А вы знаете, какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чем заключалась хитрость воеводы Претича? Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания Повесть временных лет читать подвиг отрока киевлянина

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ

ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи, ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В Х веке на Русь приходит новая вера - христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.

Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых филологов из Болгарии - братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.

С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в ХI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» - ХII в., различные «Жития...»

Заканчивается период древнерусской литературы в ХVII в.

«Повесть временных лет» - первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л. Дмитриеву (учебник, с. 47).

III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с. 47).

IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.

V. Беседа

Вопросы:

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?

2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

3. Что помогло строку справиться с заданием воеводы?

4. Какие черты характера вы увидели в строке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение?

Любовь к Родине - вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель - прогнать врага с род ной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.

VI. Составление цитатного плана.

План (примерный):

1. «Пришли... печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце...»

2. «...затворилась Ольга в Киеве со внуками...»

3. «Осадили печенеги город...»

4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону...»

5. «Вышел отрок с уздечкой».

6. «Сообщил о беде дружине».

7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».

8. Хитрость Претича.

9. «И подали они друг другу руки...» (Претич и печенежский князь.)

10. «...послали киевляне к Святославу...»

11. «Святослав... сел на коня и пришел в Киев с дружиною прогнал печенегов... и был мир...»

VII. Пересказ повести по плану.

VIII. Наблюдение над языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).

IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).

Х. Обобщение.

Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева - «Прошлое должно служить современности!» (с. 51, учебник).

Домашнее задание: на усмотрение учителя.


  • неторопливость
  • торжественность
  • эмоциональность
  • трагичность
  • сострадательность

  • Молитва
  • Притча
  • Житие
  • Поучение
  • Повесть
  • Легенда
  • Слово
  • Хождение
  • Летопись
  • Сказание
  • Наставление

Возникновение древнерусской литературы

Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. т.е. о летах .

Рассказ о событиях каждого года, в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи.


Тематика летописей:

  • русская история;
  • возникновение Руси;
  • борьба с внешними врагами;
  • борьба князей за престол.


Красная строка

  • Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов.
  • Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской . Отсюда произошло выражение «с красной строки».


«Откуда есть пошла земля Русская …».

  • Так звучат первые строки «Повести временных лет».
  • Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор – монах писавший «Повесть…» везде высказывает мысль о необходимости мира.
  • Любовь к родине - основная мысль повести. Основная мысль: « Не погубите землю отцов своих и дедов » постоянно звучит в «Повести...».



Из истории.

  • В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…

Словарная работа

  • Отрок – юноша;
  • воевода –редводитель воинской дружины;
  • печенеги –объединение тюркских народов и других племен в заволжских степях;
  • Ольга – княгиня, мать князя Святослава;
  • Лыбедь – название реки;
  • ладья – лодка;
  • муж – зд.: воин, мужчина.

Размышляем над прочитанным…

  • О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
  • В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
  • Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?

Поразмышляем

  • Почему поступок отрока назван подвигом?
  • Что значит «совершить подвиг»?

Проверим себя!

  • Какими словами начинаются древнерусские летописи?
  • Самая древняя летопись, дошедшая до нас?
  • Кто ее автор?
  • Что означает «временных лет» ?

Д.С. Лихачев

  • «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»

(Из книги «Земля родная»).


Домашнее задание

  • Письменный ответ на вопрос : стр.51. («Размышнение о героях…») задание 2 .

Юлия Сергеевна Масленникова
Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания

Тема : Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича ». Герои летописного сказания .

Цель : показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «».

Планируемые результаты.

Предметные Метапредметные

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Расскажите о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет» .

(см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)

В каком году произошло крещение Руси.? (998 год – крещение Руси)

Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.

Что такое летопись ? (Летопись – описание событий по годам лето 997 )

3. Работа по теме урока .

Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?

(отрок – это дитя от 7 до 15 лет)

А что такое подвиг ? (Доблестный, героический поступок , важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг ?

