Анархия - это форма правления? Анархия - это хорошо или плохо? Что такое анархия? Как быть анархистом Так что же такое анархия.

Сегодня, просто идя по улице, можно заменить множество представителей различных субкультур. У всех их есть какие-то отличительные внешние знаки, и все они придерживаются определенных принципов и взглядов. Чем же отличаются от всех анархисты и, вообще, кто такой анархист и каково значение этого слова?

Анархисты – те люди, которые придерживаются свободного мышления, включающего в себя такие нормы и теории, которые выступают против проявления любого вида принудительного государственного управления. Грубо говоря, если вкратце ответить, кто такой анархист, то это человек, выступающий за полную свободу мыслей и действий (но в рамках лично установленного порядка).

Анархисты против любой эксплуатации человека, которая предполагается при любом действующем государственном строе. В то же время вместо существующего строя предполагается установление сотрудничества индивидуумов. Основой любого такого сотрудничества есть следующие принципы: личная заинтересованность, взаимопомощь, добровольное согласие, ответственность.

Чем занимаются анархисты?

Деятельность анархистом можно проклассифицировать как активную и пассивную. Пассивная состоит в том, что человек просто придерживается принципов анархизма, читает соответствующую литературу, ходит на собрания, где обсуждаются последние политические события.

Активная деятельность же направлена на изменение существующего порядка. Анархисты выпускают специальные буклеты для агитации новых членов в свое сообщество, пытаются заниматься политической деятельностью, решают проблемы местного характера.

Как стать анархистом?

Вникать в любое движение стоит с подробного изучения его сути – только в этом случае вы сможете понять полный смысл идей и принципов, заложенных в него. Начните читать соответствующую литературу. Начать можно с Кропоткина и Бакунина.

Далее займитесь поиском уже существующих движений анархистов. Если таковые есть, то примкните к ним, а если отсутствуют, то создайте свое. Стоит отметить, что в сегодняшнее время популярности социальных сетей создание новой группы по интересам не составляет ничего сложного.

Потом уже придется самостоятельно решить в каком направлении двигаться. Есть несколько вариантов развития: просто расширять список участников движения, поддерживающих принципы анархизма; пытаться добиться политического влияния.

Известные анархисты

К знаменитым анархистам первым делом относят, как ни странно Нестора Махно, который активно боролся как с белыми, так и с красными в двадцатые годы 20 века.

Если взглянуть глубже в историю, то к первым анархистом считают Диогена Синопского. Он всячески презирал любое проявление власти и то же время считал, что всем можно управлять одной лишь добродетелью.

Главным теоретиком мирового анархического движения считается М. Бакунин, который в 19 веке сумел не только создать единое мировоззрение во многих странах Европы, но и сформировать полностью автономные организации.

Также известным теоретиком данного движения был Петр Кропоткин. Он выступал за создание вольных коммун без участия любого проявления власти. Управляться такие коммуны должны были бы всеми людьми на основе принципов добра, мудрости и веры.

Важно сказать, что активно начинают задаваться вопросом, кто такие анархисты и что они делают, во времена, когда давление государственного режима становится уже непосильным для обычного человека. Люди полностью перестают верить в институт власти и ищут выход в других, более оптимальных, для себя направлениях управления государством.

А не стать ли мне анархистом?

Недостаёт нам (мне) по жизни философского образования, ох, недостаёт. Приходится образовываться по ходу псифакторианских дискуссий.

Всё таки в основе личности и её поведения лежат убеждения. Если их понять, то поведение становится понятным как таблица умножения.
Вот одна моя уважаемая собеседница любит рубить шашкой с плеча. А ведь милая женщина. И чего? А по убеждениям, оказывается, анархистка. Во как! Монархистов встречал, а анархисток не доводилось. А поскольку симпатия моя к собеседнице глубока я решил разобраться, что это такое, тем более, что по её убеждениям Швейцария чуть ли не пример успешно воплощённого анархизма товарища Кропоткина., который говорил, что государство нужно упразднить.

Читаем про анархизм.

1. Все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Ну и я сразу задумался про Швейцарию. Швейцария – Швейцарская конфедерация. Конфедерация, союз суверенных государств.
ГОСУДАРСТВ! Значит опять власть! Не осуществилась мечта Кропоткина. Просто вместо одного маленького государства куча объединившихся мелких.

Тут мне путаница мыслей моей собеседницы ещё интереснее стала. Как это можно отрицать власть и приводить в пример образец успешного союза государственных властей? Но оказалось, что путаница в мыслях необыкновенная у всех анархистов испокон веков. Широта их воззрений и разнообразие подвидов столь широка, что надо уточнять, Вы – какой анархист? Анархист – феминист? Или левый? Анархо-коллективист или анархо-синдикалист? А может Вы рыночный анархист? Или, извиняюсь, агорист? Не подумайте, впрочем, плохого, это просто правый анархист, сторонник анархического капитализма. Так что простор всем! От левых до правых!

Как договариваются? А никак! Они даже относительно своей организации договориться не могут. Одни говорят она нужна, другие «организация это власть, а мы против власти».

Широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма наводит меня на мысль, что сказать «я анархист» всё равно что сказать «я никто и звать меня никак».

Вы только посмотрите на принципы якобы объединяющие это разнообразие.

