет педагогу.
Например: Колючий, как ёж; пушистый, как лиса; гладкий - лягушка.
(При коллективном выполнении задания, дети помещают руки в мешочек по очереди.)
2. «На ощупь» Ход игры: дети вместе с педагогом повторяют, какими могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.
Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что нового узнали;
- что понравилось.

Занятие 10. «Спроси меня»
1. Цель:
продвижение в развитии навыков коммуникации, умении находить контакт с другими людьми и создавать положительную атмосферу для разговора.
Задачи:
- обучить навыкам и умениям задавать вопросы;
- развить навыков коммуникации взаимодействия.
2. Ход работы: 1) «Крокодил»
Довольно известная среди детей игра очень хорошо развивает навыки и умения в задавании вопросов.
Педагог – психолог предлагает одному из детей достать из непрозрачного мешочка бумажку с написанным на ней словом. Данное слово ребёнок не говорит группе. Остальные ребята должны задавать наводящие вопросы, ответом на которые могут быть лишь слова «да» или «нет».
2) «Угадай, что за предмет»
Педагог – психолог, без присутствия детей, кладёт в коробку какой-нибудь маленький предмет. Группа, задавая наводящие вопросы, должна угадать, что за предмет помещён в коробку.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 11. «Пилоты» 1. Цель: развитие пространственных функции и представлений.
Задачи:
- развивать пространственные функции;
- развивать гностические и мыслительные процессы;
- развитие мелкой моторики рук.
2. Ход работы:
1) «Где какая рука?»
Педагог – психолог должен показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ребята затрудняются в определении левой или правой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.
2) «Определение, где лево и где право»
Педагог – психолог просит детей поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.
*Примечание: занятия могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 12. «До скорой встречи»
1.Цель:
закрепление полученных навыков и знаний о вербальном и невербальном общении и навыков взаимодействия.
Задачи:
- развивать навыки невербального и вербального прощания;
- развивать навыки взаимодействия.
2. Ход работы. 1) «Передача чувств»

Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем, совместно с педагогом –психологом, дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
2) Игра «Обезьянка и зеркало»
Педагог – психолог (или отдельный ребёнок из группы) изображает обезьянку-кривляку, а ребенок – зеркало, которое повторяет все гримасы взрослого: надувает щеки, округляет рот, вытаращивает глаза, сужает глаза, морщит лоб, поднимает брови, растягивает губы в тонкую полоску (рот до ушей).
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.
Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 13. «Весна – красавица» 1.Цель: продолжение расширения знаний об окружающем мире и развитие мыслительных процессов.
Задачи:
- расширить знания об окружающем мире, временах года (весне);
- знакомство с характерными признаками весны;
- развитие мыслительных процессов.
2. Ход работы:
1) Работа по картинкам (картинки прилагаются).
2)
«Найди соответствие»
Педагог – психолог просит ребят рядом с предложением поставить соответствующую букву: О – осень, З – зима, В – весна, Л – лето:

1. Птицы улетают в тёплые края.

2. Деревья сбрасывают свою листву.

3. Появляются первые цветы.

4. Жарко. Можно купаться и загорать.

5. Идёт снег. Дети катаются с горки.
3) Вопросы: а) Почему плачет сосулька?
б) Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весна / Весной)
в) В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться... (Лето)
г) Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)
д) Кто в холод не боится

Остаться без перинки

И вытряхнет на землю

Летящие пушинки. (Зима)
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 14. «Звуки весны» 1. Цель: создание положительного эмоционального фона у детей.
Задачи:

- развить слуховой гнозис неречевых шумов;
- развить положительный эмоциональный фон.
2. Ход работы:
1)Узнай, кто какие звуки издает.

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: набор предметных картинок: жук, сосулька, грач, собака и кошка.

