Английский морской офицер 17 века. От юнги до адмирала

В 1618 году англичане ввели для больших судов деление на 4 ранга: Ships Royal- королевские суда с вооружеением 42-55 пушек, Great Ships - «большие корабли» с 38-40 орудиями, Middling Ships - «средние корабли» с 30-32 орудиями, Small ships - «малые корабли», позже они стали фрегатами, несли не менее 30 пушек.Это деление изначально имело совершенно прозаические цели - на больших кораблях зарплата матросов и офицеров была больше. Классификацуия эта несколько раз изменялась, на 1650 год оно было следующим: корабли I ранга несли 40-80 орудий и имели команду в 350-600 человек. Корабли II ранга несли от 40 до 48 орудий и имели команду от 200 до 300 моряков. Корабли III ранга - 30-34 орудий, 120-200 человек, IV ранг - от 14 до 25 орудий, от 100 до 110 человек. «Ранговость» корабля зависела не только отчисленности экипажей иколичества орудий, но и от калибра пушек. В списке Лорда-Адмирала на 1 марта 1652 года корабли классифицировались следующим образом: I ранг - 60-100 пушек, 300-600 человек, II ранг - 52-60 пушек, 260-280 человек, III ранг - 40-50 орудий, 180-200 матросов, IV ранг - 30-40 пушек, 120-150 человек, V ранг - 18-24 пушки, 60-90 человек и VI ранг -10-12 орудий, 25-50 матросов.

Уже во время Елизаветы англичане разработали новый тип корабля - ярким примером тому может служить «быстрый галеон» «Ривендж», созданный королевским корабельным мастером Мэтью Бейкером, с которого убрали все надстройки и башенки, заузили корпус (соотношение длины к ширине - 3.5:1), и поставили большое количество пушек. Уолтер Рейли, корсар Ее Величества Елизаветы, в своей книге «Властелин мира», написанной в заключении в Тауэре, сформулировал правила для кораблей будущего:

1) длина корабля по килю (длина по ватерлинии была на несколько метров больше вследствие подъема носовой части) должна равняться трем ширинам, а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м;

2) тяжелые надстройки хотя и способствуют красоте корабля, но, как перегружающие его и ухудшающие маневренность, должны быть сокращены.

3) на крупных кораблях следует иметь 3 палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;

4) палубы должны быть непрерывными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшить этим крепости корабля.

В первой четверти XVII века в Англии соперничали несколько семей потомственных кораблестроителей, среди которых, конечно же, выделялись Дины, Бейкеры и Петты. Именно Финеас и Питер Петты построили новый тип военного парусного судна - линейный корабль.

В 1610 году на королевской верфи в Вулвиче был спущен на воду 55-пушечный корабль «Принс Ройал» водоизмещением 1200 тонн. Он отличался от своих предшественников тем, что имел три артиллерийские палубы - нижнюю, среднюю и верхнюю. Корабль нес тяжелые орудия на нижнем деке, а на среднем деке, верхней палубе и квартердеке - только легкие пушки. Длина корабля составила 115 футов , ширина - 43.6 фута, осадка - 18 футов, на судне было четыре мачты, первые две несли прямые паруса, и вторые две - латинские. Такая компоновка была признана избыточной, четвертую мачту вскоре сняли, так появилось классическое парусное вооружение типа «корабль».

В 1637 году в том же Вулвиче на воду было спущено еще одно уникальное парусное судно - 102-пушечный «Соверин оф зе Сиз». Именно его называют первым настоящим линкором в истории. Корабль имел размерения 127 х 46.6 футов, три артиллерийские палубы, осадку - 19 футов 4 дюйма. Водоизмещение нового линкора было равно 1522 тоннам. Размещение пушек было следующим: на нижней палубе - 30 пушек (пушки и полупушки), на средней - столько же (кулеврины и полукулеврины), на верхней — 26 пушек меньшего калибра; кроме того, под полубаком 14 пушек, под полуютом 12 и много амбразур в надстройках для ручного огнестрельного оружия. Общее число орудий на этом корабле было 126 . Корабль имел 11 якорей с соответствующими якорными канатами; самый большой якорь весил 4400 фунтов . Общая стоимость постройки и оснащения нового корабля составила 26 177 фунтов стерлингов.