«Отсутствие власти, свобода от принуждения, свобода ассоциаций, взаимопомощь, разнообразие, равенство, братство и сестринство».

И на этой «общей» основе справочник выдаёт 14ть различных направлений анархизма! От «зелёного» до «ЛГБТ-анархизма».

И я бы даже не стал разбираться, но! Недавно налоговая наехала на моих знакомых за то, что на компьютерах в офисах нелицензионные программы. Штраф был обалденный. Ибо компьютеров много. Я перепугался и купил на пару своих программы в магазине с мерзким ощущением, что делаю это исключительно из страха. Оказалось, что вполне симпатичное мне движение за свободное распространение компьютерных программ вроде как имеет корни в анархизме. Тогда я – убеждённый анархист! И духовный брат моей собеседницы.

Так есть ли в анархизме рациональное зерно?

АНАРХИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. Что такое «анархизм»? Что такое «анархия»? Кто такие «анархисты»?

Анархизм - это идея о том, как лучше всего жить. Анархия - это образ жизни.

Анархизм - это идея о том, власть, правительство и государство не нужны и вредны. Анархия - это общество без правителей. Анархисты - это люди, которые верят в анархизм и хотят жить в анархии, как когда-то жили наши предки. Люди, которые верят в правительство (такие, как либералы, консерваторы, социалисты или фашисты) называются «этатистами».

Может показаться, что анархизм - это чисто негативная идея, что она только против чего-то. На самом деле у анархистов есть много позитивных идей безвластного общества. Но, в отличие от марксистов, либералов или консерваторов, они не навязывают какой-то конкретной схемы.

2. Разве анархисты не «бомбисты»?

Нет - по крайней мере, в сравнении с, скажем, правительством Соединенных Штатов, которое каждый день сбрасывает на Ирак больше бомб, чем все анархисты мира бросили за почти 150 лет своего существования как политического движения. Почему мы никогда не слышим о «президентах-бомбистах»? Разве так важно, доставляются ли бомбы горизонтально, как в случае с анархистами, или вертикально, как это делает армия Соединенных Штатов?

Анархисты были активны много лет и во многих странах, как с авторитарными, так и с демократическими правительствами. Иногда, особенно в условиях жестких репрессий, некоторые анархисты кидали бомбы. Но это было скорее исключение. Стереотип «анархиста-бомбиста» был создан журналистами и политиками в конце XIX века, и до сих пор от него не могут отказаться. Но уже тогда такой образ был очень сильно преувеличен.

3. Существовало ли когда-нибудь анархическое общество, которое работало?

Да, тысячи и тысячи таких сообществ. Первый миллион лет или около того все люди были охотниками и собирателями и жили маленькими группами равных, без власти и иерархии. Это были наши предки. Анархическое общество было успешно, иначе никто из нас не смог бы появиться на свет. Государству только несколько тысяч лет, и оно все еще не смогло победить последние анархические сообщества, такие как Сан (бушмены), пигмеи или австралийские аборигены.

4. Но мы же не можем вернуться к такому образу жизни?

Почти все анархисты согласятся. Но тем не менее очень полезно, даже для анархистов, изучать эти общества и заимствовать некоторые идеи того, как может быть устроено полностью добровольное, в высокой степени индивидуалистическое и в то же время склонное к взаимопомощи общество. Например, многие анархические племена выработали очень эффективные методы разрешения конфликтов, включающие посредничество и не навязанный суд. Их методы работают лучше, чем наша судебная система, потому что родственники, друзья и соседи спорщиков с помощью дружелюбного и доверительного общения убеждают их согласиться найти некое компромиссное решение проблемы, приемлемое для всех сторон. В 70-х - 80-х годах XX века ученые попытались перенести некоторые из этих методов в американскую судебную систему. Естественно, такие трансплантаты увяли и отмерли, потому что они могут жить только в свободном обществе.

5. Анархисты наивны - они думают, что человек по природе своей добр.

Неверно. Анархисты и в самом деле отрицают идеи внутренней испорченности или Первородного Греха. Это религиозные идеи, в которые большинство людей все равно не верят. Однако анархисты, как правило, не верят и в природную доброту человека. Они принимают людей такими, какие они есть. Человек не может быть каким-то «по природе своей». Мы, живущие при капитализме и его союзнике - государстве - просто люди, у которых никогда не было шансов быть тем, чем мы можем быть.

Хотя анархисты часто апеллируют к лучшим моральным качествам человека, они так же часто обращаются к человеческому эгоизму и эгоцентризму. Анархизм - это не доктрина самопожертвования, хотя многие анархисты сражались и погибали за свои идеи. Анархисты верят, что осуществление их базовой идеи будет означать лучшую жизнь для всех или почти для всех.

6. Как можно быть уверенным, что люди не будут совершать преступления друг против друга без государства, которое регулировало бы преступность?

Если вы не можете быть уверенными, что обычные люди не будут совершать преступления друг против друга, как можно верить, что государство не будет совершать преступления против всех нас? Разве люди, которые дорываются до власти, так самоотверженны, так честны, разве они так сильно превосходят тех, кем они управляют? На самом деле, чем меньше вы доверяете другим людям, тем больше у вас причин становиться анархистами. При анархии возможности равномерно распределены между всеми людьми. Они есть у каждого, но ни у кого нет слишком многих. При государстве возможности сконцентрированы у небольшой группы людей, в то время как у остальных нету почти никаких. С какой силой бороться будет легче?

