Зеленые святки обряды на руси. Зеленые Святки — узнайте тайны русальных дней и Троицкой недели

Зелеными Святками называется неделя, предшествующая . Временами так называются дни, начинающиеся с четверга на семицкой неделе и заканчивающиеся четвергом на Троицкой неделе. Иногда так называются дни, начинающиеся с Вознесения, и заканчивающиеся Крапивным заговеньем.

Как представляли древние славяне, во время таких Святок появлялись . Также эти Святки считались чем-то вроде рубежа между календарной весной и пролетьем, поскольку сама Троица и та неделя, которая за ней следовала, считались весенним завершением. Когда же 12 июля наступал Петров день, люди полагали, что природа начинает поворачиваться ближе к зиме. В качестве кульминации проходящих святок отмечался день, в котором намечалось летнее солнцестояние, и этот день еще именовался Ивановым днем. Продолжительность подобного дня определялась , и Троица считалась ранней. Длительность Зеленых святок достигала практически весь месяц. Когда же Троица была поздней, они длились пару недель.

Как Зеленые Святки праздновали на Руси

Время Зеленых Святок наполнялось разнообразными обрядами, предназначенными для осуществления хозяйственных дел. Это касалось скотоводческой и земледельческой деятельности. В частности, соблюдался обряд, называемый «хождением в жито» и считающимся весьма характерным для той эпохи. Он определялся ростом хлебов, наблюдающимся на Иванов день. Обычно тогда девушки сходились маленькие группы и осматривали посевы злаковых в полях. Когда они совершали обход, то собирались на лужку, зажигали костер, готовили яичницу и потчевались пирогами. Ложки по окончании еды с яичной скорлупой кидали вверх и приговаривали, чтобы рожь могла расти. Сами же кувыркались прямо по траве. А еще совершались различные ритуалы, предупреждающие град, возможной засухи, остальных опасностей, способных навредить урожайности. Крестьяне организовывали молебны с процедурами водоосвящения, окатывали водой людские могилы, особенно, если умершие погибли неестественно, как, например, утопленники.

Также были проведены обряды, касающиеся безопасности и здоровья животных. В нашей стране в данный праздник свершался обряд, венчающий скот. Пастушок должен был принести пару венков для хозяйки. Первый венок был повешен на коровьи рога. Следующий венок надевался на саму хозяйку, и совершались волшебные действия. А потом венки хранились в хлеву, могли применяться с целью ветеринарного лечения. Когда наступал Петров день, нужно было заниматься угощением пастухов, поскольку этот праздник считался пастушьим.

Зеленые святки рассматривались людьми в качестве переходного жизненного этапа окружающей людей природы. Тогда намечалось немало запретов с оберегами, целью которых была протекция от нечисти, от ведьм, бесчинствующих в Иванов день. Иногда люди именовали этот день ведьмовским.

Время Зеленых святок с их начальным периодом связывался с тем, что на земле пребывали души предков. И когда цвели злаковые культуры, это время казалось благоприятным, чтобы контактировать с другими мирами. Иногда в деревнях (на юго-западе страны) верили в освобождение умершей души в субботу на Троицу. Оставляли же эту землю души на саму Троицу. В определенных губерниях считали, что души превращаются в птиц и сидят на березовых ветках, которые сносились к домам. Они верили в беседы душ друг с другом и в возможность слышать такие разговоры везде, где угодно. Также в эти дни в деревнях организовывали поминание каждого усопшего — его проводили:

  • в церкви,
  • на кладбищах.

К тому же, как считали русские, Зеленые святки непосредственно касались появления русалок, в качестве которых рассматривались души тех девушек и маленьких детей, которые умерли. Эти души присутствовали среди людей в течение Троицкой субботы, качались на березовых ветках или прятались во ржи. Оставляли же души мир, когда наступало Петровское заговенье. Это было первым воскресным днем после того, как начиналась Троица. И когда русалки уходили, проводился обряд, называющийся «проводами русалок».

Во время Зеленых святок осуществлялись обряды, касающиеся инициации, то есть посвящения. Подразумевался переход детей подросткового возраста в молодежный, обладающую брачным возрастом. Из обрядов самыми яркими считались те, которые касались девичьих трапез, проходящих на лугу, в Троицу, или же в дни, посвященные Аграфене купальнице. Нередко такие обряды совпадали с обрядами хождения в жито. Проводились трапезы, пели песни, заключались девичьи союзы, куда вступали те девушки, которые достигали возраста, пригодного для брака. В качестве символа такого союза рассматривался обряд, касающийся «кумления». Были лесные сборища девушек, где они подходили к веночкам, висящим на древе. Также там были крестики с крашеными яйцами, через которые необходимо было целоваться. Происходил обмен презентами и многие превращались в кумовьев. А затем устраивалась пирушка, куда были приглашены парни. Кумовство обыкновенно свершалось спустя неделю, когда наступало Петровское заговенье.