Сын Финнеаса - Питер Петт в 1645 году построил первый «истинный» фрегат - 32-пушечный «Констант Уорвик», который имел такое же парусное вооружение, как и «Соверин», но пушки у него были расположены на одной артиллерийской палубе. По мысли разработчиков подобные корабли должны были выполнять роль разведчиков в составе эскадры линейных кораблей, а так же конвоировать торговые караваны. Размерения корабля: водоизмещение - 315.5 тонн, длина - 85 футов, ширина - 26.5 футов, осадка - 13.2 фута, на артиллерийской палубе было расположено 12 кулеврин, 12 полукулеврин и 10 малых пушек. По его подобию была заказана целая серия фрегатов, множество из которых было построено к 1651 году.

Система формирования званий королевского военно-морского флота Великобритании имеет богатую историю и оказала значительное влияние на формирование аналогичных систем других флотов мира. Лидирующая роль британского флота и повышенное внимание к поэтапной подготовке личного состава позволили занять британской модели табели о рангах одно из ведущих мест в мире.

Исторические сведения

Формирование системы званий

В королевском военно-морском флоте Великобритании на протяжении длительного времени существовала смешанная шкала званий и должностей. В ней присутствовали официальные ранги, позиционные и неофициальные титулы, а так же специализации. Экипаж кораблей разделялся на офицеров, уоррент-офицеров (англ. warrant officers ) и матросов .

Эполеты, головной убор и пояс офицера королевского флота 18 века.

К офицерам, которые получали лицензию на право занятия должности от Адмиралтейства , относились капитан (англ. captain ), лейтенант (англ. lieutenant ) и мастер (англ. master ). К старшим офицерам относились коммодоры (англ. commodore ) - командующие соединением кораблей, и флаг-офицеры (англ. Flag officer ), имевшие право на собственный флаг: контр-адмиралы , вице-адмиралы , адмиралы и адмиралы Флота (англ. fleet admiral ) . Адмиральское звание впервые появилось в Королевском флоте в 1297 году, а с конца XVI века были введены звания вице-адмирала и контр-адмирала. Помимо обычных адмиральских званий, существуют почетные звания контр-адмирала Объединенного королевства (англ. Rear-Admiral of the United Kingdom ), вице-адмирала Объединенного королевства (англ. Vice-Admiral of the United Kingdom ), Лорда Высшего Адмирала (англ. Lord High Admiral ), а так же Первого Лорда Адмиралтейства (англ. First Lord of the Admiralty ), выполняющего функции командования всем военно-морскими силами.

Уоррент-офицеры имели патенты (англ. warrant ) флотской коллегии (англ. Navy Board ) или других государственных учреждений, и, как правило, руководили отдельными службами на корабле. Уоррент-офицеры подразделялись на:

  • зауряд-офицеров (англ. wardroom warrant officers ): штурман , судовой хирург, капеллан , казначей. Зауряд-офицеры относились к джентльменам и питались в офицерской кают-компании (англ. wardroom ). Позднее были отнесены к офицерам.
  • кондукторов (англ. standing warrant officers ): боцман , судовой плотник, канонир , подштурман , помощник хирурга.
  • унтер-офицеров (англ. lower grade warrant officers ): кок, парусный, оружейный и канатный мастера, профосы , помощники плотника, наставники.

Формированию единой системы званий и знаков отличия способствовало появление Флотских списков (англ. Navy List) ). В них содержались данные об именах, званиях, старшинстве, активности и занимаемом посте всех офицеров флота, в том числе находящихся в резерве.

Звания, ранги и знаки отличия в XVIII - начале XIX века

В военно-морском флоте Великобритании с XVI века было введено разделение всего флота на три эскадры: Синюю (младшую), Белую (среднюю) и Красную (старшую), с соответствующими адмиральскими флагами. Таким образом всего на флоте было предусмотрено 9 адмиральских должностей:

  • Адмирал флота Красной эскадры
  • Адмирал Белой эскадры
  • Адмирал Синей эскадры
  • Вице-адмирал Красной эскадры
  • Вице-адмирал Белой эскадры
  • Вице-адмирал Синей эскадры
  • Контр-адмирал Красной эскадры
  • Контр-адмирал Белой эскадры
  • Контр-адмирал Синей эскадры

Верховное командование осуществлял адмирал Флота Красной эскадры. Для адмиралов флота, не имевших в подчинении главных эскадр, было введено звание адмирал флота Желтой эскадры, а для командиров портов - звание порт-адмирала (англ. port admiral ). Оба дополнительных адмиральских звания не давали права на собственный флаг. Градации эскадр были формально отменены в 1815 году. На время командования соединением кораблей коммодорам выдали право на подъем брейд-вымпела .

