Корабль "святой павел". Чертежи парусных кораблей Линейный корабль "Азов"


Здание

Адмиралтейства в Петербурге.

Сражение

у острова Фидониси.

203


Линейный корабль «Святой Павел».

строительства и, убедившись в том, что лес ставится сырой, приказал об­шить днище «Святого Павла» (корабль не имел тогда капитана) медными листами, чтобы предохранить его от гниения. Именно на этот корабль он и был назначен командиром. Матро­сов и боцманов Фёдор Фёдорович на­бирал и учил сам. Они платили ему признательностью, уважением и ис­кренней преданностью.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

Обострение противоречий между Россией и Турцией вскоре привело к новой русско-турецкой войне 1787- 1791 гг. В это время Ф. Ф. Ушаков на­ходился в Севастополе в должности командира авангарда флота.

В начале войны главные силы русского Черноморского флота бы­ли сосредоточены у мыса Калиакрия. Однако из-за сильного шторма часть линейных кораблей пере­дового отряда пошла ко дну, дру­гая - выбросилась на берег; Погиб­ла треть Черноморского флота. Корабль Ушакова «Святой Павел» с поломанными снастями вернулся в Севастополь исключительно благо­даря хладнокровию своего коман­дира и выучке команды.

Получив сообщение Потёмкина о несчастье, Екатерина II вознамери­лась повторить поход кораблей Бал­тийского флота в Средиземное море, как это было в предыдущую русско-турецкую войну. Она пригласила графа А. Г. Орлова-Чесменского на аудиенцию, чтобы поручить опыт-

204

ному флотоводцу возглавить флот. Алексей Григорьевич в резкой фор­ме напомнил императрице библей­скую истину о том, что «нельзя влить молодое вино в старые мехи», и ска­зал, что напуганная победами Рос­сии Европа не допустит второй экс­педиции, подобной той, которая закончилась Чесменским разгромом турецкого флота. Лучше, советовал он, отправить в Севастополь опыт­ных моряков с Балтики. Разгневан­ная Екатерина немедленно подпи­сала указ об отставке Орлова, что означало ссылку прославленного ад­мирала и дипломата в его подмос­ковное имение. Однако прозорли­вость опального вельможи вскоре подтвердилась - Швеция объявила России войну.

Капудан-паша Османской импе­рии Гассан-бей, во время Чесменско­го сражения выплывший с саблей в зубах из-под обломков своего кораб­ля «Реал-Мустафа», мечтал восстано­вить свою славу Крокодила Морских Сражений, померкшую после пораже­ния при Чесме. Он был уверен, что в России не осталось достойных про­тивников. Потрясённый потерей са­мых мощных кораблей, командующий Черноморским флотом адмирал Войнович боялся даже вывести оставшие­ся корабли из гавани на внешний рейд, забрасывал императрицу моль­бами о разрешении отвести их в Азов­ское море, чтобы сохранить уцелев­шую часть флота. Потёмкин своей властью приказал Ушакову действо­вать в случае необходимости само­стоятельно. От классических прин­ципов боя параллельными линиями следовало решительно отказаться из-за отсутствия в Севастополе достаточ­ного количества кораблей. Долгими бессонными ночами Ушаков делал расчёты новых тактических приёмов, которые в целом сводились к тому, что строй кораблей противника рас­секали под прямым углом, флагман­ский корабль обязательно подвергали атаке, а артиллерию применяли в ос­новном на дистанции прямого пора­жения.