Как вы думаете, о чём это произведение?

Перед нами отрывок из летописи , которую обычно называют «Повестью временных лет» . Вспомните, что такое летопись ? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца ?

Чтение или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича ».

4. Беседа по содержанию рассказа :

Чтение первого отрывка.

В лето 6476 (968) . Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой : было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить : стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

Что означает выражение лето 6476 , от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира) .

Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ?-972, великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии , разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок .)

Чем знаменита княгиня Ольга?

Столицей какого государства является сегодня Киев?

Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали :

Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им : если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".

И сказал один отрок :

Я проберусь.

И ответили ему :

Что означает слово тужить (горевать) .

Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их :

Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок :

Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же Воевода их , по имени Претич :

Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Всё ли вам понятно из этого отрывка?

Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода - начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)

Почему поступок отрока называют в летописи подвигом ? Чем рисковал отрок ?

4. Чтение четвертого отрывка.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :

Кто это пришел?

А тот ответил ему :

Люди той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил :

А ты не князь ли?

Претич же ответил :

Я муж его, пришел в сторожах, а за мною идет полк (войско) с самим князем : бесчисленное их множество.

Так сказал он , чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу :

Будь мне другом.

Тот ответил :

Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня , саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.

Почему побежали печенеги от города?

Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу ?

В чем хитрость Претича ? В чем смысл обмена подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

И послали киевляне к Святославу со словами :

Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.

Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)

Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)

Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)

В чём киевляне обвиняют князя Святослава?

Что сделал князь?

III. рефлексия. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос) .

1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом ?

2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним ?

3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов) .

Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.

Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь

ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА


Цели деятельности учителя:

  • дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
  • ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
  • развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
  • обучать составлению цитатного плана.
  • Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
  • Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
  • Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
  • Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
  • Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
  • Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Планируемые результаты изучения темы:


необходимость в распространении книг

Князь киевский Владимир Святославович


Рукописные книги

Писали на пергаменте.

Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.

Книги стоили очень дорого.

Хранились в монастырях


Начало письменности

у восточных славян связано

с Крещением Руси в 998

году во время княжения в

Киеве Владимира Святославича,

внука княгини Ольги.

На Русь письменность пришла из Болгарии,

где братья Кирилл (ок. 827-869) и

Мефодий (ок. 815-885)

создали славянскую азбуку и впервые

перевели богослужебные книги с греческого

на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь

пришли различные жанры

византийской христианской литературы:

житие, поучение, слово .


Древняя письменная литература делится на

светскую и церковную.

Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.


  • Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
  • Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых

  • Летописи
  • Хождение Поучение Послание
  • Хождение Поучение Послание
  • Поучение Послание
  • Послание

Летопись

  • В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .


«Повесть временных лет» -

первый памятник литературы, дошедший до наших дней.

Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.

В это произведение включены легенды,

предания.

В них нашли отражение такие темы,

как национально-

патриотическая,

борьбы княжеств

за объединение

и другие.


Мотивы «Повести…»:

Сведения о происхождении славян

Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях

Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.

Повествование о принятии Христианства на Руси.

Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:

«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.

В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,

а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.


Понятия и термины

  • Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
  • Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
  • Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
  • Воевода – предводитель дружины
  • Дружина – отряд воинов на службе у князя
  • «Я муж его»… я служу князю
  • «в сторожах» – с передовым отрядом
  • Отчина – земля отцов, родина
  • Сокрушался – сильно печалился
  • Княжичи – дети князя

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
  • Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
  • В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
  • Что помогло отроку справиться с заданием
  • воеводы?
  • Какие черты характера вы увидели в отроке?
  • Какая тема пронизывает это произведение?

Андрей Иванович Иванов

Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.

Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.

  • Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
  • Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей

Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»

  • Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  • Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
  • Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?

РЕФЛЕКСИЯ

  • 1.На уроке я работал активно / пассивно
  • 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
  • 3.Урок был интересен/скучен
  • 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Домашнее задание

1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.