7. Но - вернемся в реальный мир - что бы было, если бы не было полиции?

Как заметил анархист Аллен Торнтон, «Полиция не занимается защитой; она занимается местью». Забудьте о том, как Бэтмэн разъезжает по городу и прерывает преступления в процессе их совершения - полицейский патруль почти никогда не предупреждает преступления и не ловит преступников. Когда в некоторых районах Канзас-Сити полицейское патрулирование было тайно отменено, уровень преступности остался на том же уровне. Другие исследования доказывают, что также работа детективов, экспертов-криминалистов итд. не влияет на уровень преступности.

Но когда жители некоторых районов договариваются следить за домами друг друга и отпугивать преступников, преступники стараются действовать в других районах, которые охраняются полицией. Они знают, что там они в меньшей опасности.

8. Но современное государство глубоко включено в регуляцию повседневной жизни. Почти любое действие имеет какую-то связь с государственными структурами.

Это правда - однако если вдуматься, повседневная жизнь почти полностью анархична. Трудно встретить полисмена, если он не выписывает вам штраф за превышения скорости. Добровольное соглашение и взаимопонимание превалирует почти повсеместно. Как писал анархист Рудольф Рокер, «Даже под гнетом худшего деспотизма, большая часть личных взаимоотношений человека с другими людьми осуществляется посредством свободного договора и кооперации, без которых жизнь общества была бы невозможна».

Семейная жизнь, покупка, продажа, дружба, молитва, секс и отдых - анархичны. Даже на рабочем месте, которое многие анархисты считают столь же враждебным, как и государство, работники добровольно кооперируются как чтобы уменьшить количество работы, так и чтобы выполнить ее.

Некоторые люди говорят, что анархия «не работает». На самом деле, это почти единственное, что работает! Государство покоится на фундаменте анархии, так же, как и экономика.

9. Разве анархисты не атеисты? Большинство людей не атеисты.

Необязательно быть атеистом, чтобы быть анархистом. Анархисты уважают любые персональные верования. В истории многие анархисты и в самом деле были атеистами, потому что организованная церковь была союзником государства и потому, что она мешала людям мыслить самостоятельно. Все анархисты против нечистого союза между церковью и государством, неважно, в Иране ли, в Израиле ли, или в Соединенных Штатах.

Однако были многие влиятельные христианские (Лев Толстой, Дороти Дэй), иудейские (Пол Гудмен) и мусульманские (Хаким-Бей) анархисты, а также анархисты, исповедующие язычество или восточные традиционные религии.

10. Культура?

Анархизм всегда привлекал щедрые и творческие души, которые обогатили нашу культуру. Среди поэтов-анархистов были Перси Шелли, Уильям Блейк, Артюр Рембо и Лоренс Ферлингетти. Среди известных американских эссеистов-анархистов был Генри Дэвид Торо, и, в XX веке, католическая анархистка Дороти Дэй, Пол Гудмен и Алекс Комфорт («Радость секса»). Учеными-анархистами были лингвист Ноам Хомски, историк Говард Цинн и антропологи А.Р. Редклифф-Браун и Пьер Кластр. Анархисты в литературе слишком многочисленны, чтобы их перечислять, но нельзя не упомянуть Льва Толстого, Оскара Уайльда и Мэри Шелли (автора «Франкенштейна»). Список художников-анархистов включает Гюстава Курбе, Жоржа Сёра, Камиля Писсарро и Джексона Поллака. Также анархистами были такие музыканты как Джон Кейдж, Джон Леннон, группа CRASS и многие другие.

11. Предположим, что вы правы и что анархия и в самом деле лучший способ жизни. Но как нам уничтожить государство, если оно так сильно и агрессивно как вы говорите?

Анархисты всегда думали об этом вопросе. На него нет одного простого ответа. В Испании около миллиона анархистов в 1936 году, когда была попытка военного переворота, сражались с фашистами на фронте и в то же время поддерживали рабочих в их стремлении захватить фабрики. Они также помогали крестьянам создавать коммуны. Анархисты проделали то же на Украине в 1918-1920 годах, где они сражались как с царистами, так и с большевиками. Но не так мы уничтожим государство в XXI веке.

Рассмотрим революции, которые скинули коммунистическую диктатуру в Восточной Европе. Там было некоторое количество насилия и смертей - в каких-то странах больше, в каких-то - меньше. Но политиков, бюрократов и генералов - того же врага, с которым мы боремся сейчас - уничтожило не это, а простой отказ большинства населения работать или делать что-то еще для поддержки прогнившего режима. Что могли сделать комиссары в Москве или Варшаве? Сбросить атомную бомбы на самих себя? Уничтожить рабочих, за счет которых они живут?

Большинство анархистов считают, что то, что они называют «всеобщей стачкой» может сыграть решающую роль в уничтожении государства. Это - массовый отказ от работы.

12.Если вы против любого правительства, вы, должно быть, против демократии?

Если под словом «демократия» понимать право людей распоряжаться собственными жизнями, то все анархисты являются, как их назвал американский анархист Бенджамин Таккер, «непугаными джефферсонианскими демократами» - то есть, единственными истинными демократами.