Когда свершались обряды на Зеленых святках, то внимание уделялось эротике и браку. Девушки занимались киданием венков в воду, начинали гадать, выйдут ли они замуж, совершали разнообразные магические ритуалы. К примеру, жглась борона, проводилась борозда от собственного дома к жилищу суженного и так далее. Все это приближало возможное сватовство. Много времени проводили друг с другом девушки с парнями. Все больше становилось совместных гуляний, чем ближе приближался Иванов, а также Петров день. Более того, игры становились почти эротическими. Было совместное купание в водоемах, хотя в любое другое время это считалось недостойным. Были прыжки через зажженные костры, устраивались большие трапезы, которые могли заканчиваться совместными ночевками. Также молодежь била сверстников ветками крапивы, когда наступало Петровское заговенье и это символизировало эротическую игру. Пелись разные песни, контент которых оказывался довольно часто неприлично эротическим.

Игры на Святках

Самым красочным отражением содержащейся эротики получилась в проводимых играх. Обычно играли «в свадьбы». Подобные забавы пользовались популярность повсюду на Руси — не только среди юных красавиц, но и тех женщин, которые уже были замужем. Для этого назначался «жених», а также назначалась «невеста». А потом нужно было проиграть каждый свадебный этап — вплоть до свадебной ночи притом, что все вокруг наблюдали и веселились. Также розыгрыш свадебной тематики осуществлялся благодаря парным мифологическим персонажам. Один из них был символом мужского начала, а другой персонаж символизировал женское. К примеру, речь могла идти о Семике и Семичихе. Люди изготавливали их чучела из соломенного материала, декорировали фаллическими символами и оставляли их на ночь. Наутро же надо было спросить у чучел о том, как прошла их ночка. Нередко случалось так, что такие развлечения становились разнузданным бесчинством, где сквернословили, показывали неприличные жесты, пели срамные песни. Когда же зеленые Святки оканчивались, люди, участвовавшие в них, отправлялись в церковь помолиться, чтобы Бог их простил.

19 июня православные отмечают Троицу. Летний праздник в народе называют зелеными святками. Этой же традиции придерживаются и в кулинарии - на столе обязательно должны быть салаты из свежей молодой капусты, листовых овощей, пряных трав. Обязательно пекли пироги и караваи. Перед Петровым постом угощались мясными и рыбными блюдами. Сегодня народные обычаи на Троицу можно модернизировать и приготовить праздничный обед не только из сезонных, но и из «заморских» свежих ингредиентов, так чтобы зеленый цвет был доминирующим на столе.

Зеленый салат

  • Сельдерей
  • Спаржа зеленая
  • Огурцы
  • Салат латук
  • Авокадо
  • Лайм (сок)
  • Йогурт
  • Натуральный мед
  • Базилик,

Спаржу очистить от кожицы, побеги сформировать в пучок, обвязать кулинарной нитью и сварить в 2 л. подсоленной воды, остудить в холодной воде со льдом и просушить. Растопить в сотейнике сливочное масло и обжарить. Спаржу сбрызнуть соком лайма. Выложить в миску. Огурцы и другие овощи порезать, листовые овощи порвать на небольшие кусочки. Авокадо размять вилкой и полить соком лайма. посолить и смешать по вкусу с медом. Добавить йогурт и мелко нашинкованный базилик.

Суп из зеленого горошка

  • Свежий зеленый горошек - 400 г;
  • Лук - 1 шт.;
  • Куриный бульон - 0,5 л;
  • Масло сливочное - 2- 3 ст.л.;
  • Сливки 20% - 150 г;-
  • Соль, перец по вкусу;
  • Укроп

Лук нашинковать и обжарить в глубоком сотейнике на сливочном масле. Добавить к нему горошек и обжарить, помешивая, еще 5 мин. Влить бульон и проварить его 10 минут. Добавить сливки и снять сотейник с огня. Вылить овощи с бульоном в блендер и довести до состояния пюре. Посолить, поперчить, добавить нашинкованный мелко укроп и остатки сливок.