Ход игры: педагог - психолог показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос логопеда, как мяукает кот, жужжит жук и т.д., отвечает отдельный ребёнок, а затем все ребята воспроизводят этот звук.
2) «Порхание бабочки»
Психолог - психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 15. «Весенние цветы»
1. Цель:
продолжение развития мелкой моторики рук и зрительного гнозиса у детей.
Задачи:
- развить мелкую моторику рук;
- развить пространственную ориентацию;
- развить зрительный гнозис цвета.
2. Ход работы:
1) «Повторяй за мной»

Педагог – психолог демонстрирует детям карточки, на которых нарисован предмет определенного цвета. Например: картинка с изображением солнышка, демонстрирующая жёлтый цвет. Педагог произносит то, что изображено на картинке и называет цвет, а дети должны повторить.
2) «Уборка».
Оборудование:
корзина или ведерко, предметы разного цвета.
Педагог – психолог объясняет группе ребят, что все вместе они будет гулять по комнате и собирать все предметы желтого (синего, зеленого, красного и т.д.) цвета (нужно предварительно разложить по комнате игрушки, карандаши и другие вещи). Отыскав предмет, ребята и педагог советуются: «Это желтый мяч? Мы его возьмем?» . Также педагог – психолог может намеренно взять предмет другого цвета, а дети в свою очередь должны обвинить педагога в ошибке и аргументировать свой ответ.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 16. «Передай мяч»

1. Цель: продолжение развития зрительного и тактильного гнозисов, а также навыков взаимодействия.

Задачи:

Развить мелкую моторику рук;

Развить тактильный и зрительный гнозис;

Развитие навыков взаимодействия.

2. Ход работы:

1) «Клубочек»

Оборудование: клубок ниток.

Ребята садятся в полукруг. Педагог - психолог становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок тому, от кого он его получил.

2) «Закончи предложение»

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог - психолог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Моё любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.

3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 17. «Мы рады солнышку» 1. Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие мелкой моторики и обучение детей рисованию красками, а также закрепление знаний цветовой палитры.
Задачи:
- расширить знания об окружающем мире;
- обучить способам рисования красками;
- закрепить цвета.
2. Ход работы: 1) «Говорящие карандаши»

Перед детьми лежат цветные карандаши. Педагог - психолог говорит, что они могут разговаривать. Например, оранжевый сказал: я – апельсин, я - морковь, я - огонь. Предлагает детям послушать, что им могут рассказать карандаши. (Ответы могут быть примерно такими: желтый – лимон, банан, солнышко, зеленый – листочек, травка, крокодильчик).

2) Игра «Чудо - радуга»

Педагог – психолог, вместе с ребятами, на большом листе рисуют цветные дуги шириной несколько сантиметров. Цвета нужно расположить соответственно спектру радуги. Затем, педагог просит детей приклеить на каждую дугу предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.
3)Игра «Бабочки на цветке»

Педагог – психолог предварительно вырезает из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого» цветов. И четыре бабочки того же цвета. Затем, на занятии, педагог показывает заготовки детям и говорит: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета. Можно усложнить задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.

3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 18. «Солнечные лучики»
1. Цель:
снятие эмоционального напряжения, установление положительного эмоционального фона.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение;
- развить положительную эмоциональную реакцию.
2. Ход работы:
1)Упражнение «Мусорная корзина»

Педагог - психолог выдает детям по листочку и просит ребят нарисовать/написать на бумаге их переживания, то, что вызывает тревогу и стресс. На выполнение данного занятия дается 5-7 минут. По завершению работы педагог - психолог просит детей рассказать о том, что они изобразили.

Задаётся вопрос:

Что ты изобразил и почему это пугает тебя?

Затем, педагог - психолог просит ребят сжать листочки со всем написанным/нарисованным, порвать их и выбросить в мусорную корзину.
2) Упражнение «Улыбка»
Педагог – психолог показывает детям картинку с улыбающимся солнышком и говорит: «Посмотрите, ребята, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.

3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

1) коррекция недостатков физического развития, направленная на их предупреждение и устранение;

2) содействие всестороннему гармоническому развитию личности. Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и

коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Отсюда коррекционно-педагогический процесс по физическому воспитанию для слабовидящих детей осуществляется с учетом специфики их дефекта, возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы; норма-лизуют работу органов дыхания, укрепляют «мышечный корсет». Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия фи-зическими упражнениями делают движения детей более уверенны, четкими, согласованными. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

б) универсальность (нет ни одного органа, который бы не реагировал на движения);

в) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

Физическое воспитание способствует выработке правильной осанки, являю-щейся одним из важных условий нормальной деятельности внутренних органов. Для того чтобы осанка была правильной, необходимо равномерно укреплять все мышцы туловища, особенно мышцы спины, плечевого пояса и живота.

Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка определяется врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью (с изменением глазного дна), глаукомой, афакией, подвывихом хрусталиков, с дистрофическими изменениями сетчатки, хореоретинитом, ретинитом и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела, а также противопоказаны выраженные физиче-ские напряжения, силовые приемы. Такие дети, как правило, осво-бождаются от выполнения многих упражнений (толкание ядра, соскоки и т.п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например, когда толкаемое ядро весит не более одного килограмма, упражнения в равновесии выполняются на пониженной опоре. Все это отражается в программе по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей.

укрепление здоровья, закаливание и содействие нормальному физи-ческому развитию организма;

повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воз-действиям и расширение его функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигатедьного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

И.п. - стоя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; в) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек.; г) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И.п. - сидя: а) смотреть прямо перед собой 2—3 сек.; б) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение раз-вивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

И.п. - стоя: а) отвести правую руку в сторону; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз гори-зонтального действия и совершенствует их координацию.

И.п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность - 20 се-кунд. Упражнение на расслабление.

Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражне-ния.

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один, два» поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не повора-чивая головы. Повторить 6-8 раз.

И.п. - стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения рука-ми. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторите 6—8 раз в каждом направлении.

И.п. - стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коле-ном ударить по мячу. Повторить 8-30 раз каждой ногой.

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три, четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

И.п. - лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать сто-пами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс разработал комплекс упражнений (после ознакомления с методикой совер-шенствования зоркости индейцев). Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилием увидеть, разглядеть удаленные предметы.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмат-ривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы.

Повторить 15 раз.

Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки це-лесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья за-нимающихся, уровня их физической подготовленности;

воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжес-ти, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;

Учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; - для улучшения психосоматического состояния использовать психо-гимнастику;

наблюдать за самочувствием занимающимся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной орга-низации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;

при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимули-рование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интен-сивности, все то, что может спровоцировать приступ;

Учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперак-тивность компенсируются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом».

Кочкарева Инна Владимировна, 14.03.2017

3943 150

Содержимое разработки

Комплексы упражнений для детей с ОВЗ

Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии. Поэтому одними из основных задач физического воспитания в школе для таких детей являются:

1) коррекция недостатков физического развития, направленная на их
предупреждение и устранение;

2) содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и

коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Отсюда коррекционно-педагогический процесс по физическому воспитанию для слабовидящих детей осуществляется с учетом специфики их дефекта, возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы; норма­лизуют работу органов дыхания, укрепляют «мышечный корсет». Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия фи­зическими упражнениями делают движения детей более уверенны, четкими, согласованными. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

а) их глубокая «биологичность» и адекватность;

б) универсальность (нет ни одного органа, который бы не реагировал на
движения);

в) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании
оптимальных физических нагрузок);

г) возможность длительного применения.

Физическое воспитание способствует выработке правильной осанки, являю­щейся одним из важных условий нормальной деятельности внутренних органов. Для того чтобы осанка была правильной, необходимо равномерно укреплять все мышцы туловища, особенно мышцы спины, плечевого пояса и живота.

Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка определяется врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью (с изменением глазного дна), глаукомой, афакией, подвывихом хрусталиков, с дистрофическими изменениями сетчатки, хореоретинитом, ретинитом и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела, а также противопоказаны выраженные физиче­ские напряжения, силовые приемы. Такие дети, как правило, осво­бождаются от выполнения многих упражнений (толкание ядра, соскоки и т.п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например, когда толкаемое ядро весит не более одного килограмма, упражнения в равновесии выполняются на пониженной опоре. Все это отражается в программе по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей.

Программа по физическому воспитанию для детей с нарушениями зрения решает следующие задачи:

укрепление здоровья, закаливание и содействие нормальному физи­ческому развитию организма;

формирование у школьников жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений и совершенствование их, обучение новым видам движений и двигательным действиям;

повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воз­действиям и расширение его функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигатедьного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения для выработки устойчивости к утомлению

И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

И.п. - стоя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; в) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек.; г) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И.п. - сидя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение раз­вивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

И.п. - сидя: а) закрыть веки; б) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

И.п. - стоя: а) отвести правую руку в сторону; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз гори­зонтального действия и совершенствует их координацию.