Но это не то, что из себя представляет демократия на самом деле. В реальной жизни, часть людей (в Соединенных Штатах, пожалуй, меньшинство населения) избирает горстку политиков которые потом контролируют наши жизни, издавая законы и используя невыборных бюрократов и полицию для того, чтобы проводить их в жизнь, вне зависимости от того, нравится это народу или нет.

Как писал французский философ Руссо (не анархист), при демократии люди свободны только в момент подачи голосов, все остальное время они - рабы правительства. Кроме того, политики и бюрократы находятся под сильным влиянием крупного бизнеса и, зачастую, некоторых других групп. Это знают все. Но некоторые молчат, потому что получают поблажки от власть придержащих. Большая часть остальных молчит, потому что они знают, что протестовать - плохо, и их за это могут заклеймить «экстремистами» или даже «анархистами». Отличная «демократия»!

13. Но если не избирать официальных лиц чтобы они принимали решения, кто же будет принимать их? Нельзя же допустить, чтобы каждый мог делать что хочет не принимая во внимание остальных?

У анархистов есть множество идей о том, как будут приниматься решения в полностью добровольном и основанном на взаимопомощи обществе. Большинство считает, что такое общество должно базироваться на местных сообществах, достаточно маленьких чтобы люди знали друг друга и были связаны узами семьи, дружбы, общих мнений и общих интересов. А так как это сообщество - локально, люди также будут обладать общими знаниями о своем сообществе и его окружающей среде. Они будут знать, что им придется жить с последствиями своих решений, в отличие от политиков и бюрократов, которые принимают решения за других людей.

Анархисты считают, что важные решения всегда должны приниматься на насколько возможно более низком уровне. Те решения, которые каждый индивидуум может принять для себя, не вступая в противоречия с решениями, принимаемыми другими для себя, должны приниматься на уровне отдельной личности.. Решения, которые необходимо принимать группой (такой, как семья, религиозное объединение, группа коллег по работе итп) опять же должно приниматься ими, если оно не затрагивает интересы других групп. Решения, касающиеся большого числа людей, должны приниматься общим советом.

Однако совет - это не власть. Никого не избирают, кто угодно может участвовать, люди говорят только за себя. Но когда они говорят о конкретных вещах победа в споре для них, в отличие от футбольного тренера Винса Ломбарди, не «единственная вещь». Они хотят, чтобы все победили. Они уважают дружбу и добрососедские отношения. Они хотят, в первую очередь, уменьшить непонимание и прояснить ситуацию. Часто этого хватает для того, чтобы придти к общему решению. Если нет, они стараются выработать компромисс. Очень часто это удается. Если нет, решение, если оно не требует незамедлительного решения, можно отложить, чтобы все сообщество могло обдумать и обсудить проблему до следующей встречи. Если и это не даст результата, можно обдумать вариант, когда те группы, которые не могут придти к соглашению, временно разделяются чтобы каждая сделала по-своему.

Если ничто не дает результата, если у людей есть непреодолимый различия во мнениях по какому-то вопросу, у сообщества есть два варианта. Меньшинство может присоединиться к большинству, если гармония внутри сообщества более важна, чем данный вопрос. Возможно, в этом случае большинство уступит меньшинству в другом вопросе. Если так сделать невозможно, потому что данный вопрос очень важен для меньшинства, оно может отделиться чтобы сформировать новое сообщество, так же, как это сделал ряд американских штатов (Коннектикут, Род-Айленд, Вермонт, Кентукки, остров Мэн, Юта, Западная Виржиния итд.). Если их отделение не аргумент против этатизма, значит это не аргумент и против анархии. Это не неудача анархии, потому что новое сообщество воссоздаст анархию. Анархия - не совершенная система, она просто лучше, чем все остальные.

14. Мы не можем удовлетворить все наши желания и потребности на локальном уровне.

Возможно, не все из них, но есть археологические свидетельства товарообмена на расстояния в сотни и даже тысячи километров в анархической, доисторической Европе. Анархические примитивные сообщества, которые посетили антропологи XX века, такие как Сан (бушмены) или аборигены Тробриандских островов производили такую торговлю между отдельными «торговыми партнерами» - хотя это было больше похоже на обмен подарками, чем на то, что мы привыкли называть «бизнесом». Практическая анархия никогда не зависела от полной самодостаточности сообщества.

Но многие современные анархисты утверждают, что сообщества и регионы должны быть насколько возможно более самодостаточными и не зависеть от далеких и незнакомых сообществ в том, что необходимо. Даже с современными технологиями, которые зачастую специально создавались для того, чтобы увеличить коммерческий рынок за счет разрушения самодостаточности, локальное сообщество может быть куда более самодостаточным, чем корпорации и правительства дают нам понять.

15. Одно из определений слова «анархия» - хаос. Разве анархия не должна быть хаосом?

Пьер-Жозеф Прудон, первый человек, назвавший себя анархистом, написал, что «свобода - это не дочь, а мать порядка». Анархический порядок стоит выше, чем порядок, устанавливаемый государством, потому что это не система навязанных сверху законов, а просто договор людей, которые знают друг друга о том, как им жить вместе. Анархический порядок базируется на общем соглашении и общем здравом смысле.

16. Когда была сформулирована философия анархизма?

