Рынин николай алексеевич. Николай рынин

Рынин Николай Алексеевич

Ры"нин Николай Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии. После окончания в 1901 Петербургского института инженеров путей сообщения остался работать там же (профессор с 1921). При участии Р. в институте была создана одна из первых в России аэродинамическая лаборатория (1909) и организован факультет воздушных сообщений (1920), где Р. читал курс воздухоплавания. В 1928-1932 издал «Межпланетные сообщения» (в. 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов. Автор учебников по начертательной геометрии. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Соч.: Теория авиации, 2 изд., П., 1918; Киноперспектива, Л, 1936; Проектирование воздушных сообщений, М. - Л., 1937; Материалы к истории начертательной геометрии. [Библиография, биографии, эпизоды, факты, хронология], Л., 1938.

«Николай Алексеевич Рынин и его Коллекция иллюстраций, посвященная воздухоплаванию»

К 1 3 0-летию со дня рождения

Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) - известный учёный в области истории и теории авиации и воздухоплавания, начертательной геометрии и строительных конструкций, один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики.

Николай Алексеевич Рынин родился в г. Москве 11декабря 1877 г. Его мать – Мария Васильевна, урожденная Маркова, была дочерью крестьянина Симбирской губернии. Отец – аудитор военного ведомства, сын штаб-лекаря. С пятилетнего возраста Николай лишился отца и со своей сестрой Ольгой находился исключительно на иждивении матери.

В 1883 г. семья переехала в г. Симбирск, (ныне г. Ульяновск), где проживал дед по материнской линии. При материальной поддержке деда Н.А. Рынин поступил в классическую гимназию, которую успешно и окончил в 1896 г., пройдя полный курс 8-ми классов. Несмотря на низкий материальный достаток семьи, в том же 1896 г. Рынин отправился в С.-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения.

За время пребывания в Институте с 1896 по 1901 гг., каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. А в 1900 г. он едет на Парижскую Всемирную выставку для осмотра инженерных сооружений. По результатам поездки были написаны в виде отчетов две статьи: «Новые работы Орлеанской железной дороги в Париже» и «Симплонский туннель», которые были напечатаны в «Известиях» Собрания инженеров путей сообщения.

Ещё студентом, Рынин начал специализироваться по курсу начертательной геометрии и своими способностями и потенциальными возможностями обратил на себя внимание профессора В.И. Курдюмова. Будучи уже на 5-ом курсе, Рынин исполнил по заказу Управления Оренбургско-Ташкентской железной дороги большой проект – ледореза моста каменной кладки через реку Урал.

После окончания Института инженеров путей сообщения в 1901 г. Рынин был принят на службу инженером Технического отдела Службы пути Николаевской железной дороги.

С осени 1901 г. Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирование металлических конструкций. В 1902 г. по рекомендации своего учителя В.И. Курдюмова он был приглашен преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт. В 1903 г. профессор Политехнического института В.Л. Кирпичев предложил Н.А. Рынину вести курс по прикладной механике.

В период 1903-1907 гг. Рынин трижды бывает в заграничных командировках: для изучения инженерных сооружений и знакомства с постановкой преподавания в высших учебных заведениях. В 1903 г. и 1906 г. – в Европе, а в1904 г. – в Америке.

В 1905 г. Н.А. Рынин переходит на работу в Контору по переустройству станций Николаевской железной дороги и составляет ряд проектов мостов, эстакад, водоснабжения, зданий; с 1911 г. он начальник этой Конторы.

В 1906 г. Н.А. Рынин вступает в брак с дочерью преподавателя гимназии Дружининой Тамарой Васильевной.

Одновременно со своей инженерной службой Рынин публикует переводные и оригинальные научные работы, в том числе литографированные курсы по разным разделам начертательной геометрии, исследования по расчету инженерных сооружений и т.п.

С 1907 г., когда в стране начинается развитие воздухоплавания, Рынин принимает самое деятельное участие в пропаганде этой отрасли науки и техники. Он знакомится с особенностями развития этого направления деятельности за границей, организует совместно с другими Всероссийский Аэроклуб. А в 1909 г. Рынин начинает читать курс лекций по воздухоплаванию в Институте инженеров путей сообщения. В том же году он выдерживает экзамен по прикладной и строительной механике для получения ученой степени адъюнкта при С.-Петербургском Политехническом институте и защищает диссертацию на тему «Расчет шарнирных колец из жестких элементов».