Звания во второй половине XIX века

Реформа системы званий была проведена 11 апреля 1856 года. В качестве отличительных знаков были официально утверждены эполеты и нарукавные нашивки. Система званий 1856 года не внесла принципиальных изменений в табели о рангах, но они были систематизированы и флот получил единую систему, значительно упрощавшую управление. Были внесены отличия, касавшиеся срока службы, а специализации вынесены за пределы рангов и званий.

Юнгами с 1856 года в состав экипажей принимались юноши не младше 14 лет, прошедшие специальную подготовку в специальных учебных заведениях в течении 6-10 месяцев. Как правило, юнги младше 16 лет имели 2 класс, старше 16 - 1 класс, а в 18-летнем возрасте им присваивалось звание матроса. С 1956 года вместо звания юнги стало присваиваться звание младший матрос (англ. Junior Seaman ).

Звания периода Мировых войн

Появление сложных механизмов на кораблях потребовало наличия в экипажах более узких квалифицированных специалистов. Это вызвало усиление роли уоррент-офицеров, в число которых были переведены боцманы, коки, клерки, плотники, капеланы и другие узкие специалисты, имевшие в своем подчинении предопределенный штат. Занятие должности уоррент-офицера требовало серьезной подготовки, так как вновь устанавливаемое корабельное оборудование требовало значительного багажа знаний.

В 1913 году были разработаны специальные «Королевские инструкции и распоряжения Адмиралтейства», которые регламентировали подготовку специалистов и области их специализации.

По мере появления новых технологий состав основных служб изменялся, но принцип обслуживания технически сложных устройств уоррент-офицерами оставался неизменным.

Эполеты были официально отменены в 1939 года.

Для офицеров женского пола существовала собственная шкала званий:

  • Director , эквивалент контр-адмирал
  • Deputy Director эквивалент коммодор 2 класса
  • Superintendent эквивалент капитан
  • Chief Officer эквивалент коммандер
  • First Officer эквивалент лейтенант-коммандер
  • Second Officer эквивалент лейтенант
  • Third Officer эквивалент суб-лейтенант

На женских знаках различия вместо золотого использовался голубой цвет.

Звания и чины Королевского военно-морского флота Великобритании

В настоящее время звания британского флота унифицированы со стандартами НАТО.

Общее управление Королевским флотом осуществляется Адмиралтейством .

Подготовка персонала для флота ведется в специальных учебных заведениях, которые финансируются и управляются Адмиралтейством.

Младший состав
Able Seaman Leading Rate Petty Officer Chief Petty Officer Warrant Officer
Погон
Аббревиатура AB Cpl PO CPO WO1
Код НАТО OR-2 OR-4 OR-6 OR-7 OR-9
Офицерский состав
Officer cadet Midshipman Sub lieutenant Lieutenant Lieutenant-commander Commander Captain Commodore Rear admiral Vice admiral Admiral Admiral of the Fleet
Погон
Шеврон

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Причины превосходства Англии на морях к середине XVIII века.

Судостроение.

Если в XVI - XVII веках все страны (в том числе и Англия) имеют пики военного кораблестроения, сменяющиеся спадами во времена мира, то к середине XVII века в Англии впервые в мире утверждается ШТАТ ФЛОТА - то есть количество военных кораблей, которое надо поддерживать в строю постоянно. Эту систему вводили довольно долго - с 1673 по 1712 год, но к окончанию войны за Испанское наследство она приняла окончательную форму, ежегодно в строй вводилось примерно 5-10 кораблей разных классов, столько же выводилось из списочного состава на ремонт/тимебровку/списание.

Таким образом примерно к 1730 году Англия постоянно поддерживает количество военных кораблей на уровне 100-120 единиц. Более этого не было ни в одном флоте.

Кроме того - штаты флота определяет Адмиралтейство, то есть люди военные, тогда как во Франции морской министр или госсекретарь по флоту - в основном гражданский.

Промышленный шпионаж.

Англичане постоянно следили за новинками во вражеских флотах. Да, французы строили более качественные корабли, но вскоре уже англичане внедряли все их новинки у себя.