Некоторые анархисты считают, что первые анархистские идеи были высказаны киником Диогеном в Античной Греции, Лао-Цзы в древнем Китае и некоторыми средневековыми мистиками, а также проявлялись во время гражданской войны в Англии в XVII веке. Но современный анархизм начался с работы Уильяма Годвина «Политическая справедливость», опубликованной в Англии в 1793 году. Пьер-Жозеф Прудон во Франции воскресил его в своей работе «Что такое собственность?» (1840 год) и вдохновил анархистское движение среди французских рабочих. Макс Штирнер в «Единственном и его собственности» (1844) определил чистый эгоизм, одну из базовых анархистских ценностей. Американец Джошуа Уоррен в то же время независимо от них пришел к схожим идеям и начал создавать американские утопические коммуны. Анархистские идеи были развиты великим русским революционером Михаилом Бакуниным и уважаемым российским ученым Петром Кропоткиным. Анархисты надеются, что их идеи продолжат развиваться в изменяющемся мире.

17. Вся эта «революционность» слишком напоминает коммунизм, который никто не хочет.

Анархисты и марксисты были противниками с 60-х годов XIX века. Хотя иногда они действовали сообща против общего врага, такого, как царисты во время Русской Революции и испанские фашисты во время Испанской Гражданской Войны, коммунисты всегда в конце концов предавали анархистов. Марксисты, от Карла Маркса до Иосифа Сталина, ненавидели и всячески клеймили анархизм.

Некоторые анархисты, последователи Кропоткина, называют себя «анархо-коммунистами» - но не коммунистами. Они противопоставляют свой вольный коммунизм, возникающий снизу - добровольное обобществление земли, заводов и труда локальными сообществами, в которых люди знают друг друга - коммунизму, навязанному государственной властью, национализирующему землю и все средства производства, отрицающую любую автономию и низводящему трудящихся до уровня «государственных служащих». И в самом деле - можно ли представить себе две более разные системы?

Анархисты приветствовали и принимали активное участие в падении коммунизма в Восточной Европе. Многие анархисты из других стран помогали диссидентам в Восточном Блоке в течение многих лет - чего не делало правительство Соединенных Штатов. Сейчас во всех бывших коммунистических странах есть активные анархисты.

Падение коммунизма, конечно, дискредитировало большую часть американских левых, но не анархистов, многие из которых, к тому же, и так никогда не считали себя «леваками». Анархисты существовали до марксизма и все еще существуют после него.

18. Разве анархисты не сторонники насилия?

Анархисты по количеству насилия даже не приближаются к Демократам, Республиканцам, либералам или консерваторам. Эти люди только кажутся миролюбивыми, потому что государство делает за них всю грязную работу. Но насилие есть насилие, ношение униформы и размахивание флагом этого не меняет. Государство насильственно по определению. Без насилия по отношению к нашим предкам-анархистам - охотникам, собирателям и фермерам - сегодня бы не было никаких государств. Некоторые анархисты - сторонники насилия, но все государства совершают акты насилия каждый день.

Некоторые анархисты, в традиции Льва Толстого, принципиально миролюбивы и даже не отвечают на насилие. Относительно малое число анархистов верят в прямую агрессию против государства. Большинство анархистов поддерживают самозащиту и допускают некоторое количество насилия в революционной ситуации. На самом деле, вопрос не в насилии или ненасилии. Вопрос в прямом действии. Анархисты считают, что люди - все люди - должны взять свою судьбу в свои руки, индивидуально или коллективно, неважно, делая ли что-то легальное или нелегальное, связанное с насилием или то, чего можно достигнуть без насилия.

19. Какова точная структура анархического общества?

Большинство анархистов не имеют «точного» плана. Мир станет очень разнообразным местом после того, как правительства будут ликвидированы.

Анархисты не навязывают никому никаких строгих схем, но они предлагают некоторые основные принципы. Они говорят, что взаимопомощь - сотрудничество вместо конкуренции - это главный закон общественной жизни. Они индивидуалисты в том смысле, что они считают, что общество существует для благ индивидуума, а не наоборот. Они уважают децентрализацию, считая, что основой общества должны быть локальные, более-менее замкнутые сообщества. Эти сообщества затем могут объединяться - по принципу взаимопомощи - но только для координации действий, которые не могут быть решены на уровне отдельных сообществ. Анархическая децентрализация переворачивает современную иерархию сверху вниз. Сейчас чем выше уровень правительства, тем большую власть оно имеет. При анархии, высшие уровни ассоциации вовсе не являются правительствами. У них нет никакой власти и чем выше уровень, тем меньше ответственности делегируется им снизу. В то же время анархисты принимают во внимание риск, что такие федеративные структуры могут стать бюрократическими и этатистскими. Мы - утописты, но в то же время и реалисты. Мы должны следить за этими федерациями очень внимательно. Как указал Томас Джефферсон, «вечная бдительность - цена свободы»

20. Какие-нибудь последние слова?

Уинстон Черчилль, ныне покойный английский алкоголик, политик и военный преступник, однажды написал, что «демократия - это худшая система правления, за исключением всех остальных». Анархия - это худшая структура общества за исключением всех остальных. Пока что все цивилизации (государственные общества) рано или поздно разрушались, побежденные анархическими обществами. Государства по существу своему нестабильны, а значит рано или поздно наше тоже разрушится. Никогда не рано начать думать, что создать на его месте. Анархисты думали об этом более 200 лет. Мы дали начало. Мы приглашаем вас исследовать наши идеи и присоединиться к нам в стремлении сделать мир лучше.