Пирог «Троицкий»

  • Мука - 3,5 ст.
  • Вода - , 1,5 ст.
  • Дрожжи - 20 г.
  • Масло растительное -1 ст.л.
  • Лук обжаренный - 1 ст. л.
  • Мука - 1 с т.л.
  • Грибы (сушеные)
  • Зелень, 2 ст.

Перец, соль
Дрожжи размешать в теплой воде и дать им подойти. Смешать с мукой и водой. Когда тесто подойдет, добавить растительное масло. Вымесить тесто. Раскатать его в лепешку и положить в форму, смазанную маслом.
Грибы замочить в кипятке и сварить, добавить лук, муку по вкусу, рубленную зелень, соль и перец. Добавить воды и прокипятить до загустения. Остывшую начинку положить в середину формы с тестом, защипать края, оставив середину открытой. Поставить пирог в теплое место. Когда поднимется, поставить в разогретую до 200 градусов духовку до зарумянивания. Готовый пирог выложить на блюдо, посыпать рубленой зеленью и подавать к столу.

Курица по-троицки

  • Курица тушка - 1 шт.
  • Картофель - 8 шт.
  • Сухие белые грибы - 20 г.
  • Лук - 1 шт.
  • Сметана - 3 ст.л.
  • Мука - 1 ст.л.
  • Белки яичные - 2 шт.
  • Перец молотый
  • Соль по вкусу

Куриную тушку обработать - отделить мясо от костей. Посолить, поперчить, слегка отбить и обжарить с обеих сторон. Сварить картофель в кожуре, после приготовления снять ее. Нарезать курицу на порционные куски, обложить отварным картофелем. Залить грибным соусом. Блюдо поставить в разогретую до 200 градусов духовку и оставить на 5 мин. Белки взбить в крепкую пену, залить курицу и снова поставить в духовку на 5 мин.

Грибной соус: грибы замочить и отварить, лук пассеровать на сливочном масле, добавить поджаренную муку и заправить сметаной.

Винный узвар

  • Яблоко - 4 шт.
  • Груша - 3 шт.
  • Сушеная вишня, малина, чернослив, курага - по 0, 5 ст.
  • Гвоздика - 5 шт.
  • Белое столовое вино - 1 ст.
  • Сахар - 0, 5ст.

Сухофрукты промыть, сложить в кастрюлю, добавить гвоздику, немного корицы, залить водой и сварить до полуготовности.
Затем влить белое столовое вино, положить сахар, несколько раз довести до кипения, дать настояться, остудить и подать.

Шоколадные пряники

  • Какао - 2 ст. л.
  • Мука - 2, 5 ст
  • Яйцо - 2 шт.
  • Сахар - 1 ст.
  • Масло сливочное - 100 г.
  • Сода - 1 ч. л.
  • Корица - 1 ст. л.
  • Мед - 5 ст. л.
  • Сахарная пудра - 5 ст. л.
  • Вода - 2, 5 ст. л.

Сахар, яйца, сливочное масло, соду, корицу, мед перемешать и поставить на водяную баню на 10 минут, помешивать до образования однородной массы. Снять с огня, всыпать муку, замесить не слишком крутое, эластичное тесто.Выложить тесто в силиконовую форму.Поставить в разогретую до 180 градусов духовку на 15 мин.Сахарную пудру смешать с водой и немного подогреть до образования однородной глазури. Покрыть глазурью пряники. Подавать с мятным чаем.

15-20 июня (кресеня)
(точная дата вариативна)

Зеленые святки (Духов день) Троица - являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы, который потом перетекал в русалью неделю и праздник Ивана-Купалы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых cвяток состоял из несколько обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненой силы, Как и во время зимних святок - колядок , во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок . В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни - "Ты удайся, удайся мой лён" девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни "Мы просо сеяли" сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» – ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы.
Образ Костромы , .связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. "Умершую Кострому" укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где "Кострому пробуждали", а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Яросл. г. назыв. «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а, в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты.


Таковы, в сущности, главнейшие специальные обычаи, приспособленные к троицкому празднику и благословленные церковью, выделившею их на этот день из Семика и русальных чествований. Этим объясняется та путаница, которая замечается в различных местностях при установке обрядовых приемов на определенные сроки. Иные из этих приемов предшествуют, иные совпадают с Троицыным днем (как и указано нами в надлежащих статьях) и даже опережают его все на том же основании, что эти празднества в честь весны находятся в полной зависимости от ее позднего, или раннего прихода, хотя бы и по отношении такого рода увеселений, которые представляют собою рели или качели, устраиваемые не для одних малых ребят, а вообще для всей молодежи.