Во Франции только в 1770-х появляется ежемесячная оперативная сводка по составу флотов других держав и боеготовности. В Англии она существует с 1712-го (со времен Даниэля Дефо, Годолфина и Харли).

Финансы.

Деньги и у Англии и у ее противников - это постоянная головная боль. Однако англичане еще с конца XVIII века вводят бюджетирование флота, которое строго лимитировано и изменяется после рассмотрения в Парламенте согласно запросам Адмиралтейства и Правительства.

Во Франции то деньги выделяют в достаточном объеме, то не выделяют вообще. Никакого финансового запаса прочности у морского министерства нет и впомине.

Офицерский корпус.

Офицерский корпус в Англии с середины XVII века подчиняется пунктам Articles of war . Все обучение на флоте направлено на постоянную практику, на соблюдение общей морской тактики и стратегии. У них мало теории, но много практики. С 1672 года Английский флот постоянно выходит на большие летние маневры в мирное время. На уровне офицеров отрабатывается взаимодействие кораблей и линейная тактика, на уровне матросов - работа с парусами и скорострельность пушек.

Во Франции как раз наоборот - много теоретически подкованных, но мало бывавших в море морских офицеров. Кроме того - на флоте до 1776 года служит довольно много офицеров, переведенных на корабли из сухопутных войск. Кроме того - офицерский морской корпус во Франции страдает от патронажа и «мажоров» - путь захудалым дворянам и разночинцам к карьере выше капитана практически закрыт (исключений очень мало - Конфлан, Лаперуз, Сюффрен). Лишь после 1765 года французы отменяют правило, что в командиры кораблей и эскадр назначаются люди знатные.

Команды.

Парусные корабли нуждались в многочисленных командах. 74-пушечник середины XVIII столетия к примеру имел команду от 600 до 750 человек. У трехдечных 100-пушечников были команды под 1000 человек.

В Англии подготовка из сухопутных крыс в настоящих моряков была поставлена на высочайший уровень. Постоянная муштра, дисциплина, участие в маневрах. Комендоры британцев считались лучшими в мире. Темп стрельбы Королевского Флота (3 выстрела в 5 минут) - самым высоким.

Кроме того - англичане имели мобилизационный резерв - до 100 тысяч торговых моряков.

Во Франции при потребности в как минимум 50 тысячах матросов еле набирали 30-35 тысяч. Это была своего рода естественная граница, далее кторой французы не могли зайти. Кроме того - обучение матросов на французском флоте не имело такой жесткой отлаженной системы, как у британцев. Маневры французский флот проводил очень редко, чаще всего тактика обсуждалась в морском министерстве или в военно-морских журналах.

Поэтому чаще всего французский флот вступал в войну неподготовленным и старался наверстать подготовку в бою. Однако к середине XVIII века отрыв англичан был столь большим, что почти каждый раз французы просто были обречены.