И.п. - стоя: а) поднять правую руку вверх; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы вертикального действия и совершенствует их координацию.

И.п. сидя: а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; б) спустя 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Частные методики адаптивной физической культуры

И.п. - сидя, голова неподвижна: а) вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; б) производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом за кончиком пальца; в) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение улучшает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз.

И.п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность - 20 се­кунд. Упражнение на расслабление.

Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражне­ния.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один, два» поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не повора­чивая головы. Повторить 6-8 раз.

И.п. - стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения рука­ми. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторите 6-8 раз в каждом направлении.

И.п. - стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коле­ном ударить по мячу. Повторить 8-30 раз каждой ногой.

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три, четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

И.п. - сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

И.п. - лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два, три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8-10 раз.

И.п. - лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать сто­пами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

Улучшение зрения по методу У.Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс разработал комплекс упражнений (после ознакомления с методикой совер­шенствования зоркости индейцев). Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилием увидеть, разглядеть удаленные предметы.

По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать расслаблением и с помощью следующих упражнений.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмат­ривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы.

Повторить 15 раз.

Этот комплекс рекомендуется выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2-3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.

Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки це­лесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки;

варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;

варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья за­нимающихся, уровня их физической подготовленности;

варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;

воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжес­ти, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;

Учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; - для улучшения психосоматического состояния использовать психо­гимнастику;

наблюдать за самочувствием занимающимся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной орга­низации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;

при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимули­рование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интен­сивности, все то, что может спровоцировать приступ;

Учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперак­тивность компенсируются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом».

Актуальность

У детей, с которыми я работаю, ограниченные возможности здоровья, (ОВЗ) а именно ДЦП, нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение интеллекта, дети с ЗПР, с сочетанным дефектом, что требует коррекционной, индивидуальной работы с ними.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Моя работа по лечебной физкультуре направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Разработаны комплексы упражнений с учетом физических особенностей детей, их заболеваний, рекомендаций ПМПК.

Лечебная физкультура (ЛФК) — это система применения самых разнообразных средств физических упражнений - ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и проч., - т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека.

Лечебная физическая культура - самостоятельная научная дисциплина, использующая для лечения и профилактики различных заболеваний средства физической культуры.

В основе лечебного действия физических упражнений лежит систематическая, строго регламентированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость больного к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства.

Особенностью физических упражнений, применяемых с лечебной целью, является их лечебная и педагогическая направленность. При этом учитывается несомненное воздействие нервной системы на возникновение и протекание патологических процессов, что приводит к необходимости назначения комплексного лечения, в котором среди других мероприятий общего лечебного характера одно из важнейших мест занимает лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура способствует более быстрому восстановлению работоспособности после заболеваний, предохраняет от возникновения ряда патологических процессов. Лечебная физическая культура - является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения рекомендуется использовать такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная и фронтальная.

Лечебная гимнастика

Основная форма ЛФК — лечебная гимнастика — это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.

Показания к ЛФК весьма обширны. Она может обеспечить наиболее эффективный процесс лечения и может способствовать восстановлению всех функций организма после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредовано, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.

Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, которая проводится с целью укрепления мышц, суставов и связок и, как следствие, исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др.. Корригирующие упражнения при деформациях позвоночника назначают обязательно в сочетании с дыхательными упражнениями.

Также действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и даже зрение. ЛФК помогает предотвратить воспаление легких в послеоперационный период у "лежачих" больных, нормализовать артериальное давление у гипертоников и гипотоников, обеспечить физическую подготовку к родам и послеродовое восстановление и вообще решить очень много так называемых женских проблем. Помочь при ожирении, подагре, сахарном диабете, астме. С помощью ЛФК можно повысить потенцию у мужчин, восстановить психо-эмоциональный комфорт и многое-многое другое. Физические упражнения способствуют более совершенному психофизическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Физические упражнения