В среде последней, в Новгородчине, сохранился, по-видимому, старинный обычай, приноровленный именно к Троицыну дню (точно так же, как и к масленице) и называемый «трясти порох». Состоит он в следующем. Во время гулянья, на лугу, среди хороводов и игр в «огорыши» (старозаветные «горелки»), кто-нибудь из мужчин схватывает картуз с молодого новожена, трясет им над головой и кричит во все горло и на целое поле: «Порох на губе, жена мужа не любит». На этот крик молодуха выделяется из толпы (и в том вся задача, чтобы сделать это возможно быстрее), становится перед мужем, кланяется ему в пояс, снимает тот картуз, который успевают положить ему на голову в момент ее появления, берет мужа за уши и трижды целует и снова кланяется ему и во все четыре стороны. При уходе молодой, а иногда при ее появлении, начинается вслух оценка ее качеств и разные площадные шутки, особенно над теми, которые в девушках имели грешки. Молодухи обыкновенно стесняются этим обычаем и говорят: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (иначе - РУСАЛИИ) в традиционном русском месяцеслове (календаре) - волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также - поминовению усопших (в том числе - заложных (то есть умерших до срока) покойников).
Семик - это четверг русальной недели.
В древности начало Зелёных Святок, предположительно, было связано с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), а окончанием Русалий - праздник летнего Солнцеворота - Купало.

Наши предки связывали русалок с водой и чествовали их, устраивая празднества и моления русалкам, считая их духами дождя, растительности и плодородия. Изначально русалки изображались не с рыбьими хвостами, а в виде крылатых девушек — «сиринов». Русалии были зимними и летними. Зимние плотно переплетались с новогодней заклинательной магией, а летние («русальная неделя») — с молениями о дожде. Девушки-русалки ассоциировались с березками. Тонкие, нежные, светлые, они становились символом окончания зимы и начала лета.
Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью.
Берёзка была символом жизни, неисчерпаемой силы. Из ее листьев плели венки. Их потом клали в горшки и засыпали землей, чтобы высадить туда капустную рассаду. Считалось, что «троицкие растения» имеют волшебную силу.
В дома приносили первые цветы и берёзовые ветки. Когда ветки и цветы засыхали, их не выбрасывали. Принято было хранить их весь год в укромном месте. А когда начиналась жатва, сухие растения подмешивали к свежему сену.
Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Чествование берёз и русалок.

Завивание венков.
В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,
- Завивайся, берёзонька.
Вью, вью я венок,
- Завивайся, кудрявая».

Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней венки обязательно развиваются.
Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы.

«На гряной неделе русалки сидели,
- Рано, рано.
Сидели русалки на кривой берёзе,
- Рано, рано.
На кривой берёзке, на прямой дорожке,
- Рано, рано.
Просили русалки и хлеба и соли,
- Рано, рано.
И хлеба, и соли, и горькой цибули,
Рано, рано».

Кормление дерева.
Совершается кормление дерева - под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо - яичница), приготовленную в ссыпку - то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).
«Ты радуйся, белая берёза:
К цебе идуць
Дзевки красные,
Цебе несуць
Яешни смашные,
Горелку горькую,
Скрыпку звонкую»

Ряжение.
Берёзу украшают лентами и платками, иногда - полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: - в замужних женщин или мужчин, иногда - животных, чертей и русалок. Ряжение - сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных - для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

Кумление.
Далее следует обряд кумления - через завитый венок обмениваются колечками, платками, серьгами.
«- Мы покумимся, кумушка,
Вью, вью я венок,
- Поцелуемся, голубушка.
Вью, вью я венок»
Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками. Пытаясь ублажить русалок и обеспечить себе плодородный сезон, богатый дождями, люди проводили обряды кумления, как бы призывая русалок стать их родственницами.

Раскумление.
Через несколько дней происходило так называемое раскумление: ветки деревьев развязывали, украшения снимали и праздник подходил к своей завершающей фазе — проводам русалок. По народным поверьям, русалки весной выходили из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока было вредно: они начинали шалить, топтать посевы и причинять неудобства людям. Обряд раскумления — деликатный способ напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы.
После того как с березки снимали все символы праздника, ее срубали (иногда выкапывали с корнем) и несли в селение. Там обычно ее вносили во все дома «на счастье», а после обходили с ней вокруг селения и бросали деревце в реку. Брошенная в воду береза должна была передать воде свою целебную силу. Считалось, что потопление обрядовой березки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на все лето.
Проводы русалок

После раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки.
В качестве символической русалки наряжали девушку или куклу. Совершали обряд проводов, который оканчивался у ржаного или житного поля. Делалось это для улучшения роста урожая, в надежде, что водяные духи помогут вырастить достойный урожай.
Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках.обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку».
В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.
Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда - имитировать переселение русалок в посевы, нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю.