Чувствуя настоятельную необходимость при преподавании курса воздухоплавания иметь самому практический опыт полетов, Рынин с 1910 г. сам обучается полетам при Всероссийском Аэроклубе и при Военно- воздухоплавательной школе. Он получает по правилам Международной воздухоплавательной Федерации звание пилота на аэроплане, дирижабле и воздушном шаре, с вручением удостоверения.

Дальнейшая деятельность Н.А. Рынина была связана, в основном, с изучением методов изображения, с одной стороны, и воздухоплавания, с другой. Организация при его непосредственном участии в Институте инженеров путей сообщения Аэромеханической лаборатории (1910 г.), окончательно заставила его оставить службу на Николаевской железной дороге (1913 г.). Рынин полностью переключился на научно-педагогическую деятельность, которая сосредоточена в Институте инженеров путей сообщения, Политехническом институте, а в последствии, Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.

В 1916 г. Н.А. Рынин представляет для защиты в Институт инженеров путей сообщения вторую диссертацию «Давление ветра на здания». Совет Института освобождает Рынина от вторичной защиты и избирает его адъюнктом Института. Диссертационная работа Рынина удостаивается премии имени В.Ф. Голубева.

В 1918 г. Н. А. Рынин принимает участие в организации Народного Аэротехникума и Школы летчиков-наблюдателей в Петрограде. В 1919 г. он получает должность профессора методов изображения в Институте фотографии и фототехники и в Институте инженеров путей сообщения. В 1920 г. в Институте инженеров путей сообщения создается Факультет воздушных сообщений и Рынин избирается его деканом.

В 1920-х годах, увлекшись идеями К. Э. Циолковского, Рынин принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД).

Наряду с педагогической работой он принимал участие в практической разработке новых проблем авиации, реактивных снарядов и артиллерии, строительной механики, инженерных сооружений, аэрофотографии, кинематографии и др.

Уже в 20-е годы авторитет Рынина становится общепризнанным в области авиации и воздушных сообщений. С 1922 г. он включен в состав Совета по гражданской авиации при Главвоздухофлоте. В 1930 г. назначен по совместительству помощником директора Научно-исследовательского института по аэрофотосъемке. 3 ноября 1932 г. Рынин введен в состав Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присуждению ученых званий, а 23 апреля 1937 г. утвержден членом президиума этой комиссии. С 1936 г. он заведует секцией истории авиации и воздухоплавания Института науки и техники АН СССР. В 1937-1940 гг. Н.А. Рынин - профессор по кафедре эксплуатации дирижаблей в Московском дирижаблестроительном учебном комбинате, член Постоянного Технического совета по спецзаданиям, член Государственной квалификационной комиссии, председатель Испытательной комиссии по начертательной геометрии и графики в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1941 г. - профессор и заведующий кафедрой графики в Ленинградской Военно-воздушной академии Красной Армии и Ленинградском авиационном институте.

Рынин ведет большую пропагандистскую деятельность, выступая популяризатором ракетной техники и авиации, космических кораблей и межпланетных сообщений. Он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолет», «Природа», «Техника - массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета». Кроме того, он выступал как лектор и докладчик перед разными аудиториями. Тематика его докладов была широка и разнообразна: история науки и техники, воздухоплавание и авиация, ракетная техника и космические полеты, популяризация научных трудов и изобретений отечественных ученых, инженеров, техников, и в первую очередь основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, и многое другое. За 40 лет своей научной и публицистической деятельности он издал свыше 250 трудов и статей, прочитал около 300 лекций и докладов. Он автор учебников по начертательной геометрии. В 1928-1932 гг. издал книгу "Межпланетные сообщения" (выпуски 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов.

В августе 1941 г. Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии пере­базировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г., в крайне ослабленном состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 г. Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Вся жизнь профессора Н. А. Рынина, выдающегося ученого и талантливого инженера, педа­гога и лектора, пропагандиста и патриота, была посвящена науке.

Биография

Чертежный зал в Петербургском Государственном университете путей сообщения носит имя профессора Рынина.

Библиография

  • вып. 1 - Мечты, легенды и первые фантазии;
  • вып. 2 - Космические корабли в фантазиях романистов;
  • вып. 3 - Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых;
  • вып. 4 - Ракеты и двигатели прямой реакции;
  • вып. 5 - Теория реактивного движения;
  • вып. 6 - Суперавиация и суперартиллерия;
  • вып. 7 - Русский изобретатель и учёный К. Э. Циолковский. Его биография, работы и ракеты;
  • вып. 8 - Теория космического полета;
  • вып. 9 - Астронавигация. Летопись и библиография.