12/10/2010

Анархисты просят не фотографировать их и не хотят называть свои фамилии, потому что их могут выследить нацисты (впрочем, нацисты по этой же причине тоже не любят светить свои лица). Поэтому мы ограничимся только именем. Евгений – один из петербургских анархистов – рассказал Online812, как живется в Петербурге ему и его товарищам.


- У всех, кто учился в советской школе, есть представления об анархизме - Бакунин, Кропоткин, ну Махно еще. Современные анархисты - это их последователи, или сейчас совсем другой анархизм?
- Конечно, когда первые анархические движения появились в конце 1980-х, они сильно ориентировались на прошлое. Достаточно сказать, что все первые группы были созданы студентами истфаков педагогических вузов. Но сегодняшний анархизм больше связан с музыкальной субкультурой и с современными западными теоретиками. В начале ХХ века было жесткое деление на три направления в анархизме: индивидуалисты, синдикалисты и анархо-коммунисты. Сегодня такого деления нет, все перемешалось. Если говорить о России, то из наиболее крупных и структурированных организаций - это Сибирская конфедерация труда, организованный анархистами профсоюз, в который входит несколько тысяч человек. Там не все анархисты, естественно, но руководство анархическое. Для них профсоюз стал не просто органом борьбы за права рабочих, а универсальной организацией. Например, в Омске они занимаются проблемами детей-сирот.

- А в чем разница между этими тремя историческими направлениями?
- Синдикализм проповедует борьбу на рабочем месте и имеет целью всеобщую стачку, после которой трудящиеся обобществят средства производства. Анархо-коммунизм - это такой либертарный коммунизм, и его последователи спорят с синдикалистами по вопросам профсоюзов, которые коммунисты склонны критиковать. А анархо-индивидуалисты стоят за освобождение личности и за свободные ассоциации людей.

- Можно говорить, что в Петербурге есть какое-то доминирующее течение?

- В основном это субкультурные течения - панки, скинхеды (имеются в виду скинхеды-антифашисты. - С. В.) и другие. В начале XX века анархисты были равнодушны к вопросам охраны природы и животных, сейчас большинство - вегетарианцы и занимаются экозащитой. Роль формальных организаций невелика. Есть «Анархический черный крест» - группа помощи заключенным, которые им помогают и переписываются с ними, местное отделение «Автономного действия» - анархо-коммунистическая организация, которая действует на Украине и в России. Сейчас это самая жизнеспособная организация. Есть движение «Еда вместо бомб», когда анархисты помогают бездомным, коллектив Индимедии - независимого сайта, на котором собираются новости анархистов со всего мира. Но состав везде очень текуч, люди состоят и там, и там.

- А координирующий центр - или он анархистам не нужен?
- Закрытая рассылка, на которую подписано около 80 человек. Есть еще группа в «Контакте», но это ненадежный сервис, и лучше там ничего не организовывать.

- Что, спецслужбами контролируется?
- Не в этом дело, просто его очень легко взломать. А рассылки обычно идут с надежных серверов, находящихся за границей.

- А сколько всего в Петербурге анархистов?
- На большие праздники типа 1 Мая можно собрать 150 - 200 человек. На последнем нам даже дали пройти по Невскому, хотя в 2009 году все были задержаны. Но в этом году менты окружили либералов, у которых были лозунги против Матвиенко. В ноябре у нас походит фестиваль «Черный Петроград», на который съезжаются люди из других городов - тогда численность готовых выйти на акции увеличивается.

- Группа «Война» - это анархизм?
- У меня двойственное отношение - часть их акций крутые и интересные, но есть и весьма сомнительные. Например, когда они зашли в гипермаркет «Ашан» и имитировали там повешение гастарбайтеров - к таким действиям мы относимся отрицательно. С другой стороны, когда я ездил в Берлин и общался там с анархистами, которые следят за ситуацией в России, они мне говорили: «У вас все так мрачно, все время какие-то репрессии, и тут появляется группа «Война», как такой лучик света».

- Шоплифтинг, в смысле воровство из магазинов - это распространенная практика анархистов?
- Конечно, многие люди этим занимаются. Кто-то афиширует, кто-то нет. Логика в том, что корпорации грабят людей, и украсть немного, чтобы поесть или раздать бедным, - не преступление. Это предмет больших дискуссий - надо ли воровать из всех магазинов или только из гипермаркетов. Многие работали в торговле и знают, что хозяева обычно вычитают все украденное из зарплаты продавцов. Но некоторые считают, что наоборот, этим нужно заниматься, что это заставит работников сплотиться и бороться против работодателя. Но вообще я удивлен, что это так широко обсуждается.

- Обсуждается в среде анархистов?

- Да. В ЖЖ, в самиздате. В ЖЖ было даже специальное сообщество по обсуждению анархистских практик, но потом его закрыли.

- Закрыли владельцы ЖЖ?

- Да. Вероятно, кто-то настучал, что там даются советы, как нарушить закон.