Поминовение усопших.
Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых. Поминовение Предков совершалось с большим размахом
Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также - ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе - насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Во время русалий (а также - при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев - считалось, что это помогает предотвратить (или же - прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

Прочие обряды.
1) Хождение в жито.
Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».
2) Проводы или похороны Костромы.
В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.
При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины.Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но Кострома воскресает.Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3) Обережные обряды.
В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй - надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.
4) Обряды на любовь и брак
Тема любви и брака была одной из доминирующих в процессе празднования Русалий. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например - проводили борозду от своего дома к дому юноши).

Зеленые святки в 2019 году начинаются 17 июня - в Духов день, на следующий день после Троицы. В народной традиции славян зеленые святки символизируют рубеж между летом и весной.

Обычно на Зеленые святки девушки устраивали девичьи посиделки, плели венки из цветов, нарядно одевались. А еще принято в этот день петь колядки, ходить по домам и собирать сладости да пироги. Такие праздничные настроения призваны улучшить полевые работы, увеличить урожай. Многие обряды пришли еще из язычества, когда люди поклонялись различным богам плодородия и достатка.

А еще было принято принимать в девичьи компании девочек-подростков. Это говорило о том, что девочки могут «заневеститься» и гулять со взрослыми девушками.

В целом, цикл Зеленых святок складывался из нескольких интересных обрядов:

  • плетение венков,
  • сруб березы,
  • похороны кукушки,
  • кумленье.

Береза являлась главным атрибутом праздника, ее еще называют Троицким деревцем. Принято было за селом, в лесу выбрать самую красивую молодую березу и нарядить дерево венками, лентами, бусинами. С ветками березы молодежь ходила с березой по селу, а также устанавливала ее на месте празднования. В некоторых селах было принято наряжать березу в женское платье и заносить во все дома. Это символизировало достаток, благополучие и любовь. В дом также приносили ветки березы, а также полевые цветы, душистые травы. Растениями украшали дом не только изнутри, но и снаружи. Это символизировало очищение, защиту от злых духов, недугов. Кроме того, растения наполняли дом приятным ароматом, свежестью, дезинфицировали воздух, способствовали устранению негативной энергетики.

Считалось, что в эти дни трава, цветы, деревья, кустарники обладают целебной энергетикой. До окончания Зеленых святок в доме и на улице нельзя было подметать, чтобы сохранить всю силу растений. Ветки различных деревьев также приносили в церковь для их освящения, а затем также несли в дом.

Принято на Зеленые святки осматривать поля. В основном, это делали девушки. Они «входили в поля» и рассматривали злаковые. А еще девушки собирались в группы, разжигали костер, жарили яичницу и угощали друг друга пирогами. Кроме того, во время таких посиделок девицы просили послать им хороший урожай, хорошую погоду, достаточно дождей.

Окропляли также в этот день могилы водой, особенно тех людей, которые утонули. Вообще, после церкви обязательно шли на кладбище и украшали могилы ветками березы.

Кстати, считалось, что Зеленые святки - это хорошее время для общения с умершими людьми. Поэтому девушки часто устраивали так называемые спиритические сеансы. Все это также связано с язычеством, ведь церковь таких действий не одобряет. В народе считалось, что на Зеленые святки у берегов появляются русалки - умершие девушки и дети. И несмотря на то, что многие обряды связаны с купаниями в водоеме, все же считалось опасным купаться в озерах и реках, потому что русалки могли утянуть на дно за собой.

Защищали на Зеленые святки скот. Пастух приносил в дом два венка. Хозяйка вешала один венок на коровьи рога, а вторым она украшала свою голову. Затем совершались обрядные действия, которые, по поверью, должны были защитить здоровье скота. После обрядов венки прятали в хлеву до следующего года.

Венок является неотъемлемым атрибутом данного праздника, поэтому обязательно девушки кидали свои венки на воду, гадая тем самым на суженого. Очень много времени в этот день проводят девушки с парнями, давая им возможность и шанс сделать предложение руки и сердца. Многие обряды схожи с праздником Ивана Купала, ведь на Зеленые святки молодежь также прыгает через костер, купается ночью в водоемах, бьет друг друга ветками крапивы.