В июле 1788 г. громадный флаг­ман «Капудание», на котором разве­вался флаг самого Гассан-бея. вёл к Очакову 17 турецких линейных ко­раблей. У острова Фидониси они встретились с авангардом русского флота - отрядом кораблей «Святого Павла», который издали поддержива­ли основные силы Черноморского флота. Турки намного превосходили русские силы в кораблях и орудиях. Идти на абордаж, имея 4 тыс. матро­сов против 10 тыс. неприятеля, было безумием. Тем не менее Ушаков сде­лал манёвр, создавший у противни­ка впечатление, что строй русских кораблей идёт на сближение с бор­тами его головных судов. Турки пре­кратили стрельбу, поскольку посы­лаемые ими ядра стали перелетать через русские корабли, и собрали команду на палубах для абордажно­го боя. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков при­казал бить в упор по бортам не­приятельских кораблей. Последние, «потеряв ветер», сбились в кучу, и русские снаряды буквально сметали людей с палуб. Гассан-бей попытал­ся помочь им, издали открыв огонь по «Святому Павлу». Но произошло то, на что и рассчитывал Фёдор Фё­дорович: эти снаряды попадали в бо­лее высокие турецкие корабли, ко­торые кольцом закрывали русские парусники, ведущие непрерывный огонь. В результате два вражеских фрегата загорелись и пошли ко дну. Турецкий адмирал был вынужден отдать команду о возвращении. В Стамбуле на пирсе его ожидали возмущённые вдовы тех, кто был рас­стрелян своими же пушками. Что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Святой Павел»
Служба: Россия
Класс и тип судна 80-и пушечный корабль
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Черноморский флот
Изготовитель Николаевская верфь
Автор корабельного чертежа С. И. Афанасьев
Корабельный мастер С. И. Афанасьев, А. П. Соколов
Строительство начато 20 ноября 1791 года
Спущен на воду 9 августа 1794 года
Введён в эксплуатацию 1795 год
Выведен из состава флота 1810 год
Основные характеристики
Длина между перпендикулярами 54,9
Ширина по мидельшпангоуту 15,2
Осадка 6,3 (6,25 )
Движитель паруса
Экипаж 813/875 человек
Вооружение
Общее число орудий 90/84/82
Орудий на гондеке 24 36-фунтовых пушки и 6 1-пудовых единорогов
Орудий на опердеке 26 24-фунтовых пушки и 6 1-пудовых единорогов
Орудий на шканцах 22 6-фунтовых пушек (вместе с баком)

«Святой Павел» - парусный 80-пушечный линейный корабль Черноморского флота России . Название кораблю дал император Павел I 17 августа 1797 года .

История службы

Во главе эскадр вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова находился в практических плаваниях в Чёрном море в и мае-июне 1798 года .

13 октября в составе эскадры русского флота принимал участие в высадке десанта на остров Занте, 2 ноября в бомбардировке крепости на острове Святой Мавры и высадке десанта, вынудив защитников крепости капитулировать. 9 ноября во главе эскадры подошёл к Корфу , где присоединился к блокаде крепости . 22 ноября вёл бой с французским корветом «Genereux», пытавшимся прорваться море .

20 декабря в составе эскадры с десантом на борту корабль вышел из Неаполя к Мальте . 24 декабря суда прибыли в Мессину, где был получен Высочайший приказ о возвращении в Россию. 31 декабря 1799 года эскадра вышел из Мессины и к 7 января следующего года прибыла в Корфу, где «Святой Павел» подвергся ремонту. 6 июля 1800 года корабли эскадры вышли из Корфу в Севастополь , куда прибыли 26 октября.

В ноябре 1804 года принимал участие в доставке десанта на Корфу, но из-за густого тумана 6 ноября не сумел войти в Босфор и вынужден был стать на якорь. Попав в сильный шторм получил серьезные повреждения грот- и бизань-мачт, фор-стеньги, руля и корпуса. В трюме корабля открылась течь. Корабль понесло к берегу, и экипажу с трудом удалось удержать судно на двух якорях. 13 ноября «Святой Павел» был отбуксирован турецкими гребными судами в Буюк-дере, где стоял на ремонте с 5 января по 28 февраля 1805 года. После ремонта корабль вернулся в Севастополь, где использовался как плавбатарея и брандвахта. В море больше не выходил.

В 1810 году корабль «Святой Павел» разобран в Севастополе .

Командиры корабля

Командирами корабля в разное время служили:

  • И. Я. Перри (1797 год).
  • Ф. П. Лелли (по июль 1798 года).
  • Е. П. Сарандинаки (с июля 1798 года по 1800 год).
  • К. А. Герамуцо (1804-1805 годы и 1809 год).

Напишите отзыв о статье "Святой Павел (линейный корабль, 1794)"

Примечания

Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. - М .: Воениздат. - (Корабли и суда Российского флота).
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. - 2-е изд. - М .: «Вече», 2007.

Отрывок, характеризующий Святой Павел (линейный корабль, 1794)

– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

«Святой Павел» — 84-пушечный линейный корабль Черноморского флота.

Первый линейный корабль, построенный в Николаеве. Название дано императором Павлом I 17 августа 1797 г. Название до этого периода неизвестно.