См. также

Напишите отзыв о статье "Рынин, Николай Алексеевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рынин, Николай Алексеевич

После Смоленска Наполеон искал сражения за Дорогобужем у Вязьмы, потом у Царева Займища; но выходило, что по бесчисленному столкновению обстоятельств до Бородина, в ста двадцати верстах от Москвы, русские не могли принять сражения. От Вязьмы было сделано распоряжение Наполеоном для движения прямо на Москву.
Moscou, la capitale asiatique de ce grand empire, la ville sacree des peuples d"Alexandre, Moscou avec ses innombrables eglises en forme de pagodes chinoises! [Москва, азиатская столица этой великой империи, священный город народов Александра, Москва с своими бесчисленными церквами, в форме китайских пагод!] Эта Moscou не давала покоя воображению Наполеона. На переходе из Вязьмы к Цареву Займищу Наполеон верхом ехал на своем соловом энглизированном иноходчике, сопутствуемый гвардией, караулом, пажами и адъютантами. Начальник штаба Бертье отстал для того, чтобы допросить взятого кавалерией русского пленного. Он галопом, сопутствуемый переводчиком Lelorgne d"Ideville, догнал Наполеона и с веселым лицом остановил лошадь.
– Eh bien? [Ну?] – сказал Наполеон.
– Un cosaque de Platow [Платовский казак.] говорит, что корпус Платова соединяется с большой армией, что Кутузов назначен главнокомандующим. Tres intelligent et bavard! [Очень умный и болтун!]
Наполеон улыбнулся, велел дать этому казаку лошадь и привести его к себе. Он сам желал поговорить с ним. Несколько адъютантов поскакало, и через час крепостной человек Денисова, уступленный им Ростову, Лаврушка, в денщицкой куртке на французском кавалерийском седле, с плутовским и пьяным, веселым лицом подъехал к Наполеону. Наполеон велел ему ехать рядом с собой и начал спрашивать:
– Вы казак?
– Казак с, ваше благородие.
«Le cosaque ignorant la compagnie dans laquelle il se trouvait, car la simplicite de Napoleon n"avait rien qui put reveler a une imagination orientale la presence d"un souverain, s"entretint avec la plus extreme familiarite des affaires de la guerre actuelle», [Казак, не зная того общества, в котором он находился, потому что простота Наполеона не имела ничего такого, что бы могло открыть для восточного воображения присутствие государя, разговаривал с чрезвычайной фамильярностью об обстоятельствах настоящей войны.] – говорит Тьер, рассказывая этот эпизод. Действительно, Лаврушка, напившийся пьяным и оставивший барина без обеда, был высечен накануне и отправлен в деревню за курами, где он увлекся мародерством и был взят в плен французами. Лаврушка был один из тех грубых, наглых лакеев, видавших всякие виды, которые считают долгом все делать с подлостью и хитростью, которые готовы сослужить всякую службу своему барину и которые хитро угадывают барские дурные мысли, в особенности тщеславие и мелочность.
Попав в общество Наполеона, которого личность он очень хорошо и легко признал. Лаврушка нисколько не смутился и только старался от всей души заслужить новым господам.
Он очень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеон.
Он врал все, что толковалось между денщиками. Многое из этого была правда. Но когда Наполеон спросил его, как же думают русские, победят они Бонапарта или нет, Лаврушка прищурился и задумался.
Он увидал тут тонкую хитрость, как всегда во всем видят хитрость люди, подобные Лаврушке, насупился и помолчал.
– Оно значит: коли быть сраженью, – сказал он задумчиво, – и в скорости, так это так точно. Ну, а коли пройдет три дня апосля того самого числа, тогда, значит, это самое сражение в оттяжку пойдет.
Наполеону перевели это так: «Si la bataille est donnee avant trois jours, les Francais la gagneraient, mais que si elle serait donnee plus tard, Dieu seul sait ce qui en arrivrait», [«Ежели сражение произойдет прежде трех дней, то французы выиграют его, но ежели после трех дней, то бог знает что случится».] – улыбаясь передал Lelorgne d"Ideville. Наполеон не улыбнулся, хотя он, видимо, был в самом веселом расположении духа, и велел повторить себе эти слова.
Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
– Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
Известие было передано.
Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]