- Так многие анархисты воруют продукты?
- Честно скажу - не знаю людей, которые серьезно занимаются этим. Так, походя, или в качестве развлечения, когда панки крадут ящик пива.

- А сквоты у нас есть?
- Есть, они постоянно появляются и исчезают. Сквоттерское движение непрерывно существует лет семь. Был очень известный сквот Клизма на Нарвской - трехэтажный дом, в котором мы занимали третий этаж, а под нами жили бездомные. Одно время был сквотирован клуб «Мама» на Петроградской стороне. Но там был минус - рядом находилось отделение милиции. Проблема в том, что у нашего сквоттерского движения нет стратегии. То есть заняли дом, а дальше - будь что будет. Он не рассматривается как долгосрочный проект, за который надо бороться. С другой стороны - был очень хороший пятиэтажный дом на Васильевском острове, но мы там смогли освоить только один большой зал. Не хватает человеческих ресурсов.

- Нацисты нападают на анархистов, которые не являются антифа? То есть если люди идут ночью из сквота - они спокойно идут или оглядываются?

- Ну вообще сквоты хорошо конспирируются. Однако сквот на Васильевском острове был эвакуирован отчасти из-за опасений по поводу нацистов. Потому что там появился человек, фотографию которого видели потом на нацистском сайте.

- Сквот - это место тусовки или жизни?

- По-разному. Сквот на Васильевском изначально захватывался как место для проведения концертов и собраний. Но есть люди, живущие в них постоянно.

- А чем быт анархиста отличается от быта простого обывателя?

- Большинство анархистов - вегетарианцы, поэтому тщательно подходят к подбору еды, химии и косметики. Сейчас многие начинают жить коллективами, совместно снимать квартиры. Но в Европе, когда люди живут коммуной, у них есть ощущение общности, они сообща все решают, совместно покупают еду. У нас такое если и есть, то в зачаточном состоянии, потому что в обществе вообще большая проблема с солидарностью. Но мне сложно говорить, потому что это в основном какие-то молодежные темы, люди приходят в анархизм и через несколько лет уходят. А мне больше 30, и таких, как я, - единицы. То есть пока учился в институте - был анархистом, закончил, стал делать карьеру и все забыл.

- Можно, будучи анархистом, делать карьеру?

- Смотря где. Но вообще всякая структура, где можно сделать карьеру, построена на принципах иерархии. А всякое подчинение и управление противоречит принципам анархизма.

- А что вообще значит быть анархистом?

- Анархия - антоним иерархии. Человек, называющий себя анархистом, стремится к уничтожению иерархии - и на рабочем месте, и в отношениях между полами, и в системе отношений человек-животное.

- Жену можно не бить, с этим понятно. А как уничтожать иерархию на работе?

- Можно создавать профсоюз или заниматься саботажем.

- Саботаж - это чистая теория, или на практике тоже такое есть?
- Я в России ни о чем подобном давно уже не слышал. Если бы собрались 10 анархистов и договорились все вместе устроиться работать на какой-нибудь завод, чтобы организовать там профсоюз и начать борьбу, - это был бы хороший пример. Но я таких не знаю. В Жуковском есть кафе, которое организовали анархисты. Вообще подобных предприятий много на Западе, когда люди создают кооператив, вместе всем владеют и вместе трудятся. При этом нет четкого распределения обязанностей - каждый попеременно работает на всех должностях.

Но ведь такое предприятие хуже управляется, чем построенное по обычному принципу и рано или поздно проиграет в конкурентной борьбе.
- Тут ведь нет задачи создать образцовое капиталистическое предприятие. Нужно всего лишь держаться на плаву.

Почему в Европе на улицы выходят десятки тысяч анархистов, антиглобалистов и вообще левой молодежи, а у нас - в лучшем случае несколько сотен?
- У нас прервана историческая традиция, которая возродилась только после перестройки. А на Западе традиция не прерывалась, даже в таких странах, как Болгария, - там были люди, которые пережили советский режим и возродили движение. У нас таких людей нет. В Европе был 68-й год, очень мощный импульс. Там другая система взаимоотношений. То, что у нас называется сквотами, в Берлине в чистом виде не существует. Все сквоты существуют легально, платят какую-то минимальную аренду. Там легче вести свободную жизнь.

- То есть там проще существовать не работая, чем здесь?
- И это тоже. Хотя немцы сейчас жалуются, что с работой сложно, работодатели любят заключать контракты на год. Есть же термин «прекариат» - когда люди работают по краткосрочным договорам, и из-за этого им трудно защищать свои права.

- Ну а на борьбу с угнетателями, как 100 лет назад, вы готовы?
- Идея жертвенности сейчас отвергается. Никто не хочет жить далекой мечтой о толпе, врывающейся в Зимний. Хочется увидеть результаты при собственной жизни.

- То есть о революции не мечтаете?
- Образ революции у каждого свой, а у кого-то его вообще нет. Есть такая левая активистская группа художников и философов «Что делать» - у них был целый номер газеты, посвященный вопросу «революция или сопротивление». Имеем ли мы право называть себя революционерами? Это слишком громкое слово. Я бы сказал, что мы - радикалы. Есть такой британский марксист Джон Холлоуэй, он много лет прожил в Мексике в штате Чиапас, где есть повстанческое движение, близкое к анархистам, и там написал работу «Изменить мир, не захватывая власть». Это такая либертарная концепция революции.