Корабль строился на Николаевском адмиралтействе с 20 ноября 1791 г. по 9 августа 1794 г. Строители С. И. Афанасьев и А. П. Соколов.

Характеристики: длина — 54,86 м; ширина — 15,24 м; осадка — 6,25.

Количество орудий: 82; 84; 90.

Вооружение к 1792 г. — нижний дек: 13 — 30-фн пушек, 11 — 24-фн чугунных пушек и 2 — 1-пуд. «единорога»; верхний дек: 24 — 12-фн чугунные пушки, 2 — 1/2-пуд. медных «единорога»; шканцы и бак: 16 — 6-фн чугунных пушек, 2 — 18-фн «единорога».

К 1798 г. — нижний дек: 24 — 36-фн пушки и 6 — 1-пуд. «единорогов»; верхний дек: 26 — 24-фн пушек и 4 — 1-пуд. «единорога»; шканцы и бак: 22 — 6-фн пушки.

К 1799 г. — на шканцах и баке: 8 — ‘/2-фн медных пушек, 1 — 4,5-фн чугунная пушка, 2 — 53-фн медных гаубицы, 2 — 53-фн медных мортиры.

Экипаж: 813/875 чел.

Командиры: И.Я. Перри (1797 г.), Ф.П. Лелли (до июль 1798), Е.П. Сарандинаки (с июля 1798 по 1800 г.), К.А. Герамуцо (1804 — 1805, 1809 гг.).

Описание. Двухдечный, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.

Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.

Между грот-мачтой и бизань-мачтой на шканцах помещались тамбур и трап в нижние помещения, вентиляционные решетчатые люки и два трапа по левому и правому борту на невысокий ют, на котором стояла бизань-мачта. На боканцах у бизань-русленей по правому и левому борту было два рабочих катера, там же, за бизань- мачтой, были установлены штурвал и компас.

Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».

Подводная часть корабля имела цвет натурального дерева. Выше ватерлинии борт красят в черный цвет с белыми полосами, по которым идут черные орудийные порты. Штульцы и корма — черного цвета. Герб и название — бронзового цвета. Кормовой балкон, рамы окон — белые. Гакобортные фонари — бронзовые. Петли руля и ахтерштевня -железные.
Мачты по приказу Ф. Ф. Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Внутренняя часть фальшборта -желтая. Решетчатые люки — темного дерева. Боканцы и фальшборт юта — белые. Фальшборт от бака до юта — черный. Стоячий такелаж тировался, то есть натирался специальным составом смолы и масла и был черного цвета. Бегучий такелаж имел светло-желтый цвет. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Бушприт, утлегарь и реи — желтого цвета (охра). Бугеля на мачтах — бронзовые. Марсы и салинги — натуральное темное дерево. Палуба — светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Судовой колокол — бронзовый. Лафеты пушек — темного дерева, стволы орудий — часть черные (чугунные), часть медные. Кормовой флагшток — белого цвета. Флагштоки стеньг — белые. Руль — некрашеный, расчерченный, имеет цвет темного дерева. Путенсванты — железные, черного цвета. Русленя -черные. Двери, трапы, кнехты натурального дерева — не очень темного цвета. Ставни орудийных портов — черные. Решетка княвдигеда покрыта позолотой. Якорный шпиль, крамбол и якорные клюзы — черные. Якорей адмиралтейских — четыре, по два с каждого борта. Якоря были черными, с деревянными штоками. Окраска шлюпок следующая: белая подводная часть до привального бруса, выше, до планширя, — черная полоса. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения. На корабле двойной рогообразный мартин-гик крепился к бушприту при помощи бугеля у бушпритного эзельгофта.

Прохождение службы. В 1795 г. перешел из Николаева в Севастополь. В 1797 и в мае-июне 1798 г. во главе эскадры под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вы­ходил в практические плавания в Черное море.

Участвовал в проводимых испытаниях с 30 апреля по 3 мая 1798 г. (вместе с кораблями»Св. Петр», «Св. Захарий и Елисавет», «Св. Троица», «Богоявление Господне»). Программа испытаний основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. В каждом случае измерялся крен и дифферент, высота портов над ватерлинией. Лучшими оказались корабли проекта А. С. Катасанова. Самую плохую остойчивость выявили у «Св. Троицы», чуть лучше — у «Богоявлении Господня» и «Св. Павла».

Участвовал в войне с Францией 1798 — 1800 гг.