I . Специалисты (war rant officers ) британского флота XVIII века Эта категория офицеров британского флота конца XVII - начала XIX века включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности не от адмиралтейства (как королевские офицеры), а от флотской коллегии (Navy Board). Большинство из них руководили соответствующим подразделением, или службой. По своему положению их можно разделить на следующие группы: 1. Зауряд - офицеры ( wardroom warrant officers ): - Штурман (Master); - Хирург, или лекарь (Surgeon); - Казначей, или комиссар (Purser); - Капеллан (Chaplain). Эти офицеры приравнивались к "джентльменам" (commissioned officers) и питались в офицерской кают-компании (wardroom). Впоследствии, во второй половине XIX века, они стали полноправными офицерами. Штурман для получения своего патента сдавал экзамен в Тринити-Хауз - британской лоцманской и лоцмейстерской корпорации. Существовало несколько путей для занятия этой должности. Один из них - продвижение по службе из нижних чинов, учась искусству судовождения на должностях квартирмейстера и подштурмана. Второй - из тех мичманов, которые потеряли надежду на лейтенантский патент или предпочитали синицу в руках журавлю в небе. Третий путь - из капитанов или помощников торгового флота. Штурман отвечал за судовождение и навигационные инструменты, размещение и укладку балласта, груза и снабжения (т.е. посадку судна), надзирал - посредством подчиненных ему старших рулевых (квартирмейстеров) - за состоянием провизии, парусов, якорей и т.п. Положение его в судовой иерархии было достаточно двусмысленное. С одной стороны, в командной лестнице он шел за младшим из лейтенантов. Это означало, что при выходе из строя капитана, командование судном передавалось первому лейтенанту, затем второму, ...., и только по выходе из строя всех линейных офицеров он принимал командование судном. С другой стороны, выполняемая им функция была очень важна, что отражалось, например, в его жилищных условиях (каюта штурмана была такой же, как у первого лейтенанта). Также получаемое им денежное довольствие на большинстве судов было больше, чем у лейтенантов, и только на фрегатах 6 ранга меньше (данные на вторую половину 18 - начало 19 столетий). Хирург, казначей и капеллан относились к т.н. "цивильным" офицерам, так как их профессии не имели прямого отношения к морской службе. Хирурги , как правило, не имели медицинского образования и изучали свое ремесло посредством ученичества. Они получали патент после сдачи устного экзамена в коллегии по делам больных и раненых (The Sick and Hurt Board). Казначей назначался флотской коллегией из числа тех, кто прослужил капитанским клерком не менее года или в секретариате флаг-офицера не менее полутора лет. Но это положение часто нарушалось, и казначеи назначались по протекции. Казначей заведовал денежным, вещевым и провиантским довольствием. В связи с тем, что ему доверялись значительные ценности, он должен был внести солидный залог перед получением патента. Это несколько напоминало систему покупки офицерских патентов в британской армии (патент же флотского офицера не мог быть приобретен за деньги). Оклады казначеев были довольно низки, на уровне боцмана, но они имели право на получение прибыли от экономии при закупках (фиксированная цена, выделяемая адмиралтейством vs фактическая цена закупки), в связи с чем обычно подозревались экипажами в мошенничестве, зачастую справедливо. Хотя случались порой и банкротства казначеев, но в основном это был прибыльный бизнес. Капеллан назначался соответствующим церковным учреждением с получением патента от флотской коллегии. До конца 18 века капеллан получал небольшой оклад, на уровне матроса 1 статьи, и его статус зауряд-офицера был сомнителен. Среди священнослужителей находилось немного желающих на эту должность, поэтому только некоторые (в основном корабли старших рангов) суда имели их на борту. Но к 1790-м годам их денежное довольствие было увеличено, и положение в качестве зауряд-офицеров упрочено. 2. КондуктОры (standing warrant officers) - Боцман (Boatswain); - Тиммерман (Carpenter); - Констапель (Gunner). Эта группа наиболее полно соответствует понятию "уорент-офицер" в современных вооруженных силах англо-саксов, институту прапорщиков-мичманов российских ВС и званию "кондуктор" в русском флоте 19-го - начала 20 столетия. Кондукторы находились на борту постоянно, в том числе и в период вывода судна на отстой, когда весь экипаж от капитана до последнего юнги списывался на берег или переводился на другое судно. Именно им чаще всего разрешалось брать своих жён в море. Обязательным условием для кондукторов (впрочем, как и для всех специалистов) была определенная грамотность - умение читать, писать и знание арифметики. Боцман был старшим из кондукторов (как и в русском флоте). Обычно он происходил из нижних чинов, и его назначение не сопровождалось сдачей специального экзамена, а происходило по представлению капитана или флаг-офицера. В его обязанности входил уход за такелажем, парусами, получение и содержание тросов, парусов и прочего подшкиперского имущества, составление отчетов о сохранности и движении этого имущества, крепление палубного и трюмного имущества, работа с якорями, шлюпками и т.