[ 11 (23) дек. 1877 - 1942] - сов. ученый в области воздухоплавания, авиации и начертательной геометрии. В 1901 окончил Петербург. ин-т инженеров путей сообщения и был оставлен для подготовки к профессорской деятельности; с 1921 - проф. там же. Преподавал, кроме того, в Петербург. политехнич. и др. ин-тах. В 1905-13 работал инженером-строителем на Николаевской ж. д. в Петербурге. В Петербург. ин-те путей сообщения при участии Р. была создана (1909) одна из первых в России аэродинамич. лабораторий и организован (1920) факультет воздушных сообщений. Там же начал читать курс воздухоплавания. Был одним из учредителей Всероссийского аэроклуба, принимал деятельное участие в организации первых в России авиационных состязаний и перелетов (1910-13). Р. - автор монографии "Теория авиации" (1917), получившей высокую оценку H. E. Жуковского, курса "Проектирование воздушных сообщений" (1937), а также ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и завоеванию стратосферы. В начертательной геометрии Р. даны графич. решения различных задач в области перспективы и теории теней, написаны учебники по различным разделам начертательной геометрии ("Ортогональные проекции", "Перспектива на плоскости", "Аксонометрия" и др.). Разрабатывал теорию киноперспективы ("Киноперспектива", 1936). Р. принадлежат работы по истории науки и техники.

Соч.: Межпланетные сообщения, вып. 1-9, Л., 1928-32.

Лит.: Добряков А. И. и Зубарев Н. И., Профессор Н. А. Рынин, "Высшая техническая школа", 1936, № 3; Фортиков И. П., Н. А. Рынин, "Природа", 1937, № 1.

Рынин, Николай Алексеевич

(1877-1942) - писатель-популяризатор, прозаик, инженер; один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики. Родился в Москве, окончил С.-Петербургский ин-т инженеров путей сообщения, там же преподавал инженерное дело. Увлекся воздухоплаванием, читал один из первых в России курсов на эту тему, организовал аэродинамическую лабораторию (сам летал на воздушном шаре, дирижабле, самолете, установил несколько рекордов); в 1920-х гг., увлекшись идеями К. Циолковского, принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Во время войны был эвакуирован в Казань, где и умер.

Художественное творчество Р. ограничено НФ повестью "В воздушном океане" (1924) и оставшейся неизданной фантазией "Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем" (рукоп. 1929). Значительно более известна другая работа Р. - вышедшая в 9 выпусках энциклопедия "Межпланетные сообщения" (Вып. 1-9. 1926-1932); ее 2-й и 3-й т., почти полностью посвященные обзору НФ литературы, содержали богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней НФ и представляют собой, вероятно, одни из ранних образцов отечественного фантастоведения (хотя НФ Р. рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники).

Библиография:

1. Космические корабли: (Межпланетные сообщения в фантазиях романистов). Вып. 1-2. - Л.: П. П. Сойкин, 1928.

Рынин Николаи Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, начертательной геометрии, проф. (1921). Окончил Петербург, ин-т инженеров путей сообщения (1901), где был оставлен для дальнейшей науч. и нрепо-дават. работы. При участии Р. в ин-те была создана одна из первых в России аэродинамич. лабораторий (1909) с аэродинамич. трубой для исследования летат. аппаратов. В 1910 совершил ряд полётов на свободном аэростате, установив рекорд продолжительности и высоты полёта. После Великой Окт. революции активно участвовал в подготовке сов. авиац. кадров (организация авиатехникума, Петрогр. школы лётчиков-наблюдателей). С 1920 Р.- декан фак. возд. сообщений в Ин-те путей сообщения, где читал курс воздухоплавания. В 1928-32 издал в 9 выпусках « Межпланетные сообщения» - первый энциклопедия, труд по истории и теории реакт. движения и космич. полетов; автор неоднократно переиздававшихся учебников по начертат. геометрии. С 1930 в течение 10 лет занимался педагогич. деятельностью в Ин-те Гражд. возд. флота. Был одним из организаторов (1931) Ленингр. группы изучения реакт. движения (ЛенГИРД), сыгравшей важную роль в раз витии исследований в области ракетной техники. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7

Сочинения:

Теория авиации. Изд. 2-е. Пг., 1918;

Межпланетные сообщения. Т. 1-3. Л., 1928-32;

Проектирование воздушных сообщений. М.-Л., 1937;

Материалы к истории начертательной геометрии. Л.. 1938.