31 декабря 1799 г. согласно Высочайшему повелению императора Павла І от 24 декабря 1799 г. прекратил поход, направившись на ремонт в Корфу.

26 октября 1800 г. прибыл в Сева­стополь. В июле 1801 г. перешел из Се­вастополя в Николаев, где тимберовался в течение трех лет.

2 ноября 1804 г., приняв на борт 1095 солдат, вышел из Се­вастополя для доставки их на Кор­фу. Из-за густого тумана 6 ноября 1804 г. не смог войти в пр-в Босфор и стал на якорь. Во время сильного штор­ма были сломаны грот- и бизань-
мачты, фор-стеньга и руль, из-за сильных повреждений корпуса во­да стала поступать в трюм. Ветром корабль понесло к берегу, он с трудом удержался на двух якорях.

13 ноября 1804 г. турецкими гребными судами приведен в Буюк-дере, где с 5 января по 28 февраля 1805 ремон­тировался в доке.

12 мая 1805 г. вернулся в Севастополь. Больше в море не выходил, ис­пользовался как плавбатарея и брандвахта. Разобран в 1810 г. в Се­вастополе.

Корабль вошел в историю военно-морского искусства.

Изображен на памятной медали из серии «300-летие Российского военно-морского флота».

Памятная медаль с изображением корабля «Святой Павел» Святой Павел (модель) Святой Павел

Святой Павел














Схема к описанию осады и взятия Корфу (с обозначением корабля «Святой Павел»)

Источники и литература:

90 (84?)-пушечный линейный корабль «Святой Павел»[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://shipmodeling.uw.hu/svpavel/index.htm .

Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год / Ф. Ф. Веселаго. — С.-Пб. : Типография Морского министерства, 1872. — С, 456-457.

Картинная галерея художника Сергея Петровича Панасенко (Михалкина) [Электронный ресурс] / С. П. Панасенко // Геральдика и живопись. Сайт Сергея Панасенко (Михалкина) : веб-сайт. — Режим доступа: http://arms-painting.narod.ru/picture1.htm .

Корабль «Святой Павел» [Электронный ресурс] / Sevastopol.info // Черноморский флот. Информационный ресурс: веб-сайт. — Режим доступа: http://flot.sevastopol.info/ship/parus/lineynie/svyatoy_pavel_2.htm .

Михайлов М. А. Фрегаты, крейсера, линейные корабли / М. А. Михайлов, М. А. Баскаков. — Москва: ДОСААФ, 1986. — С. 174-178.

Памятная медаль «Линейный корабль Святой Павел 1794 г.» [Электронный ресурс] / Министерство культуры Российской Федерации // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. — Режим доступа: http://goskatalog.ru .

Святой Павел (линейный корабль, 1794) [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. // Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Павел_(линейный_корабль,_1794) .

Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х томах / А. Б. Чернышев. — Т. 1. — Москва: Воениздат, 1997. — С. 134-135.

Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России. 1696 — 1891 гг. /А. Б. Широкорад. — Москва: Вече, 2007. — С. 292.

Шитарев В. С. Закат эпохи парусных линкоров / В. С. Шитарев // Двигатель: веб-сайт. — Режим доступа:

66-пушечный линейный корабль "Св. Павел" был заложен на Николаевской верфи 20 ноября 1791 года и спущен на воду 9 августа 1794 года. Этот корабль вошел в историю военно-морского искусства, с его именем связана блестящая операция русских моряков и флотоводцев по взятию крепости на острове Корфу в 1799 году.Шла война между Францией и коалицией европейскил стран, в которую входила и Россия. Русская черноморская эскадра в составе 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 бригов с десантом солдат снялась с якорей и взяла курс в Средиземное море. На "Св. Павле", флагмане эскадры, развевался флаг знаменитого флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Вскоре к русской эскадре присоединилась турецкая в составе 4 линейных кораблей и 6 фрегатов. Достигнув Средиземного моря, объединенная эскадра приступила к освобождению Ионических островов, где главным оплотом Франции была крепость на острова Корфу, считавшаяся неприступной. И для этого были все основания. Гарнизон острова насчитывал 3000 солдат и офицеров, в крепости располагались 650 орудий, запасы продовольствия были рассчитаны на осаду в течение полугода. Подходы к острову были закрыты двумя островами, Видо и Лизарето, с установленными на них артиллерийскими батареями. В гавани Корфу стояли два мощных фрегата, бриг и много мелких судов. Ф. Ф. Ушаков решил начать штурм крепости с атаки на остров Видо, прикрывавший вход в гавань Корфу. По сигналу флагманского корабля эскадра подошла на картечный выстрел к Видо. В 7 часов утра 18 февраля 1799 года залпом "Св. Павла" по самой крупнокалиберной батарее начался артиллерийский обстрел острова. К 10 часам все пять французских батарей на Видо были "истреблены и обращены в прах", как доносил после боя Ушаков. На гребных судах под прикрытием огня линейных кораблей и фрегатов в трех местах острова был высажен десант. К двум часам дня на Видо реяли русские флаги. Французский 74-пушечный линейный корабль "Леандр" и 54-пушечный фрегат "Брюн" пытались поддержать своим огнем защитников острова, но были согнаны русскими кораблями и ушли под защиту батарей крепости Корфу. Второй десант русских моряков, высадившийся на острове Корфу, молниеносно захватил два форта. Французские солдаты были вынуждены укрыться в стенах крепости. Успехи русского десанта настолько деморализовали гарнизон Корфу, что на следующее утро после первых выстрелов с кораблей русско-турецкой эскадры комендант острова генерал Шабо выслал к Ушакову парламентариев с просьбой прекратить военные действия и приступить к переговорам о сдаче крепости. Акт о капитуляции гарнизона "неприступной" крепости на Средиземном море был подписан 20 февраля 1799 года на флагмане контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова "Св. Павел". Великий русский полководец А. В. Суворов, узнав об этой победе, с восторгом писал: "Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?" В плен сдались 2931 человек, в том числе четыре французских генерала. На острове были захвачены богатые военные трофеи: линейный корабль, фрегат, 15 других судов, 629 береговых орудий, 5000 ружей. Жители острова Корфу, освобожденного русскими моряками от французского владычества, преподнесли Ф. Ф. Ушакову золотую шпагу, украшенную бриллиантами. Акт о капитуляции крепости Корфу был гуманным и по-рыцарски великодушным к побежденным. Вот выписка из акта о сдаче французского гарнизона: "Гарнизон выйдет со всеми военными почестями из всех фортов и с постов, которые он занимал в последний день подписания настоящей капитуляции. Он установится на эспланаде, где сложит свое оружие и знамена, кроме генералов, офицеров штаба и других офицерских чинов, как военных, так и гражданских, которые сохранят свое оружие. Затем посты будут заняты союзными войсками, после чего французы вернутся в цитадель в свои помещения, где будут находиться до их погрузки в порту Мандрахио. До этого момента при них будет состоять русский почетный караул". С пленных солдат и офицеров было взято честное слово, что в течение 18 месяцев они не будут воевать против России и ее союзников. Пленным разрешалось увезти с собой все свое личное имущество.

Участник сражения при Корфу капитан-лейтенант Е. П. Метакса писал: "Французские генералы, выхваляя благоразумные распоряжения адмирала и храбрость русских войск, признавались, что никогда не воображали себе, чтобы мы с одними кораблями могли приступить к страшным батареям Корфы и Видо, что таковая смелость едва ли была когда-нибудь видана... Они еще были более поражены великодушием и человеколюбием русских воинов". Освободив остров Корфу, русская эскадра активно участвовала в освобождении Неаполитанского королевства. Слава Ушакова росла не только среди русских моряков и жителей освобожденных им Ионических островов. Недавние враги, а теперь союзники - турки относились к нему с большим уважением, называя его Ушак-паша. Везде, где появлялись русские моряки, их принимали с восторгом и любовью, а когда русские освободили Неаполь, один из знатных итальянцев писал: "Конечно, не было никогда примера, подобного сему происшествию. Но лишь российским войскам возможно было сотворить такое чудо. Какое мужество, какая дисциплина, какие кроткие, любезные нравы! Их здесь боготворят, и память о них будет запечатлена во всех сердцах обитателей нашего отечества".

Был заложен в 1791 году и строился на Николаевской верфи в городе Николаеве по чертежам разработанным корабельным мастером С. И. Афанасьевым по распоряжению Г. А. Потемкина. Бригадир С. И. Афанасьев был одним из главных строителей Черноморского флота.