п. Для выполнения этих работ ему подчинялись парусный мастер (sailmaker) и канатный мастер (ropemaker). Другой его обязанностью, более известной среди широкой публики, было поддержание дисциплины среди нижних чинов и организация палубных работ, в чем ему помогали его непосредственные помощники - боцманматы. Тиммерман , в отличие от боцмана, проходил предварительную подготовку на берегу учеником у корабелов на королевских или частных верфях, а также должен был прослужить на борту не менее полугода в должности помощника тиммермана. После этого, предъявив сертификат об ученичестве и характеристику с судна о "добронравном поведении", он мог претендовать на получение патента от флотской коллегии. Главной ответственностью тиммермана был корпус судна. Под его началом находилась довольно большая команда, до десяти человек на большом корабле, которая осуществляла регулярную инспекцию, уход и ремонт корпуса, мачт, стеньг и реев, также осуществляла обыденные плотницкие работы. Как и у боцмана, в его ведении находилось имущество, за которое он нес материальную и дисциплинарную ответственность. Констапель отвечал за материальную часть орудий и принадлежностей к ним, включая лафеты, ядра, бомбы, пороховые погреба, etc. Для получения патента он должен был сдать экзамен в коллегии артиллерийского и технического снабжения (Ordnance Board), что зачастую на практике нарушалось. В середине 17 века его положение в судовой иерархии было довольно высоким, он был вхож в офицерскую кают-компанию. Но с Реставрацией его положение постепенно изменилось до кондукторского. В его подчинении находилась довольно большая команда, состоявшая из одного или двух помощников констапеля, оружейного мастера (Armourer) и плутонговых (quarter gunners) - матросов, выделенных для повседневного ухода за орудиями (один человек на каждые четыре орудия). Во время стрельб к ним присоединялись подносчики зарядов - в основном юнги (т.н. "пороховые обезьянки") и ландсмены (матросы-рекруты). В отличие от русского флота тех времён, где и уход за орудиями, и их боевое использование осуществлялись артиллерийскими офицерами, констапель не руководил стрельбой, а только обеспечивал её. Самой стрельбой руководили флотские лейтенанты, обычно один лейтенант на половину орудий каждого дека. По своему положению в судовой иерархии к кондукторам примыкали: - подштурмана (Master"s mates) и - помощники хирурга (Surgeon"s mates). Они, не будучи держателями патента флотской коллегии, тем не менее были довольно квалифицированными специалистами в своем деле и являлись кандидатами в зауряд-офицеры, что обеспечивало им более высокое положение по сравнению с остальными унтер-офицерами. 3. Унтер - офицеры ( lower grade warrant officers ): - Кок (Cook); - Парусный мастер (Sailmaker); - Канатный мастер (Ropemaker); - Профос (Master-at-Arms); - Оружейный мастер (Armourer); - Конопатчик (Caulker); - Бондарь (Cooper); - Преподаватель (Schoolmaster); Специалисты этой группы не обладали привилегией иметь собственную, пусть небольшую, каюту, и размещались на деках вместе с нижними чинами. Единственным (но существенным) отличием их от остальных унтер-офицеров (petty officers), таких, как старшие марсовые (captains of the top), старшие рулевые (quartermasters), командиры орудий (captains of the gun), старшины шлюпок (coxwains) и прочие, было то, что они не могли быть разжалованы капитаном. Их денежное довольствие также было несколько выше. Кок назначался флотской коллегией, как правило, из числа матросов, не пригодных вследствия увечья к несению прежней службы, но которых капитаны не хотели выбрасывать на берег по каким-либо причинам (например, проявленное мужество в прошлом). Он занимался приготовлением пищи для экипажа, руководя выделенными ему помощниками и юнгами. Капитан и офицерская кают-компания имели собственных коков (подчинялись ли они коку - держателю патента мне пока не известно). Кок подчинялся первому лейтенанту. Парусный и канатный мастера подчинялись боцману и выполняли работу, прямо соответствующую названию их должности. В зависимости от размеров судна количество подчинявшихся им людей варьировалось от одного до нескольких человек. Профос являлся судовым полицейским и пожарным инспектором, говоря современным языком. Одной из его обязанностей было следить за тем, чтобы свечи и огонь на камбузе были потушены в положенное время. Наряду с боцманматами он следил за порядком на палубах. В его подчинении находились судовые капралы (ship"s corporals) - один или два. Также он занимался обучением нижних чинов обращению с ручным (холодным и огнестрельным) оружием. Профос находился в непосредственном подчинении первого лейтенанта. Оружейный мастер отвечал за состояние и ремонт личного оружия, подчинялся констапелю. Конопатчик и бондарь подчинялись тиммерману, имели в своем подчинении команды, зависящие от размеров судна. Конопатчик занимался водонепроницаемостью корпуса, а бондарь - бочкотарой и дельными вещами. Преподаватель сдавал экзамен в Трините-Хаузе на знание навигации и математики. Он не только обучал этим дисциплинам мичманов, но и зачастую учил их читать и писать. Первоначально его зарплата складывалась из отчислений с мичманов, затем к ним добавилась ставка матроса 1 статьи, в начале 19 века она стала самой высокой из всех унтер-офицеров. Литература : Brian Lavery "Nelson"s Navy" N.A.M. Rodger "The Command of the Ocean" John Masefield "Sea Life in Nelson"s Time"