- В смысле бархатная?
- Нет. Когда в Испании была революция и несколько анархистов стали министрами, мелкие группы анархистов (а после поражения революции - все анархисты) говорили, что это была ошибка. Надо было создавать на местах коммуны, менять отношения в обществе, а не вести властные игры. В Каталонии и в Барселоне они же действительно пытались устроить коммунизм здесь и сейчас - сжигали деньги, например. Потом один переводчик, увидев фразу про сжигание денег, даже не понял ее и написал, что анархисты деньги прожигали.

- Все это без насилия?

- Во время наших акций прямого действия люди страдать не должны.

- Даже милиция?

- Ну… это сложный вопрос. Вот Жемчужного прапорщика кто-то ударил - и многие считают, что справедливо.

«Мама-анархия, папа – стакан портвейна», - до сих пор слышится в наших дворах незатейливая песня, в очередной раз доказывая, что Цой таки жив. При слове «анархист » многим наверняка представится волосатый панк с булавками и кучей пирсинга во всех местах. При этом ассоциировать панков и анархистов вполне уместно, ведь каждый панк считает себя анархистом. Однако не каждый анархист является панком. Чтобы выяснить, откуда взялся анархизм и стоит ли считать анархистов отдельной субкультурой, нужно обратиться к истории идейного течения.
Что представляет собой анархизм? Во-первых, это политическая философия, которая отрицает любое принудительное управление человека человеком. Анархия отрицает все формы власти и утверждает, что человек должен жить свободно, без законов и вышестоящих инстанций, руководствуясь только собственным здравым рассудком и совестью. В теории анархизма есть семь базовых принципов, без которых анархизм – не анархизм. Еще в анархизме есть великое множество течений и направлений, о которых вряд ли стоит здесь упоминать. Больше всего меня, если честно, порадовал анархо-феминизм. Но движемся дальше.

Многие наверняка слышали фамилии Кропоткина, Бакунина, ну и, конечно же, Нестора Махно. Всё это – знаменитые идеологии русского анархизма рубежа XIX-XX веков. Анархистские силы внесли немалый вклад в русскую революцию 1917-1926 годов, но большинству современных поклонников анархизма известен только лозунг «Анархия – мать порядка». На этом, как правило, познания юных анархистов заканчиваются.
Почему анархизм дожил до наших дней, а анархисты отпочковались в более-менее самостоятельную субкультуру? На мой взгляд, такое положение сложилось благодаря привлекательности идеи безвластия, на которой основывается весь анархизм. Этого, как правило, достаточно, чтобы юный неформал приобрел значок с буквой «А» в кружочке и стал считать себя анархистом. Некоторые идут дальше и вешают над кроватью постер с изображением батьки Махно. Если пойти еще дальше, то, покопавшись в интернете, можно найти сообщества анархистов, анархистские веб-издания и выйти на сообщество анархистов в своем городе. Это не обязательно будет кружок по интересам, организованный местными панками , а вполне таки политически грамотная (или считающая себя таковой) общность, претендующая на звание организации или даже партии. И тут индивид, ищущий анархизма, попадает в сложную и запутанную ситуацию.
Хотя почему запутанную? Многие выбирают путь наименьшего сопротивления, и считают, что любовь к панку и рваные джинсы автоматический превращают в анархиста. Но есть же еще другие, более социально активные анархисты , которые жаждут нести идею в массы. Некоторые из них весьма презрительно относятся к панкам, так как панк несет в себе разрушение и негатив. Такие идейные анархисты действительно читали Кропоткина и знают, кто такой Прудон. Они любят дискутировать на тему революции и анархизма в уютных жэжэшечках и цитировать классиков.
Но такие комнатные анархисты в меньшинстве, перед радикально настроенным большинством. Именно это большинство выходит на митинги, бросается зажигательными смесями в полицейских и призывает свергнуть государственный строй. Часто анархистов можно заметить на антиглобалистких или наоборот, митингах в поддержку глобализации (взгляды на глобализацию у анархистов встречаются диаметрально противоположные). Внутри такого анархистско-экстремистского большинства прям таки бурлят страсти. Часть из них, с учетом их внешнего вида можно смело причислить либо к антифашистам , либо к наци-скинхедам , и это не будет грубой ошибкой, потому как в анархистской среде имеют место быть и анархо-фашисты, и красные анархисты.

Весь этот анархистский винегрет в большей степени является социально-политическим движением, нежели субкультурой (если рассматривать анархистов отдельно от панков). Однако общие черты у поклонников анархизма всё же имеются. Во-первых, это рок-музыка. В основном, панк, грандж, хардкор, индастриал и некоторые разновидности металла. Во-вторых, одежда, в которой преобладает черный цвет и которая изобилует металлическими деталями. Насчет причесок сказать трудно. Есть и вполне длинноволосые представители, но если, к примеру, анархо-фашист, то тут вариантов прически немного…
А посему получается, что элементы крупного политико-философского мировоззрения со временем переплелись с другими идейными течениями и направлениями, образовав великое множество синтетических течений и направлений, сторонники или противники которых разбрелись по разным углам, потихоньку воюя меж собой. И только панки помнят три заветных аккорда, под которые из мощных глоток неизменно вырывается: «Мама – анархия, папа – стакан портвейна…».