Корпус корабля деревянный, двухдечный (две нижние батарейные палубы), строился по смешанной голландско-английской системе кораблестроения. Верхняя палуба не была сплошной, а имела, как бы вырез в районе шкафута, что соответствовало голландским традициям постройки. Согласно такой архитектуре корпуса у корабля в носовой части выполнялся форкастель, за грот-мачтой квартер-дек (высокие шканцы), за бизань-мачтой полуют, который заканчивался двух ярусным балконом на корме. Второе дно начиналось за фок-мачтой и заканчивалось не доходя до бизань-мачты. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, прокладывались бортовые стрингеры, которые объединяли набор в одно целое. Корабль имел фальшкиль. Носовой княвдигед украшался поясной фигурой святого Павла, вытесанной из дерева и покрытой позолотой. На форкастеле, до фок-мачты, размещался пайол носового светового люка, а по бортам крепились крамболы для удержания якорей. За фок-мачтой размещались сходной трап, шпиль и пайол светового люка, а заканчивался форкастель судовым колоколом (рында). На шкафуте, в данном случае от форкастеля до грот-мачты, размещались фор-люк и пайолы световых люков над которыми возвышались ростры с двумя 14-вёсельными баркасами. На шканцах, между грот- и бизань-мачтой, расположили входной трап и пайол светового люка. На полуюте, перед бизань-мачтой разместился командирский мостик, а за бизань-мачтой штурвал и световой люк. С левого и правого борта, на полуюте, располагались шлюпбалки с двумя 12-вёсельными баркасами. Полуют заканчивался кормой, за которой выполнялись высокие боканцы (кормовые шлюпбалки) с 8-вёсельным баркасом и с балконами под ним.

Спасательные средства включали пять баркасов (два 14-вёсельных, два 12-вёсельных и один 8-вёсельный).

Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 9 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-трюмсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-трюмсель и крюйсель) и 1 косой парус (бизань). На бушприте и утлегаре крепились 3 косых паруса (стаксель, фор-стеньги-стаксель и кливер) и 1 прямой (блинда). Общая площадь одновременно поднятых парусов составляла 3000 квадратных метров. Корабль имел 1 руль из дерева.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 30 одноствольных (165-мм) 32-х фунтовых пушек с длиной ствола 18 калибров, которые располагались побортно на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,95 тонны.
  2. Из 30 одноствольных 24-х фунтовых (150-мм) пушек с длиной ствола 21 калибр, которые располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,4 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,6 тонны.
  3. Из 26 одноствольных 18-х фунтовых (136-мм) пушек с длиной ствола 22 калибра, которые располагались побортно 6 на форкастеле и 20 на квартер-деке и под полуютом. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2 км при весе заряда 2,7 кг и и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,1 тонны.
  4. Из 4 одноствольных 1/4-пудовых (123-мм) единорогов (гаубиц) с длиной ствола 11 калибров, которые располагались побортно на полуюте. Орудие медное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное гранатами со стороны дула. Угол возвышения единорога доходил до 25°. Дальность стрельбы при весе гранаты 4 кг с зарядом 0,82 кг, начальной скоростью 378 м/с и углом возвышения в 25° составляла около 2,4 км. Масса орудия доходила до 360,4 кг.

Корабль 84-пушечного ранга "Святой Павел" прославился тем, что являясь флагманом русско-турецкой эскадры под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, участвовал во взятии острова Корфу в 1799 году. За взятие острова Корфу Ф. Ф. Ушаков был произведен в адмиралы.
В 1810 году , в городе Севастополе, в связи с не годностью к морским походам корабль был разобран.

Строился корабль на Николаевской верфи в г. Николаеве.

Корабль "Святой Павел" сдан Черноморскому флоту в июне 1797 года.


Тактико-технические данные корабля 84-пушечного ранга Водоизмещение: 54,9 метра 47,64 метра
3600 тонн
Длина наибольшая:
Длина по КВЛ:
Ширина наибольшая: 15,2 метра
Высота борта в носу: 11,34 метра
Высота борта на миделе: 10,44 метра
Высота борта в корме: 12,7 метра
Осадка по корпусу: 5,22 метра
Силовая установка: 10 прямых и 4 косых паруса, 1 руль.
Скорость хода: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 30х1 (165-мм) 32-фунтовых пушек,
30х1 (150-мм) 24-фунтовых пушек,
26х1 (136-мм) 18-фунтовых пушек,
4х1 (123-мм) 1/4-пудовых единорога.
Экипаж: 700 человек (8 офицеров)
Всего построено кораблей в 1797 году - 1 единица.