Также молодежь устраивала импровизированные свадьбы. Парень и девушка называли друг друга «жених» и «невеста». Пара проходила все обряды, которые проходит пара, когда действительно женится. Кроме того, из соломы создавали чучела мужчины и женщины и оставляли их на ночь в хлеву, а на утро было принято спрашивать как прошла их ночь.

Еще одной интересной традицией является приготовление пшеничных пирогов, которые как бы укутывали в свекольные и капустные листья. А еще была традиции, когда молодые девушки должны были собственными руками приготовить маленькие пирожки с мясной начинкой и бросить их в водоем, чтобы задобрить водяных духов. Считалось, что тогда русалки станут добрее и разрешат купаться в воде и не заберут на дно.

Гадания на Зеленые святки

На Зеленые святки большинство гаданий традиционно были связаны с любовной тематикой. Девушки гадали десятками способов чтобы узнать, когда же встретится суженый и насколько хороший будет будущий муж.

Гадания на суженого

Девчата гадали на суженого, чтобы узнать когда именно он им встретится, каким будет по характеру. Так, был обычай, когда девушки шли в лес и загибали к земле березку, привязывая ее лентами или оплетая длинной травой. Через неделю березку нужно было обязательно развязать, чтобы она не «обиделась». Если ветки стали вялыми, а листья и вовсе опали или потускнели, то ждет девушку одинокий год и неудачи, а если березка осталась здоровой и сильной, то в этом году, вероятно, девушка встретит своего суженого.

А еще было забавное гадание, которое должно было показать откуда придет жених. Девушка становилась в центре поля и начинала сильно раскручиваться. В какую сторону гадающая упадет, оттуда и стоит ждать жениха. Точно также раскручивали часть старого плуга: в какую сторону он улетит, выпав из руки девушки, оттуда и придет суженый.

Гадание на цепочке

Среди современных традиций появилось и вот такое гадание: если вы никогда не считали звенья в своей цепочке, то на Зеленые святки у вас есть такая возможность. Загадайте желание или задайте конкретный вопрос и считайте звенья, гадая как на ромашке. Или другой вариант: обычно считают три раза, чтобы не ошибиться с количеством. Четное число звеньев будет означать, что желание сбудется, а ответ на вопрос будет положительным, если выпало нечетное, то лучше задуманное не воплощать в жизнь. После гадания нельзя три дня снимать украшение.

Гадание со свечами

Возьмите три небольшие бумажки, напишите на каждой по желанию. Теперь возьмите дубовую кору, прикрепите к ней листочки и переверните, хорошо перемешайте. Теперь возьмите три тонкие свечи и поставьте на кору. Подожгите и смотрите. Какая первая свеча быстрее догорит, то желание быстрее всех и сбудется. А если свеча потухла, не успев разгореться, то это желание еще очень нескоро сбудется.

Гадание с домашними птицами

Желательно проводить в доме или на даче, в селе, где есть курицы, гуси, утки. Если такой возможности нет, то гадание можно провести на улице, на участке, где скапливаются голуби и воробьи. Насыпьте в две тарелки пшено, на одну тарелку положите кольцо, на другую - монету, а в третью ничего не кладите и просто насыпьте зерно. Поставьте во дворе эти тарелки. Где быстрее птицы склюют зерна, в той области и ждите новостей. Кольцо означает получение предложения руки и сердца или встреча судьбы, монета - наследство, повышение по карьерной лестнице, прибыль. Если же птицы склевали зерна в пустой тарелке, то год пройдет ровно, без изменений. Вместо монеты и кольца можно использовать какие-то другие атрибуты: ключи от машины или дома, брелок в виде глобуса, детскую соску, календарь. Вы также можете написать желания на листочке и также положить на тарелку под зерна.

Чего нельзя делать во время Зеленых святок

Считалось, что во время Зеленых святок скоту нельзя давать свежую траву, а также нельзя просеивать через сито муку в бочку или корыто.

На Зеленые святки боятся купаться в водоемах, потому что русалки могут забрать на дно. Но если провести обряд «примирения», кинуть в воду пирожки с мясом и проговорить определенные слова, то водные жители разрешат купаться.

Старались в эти дни не ругаться, помогать друг другу, не сквернословить, а больше улыбаться и веселиться.

После Зеленых святок наступало время смирения, ограничений что являлось также важной составляющей жизни людей.